Художественная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья (средняя группа)

Степаненко Наталья Олеговна

Начиная заниматься изобразительной деятельностью с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать их психофизические особенности и подбирать доступные виды деятельности, а также выбор удобного положение тела в пространстве. В статье представлена информация об особенностях изо-деятельности с детьми с ОВЗ, принципы организации занятий и преимущества нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal_2019.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Художественная деятельность с детьми

с ограниченными возможностями здоровья»

Автор-составитель:

Степаненко Н.О.

педагог дополнительного образования

 СПб ГКУЗ СПНДР №13

Санкт-Петербург

2019                                                                                                                                                          

        Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), имеют нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

Категории детей с ОВЗ:  

-дети с нарушениями зрения;                                                                                                          -дети с нарушениями слуха;                                                                                                           -дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);                                                                                -дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА);                                                -дети с задержкой психического развития (ЗПР);                                                                         -дети с нарушением интеллекта (У/О);                                                                                         -дети с расстройствами аутистического спектра (РА);                                                                      -комплексные нарушения.

К группе детей с ОВЗ отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной Программы вне специальных условий воспитания и обучения. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией и может   быть   изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Целью занятий является создание развивающей среды в соответствии с актуальной зоной ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе работы решаются следующие задачи:         

  1. Учить понимать и выполнять инструкции;
  2. Развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, координированные движения рук, зрительно-моторную координацию;
  3. Знакомить с различными видами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
  4. Стимулировать инициативу в выборе материалов исследовательскую активность в свободном экспериментировании с материалами;
  5. Воспитывать устойчивый интерес к творческой деятельности на доступном по двигательным и интеллектуальным возможностям уровне (самостоятельно или с помощью взрослого);
  6. Обучать детей созданию простейших композиций;
  7. Расширять коммуникативную возможность за счет введения альтернативного способа общения с окружающими (а именно, через творческую деятельность)

Принципы организации работы с детьми с ОВЗ

  • Организация комфортного безопасного пространства для осуществления творческой деятельности ребенком с ограниченными возможностями здоровья;
  • Составление индивидуального плана сопровождения, основанного на понимании психоэмоционального состояния ребенка и его индивидуальных достижений в процессе специальной художественной деятельности;
  • Форма проведения занятий: совместная деятельность педагога и ребенка;
  • Применение таких методов и приёмов, как показ (полный или частичный даёт ребенку представление о изображаемом действии и предмете, влияет на эффективность получения навыка), игровая мотивация и музыкальное сопровождение (формирует интерес ребенка к происходящему, создает эмоциональный настрой);
  • Следование за ребенком. Ребенок с ОВЗ может производить мало действий, вследствие чего определение его интересов может быть затруднено. Поэтому взрослый может занять более активную позицию, при этом предоставляя ребенку возможность взаимодействовать с художественными материалами в своём темпе;
  • В начале занятия в течение 1-2 мину проведение пальчиковой гимнастики-стимуляция акупунктурных точек методом Су-Джок;
  • Обеспечение возможности выбора. Выбор-это действие, которое начинается с желания принять или отвергнуть что-либо. Это важная основа коммуникации, которая дает ребенку понимание того, что что его действия что-то значат. Даже если выбор сделан случайно, действия ребенка заложат основу для дальнейшего осознанного выбора;
  • Создание условий для обогащения тактильного и практического опыта, зрительных и слуховых анализаторов, активизации творческой активности за счет работы с различными художественными материалами;
  • Использование в работе разнообразных ярких фактурных художественных материалов (более яркие цвета, громкие звуки, разнообразная текстура поверхностей предметы, игрушки, цвета красок) для интенсивной разнообразной сенсорной стимуляции, формирования умения фокусировать внимание на объекте и получения эмоционально окрашенной реакции ребенка на деятельность;
  • Оказание помощи в освоении технических навыков в изобразительной деятельности

Особенности изо-деятельности детей с ОВЗ:

  • Сложности в понимании вербальной инструкции к заданию, затруднение реализации деятельности по показу;
  • Моторная неловкость, нарушение мелкой моторики и зрительно -двигательной координации;
  • Неаккуратное использование материалов;
  • Быстрое наступление утомления, дети не могут завершить начатое дело.
  • Отсутствие интереса к результатам деятельности.

Обоснование применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Начиная заниматься изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ нужно учитывать их психофизические особенности, и подбирать доступные виды деятельности, а также выбор удобного положения тела в пространстве. Надо отметить, что на развитие ребенка с ОВЗ положительное влияние оказывают нетрадиционные техники рисования, когда традиционные формы рисования могут быть технически сложными.

Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов изо-деятельности, которые не являются общепринятыми.              В данном случае наиболее доступными являются такие нетрадиционные техники как рисование пальцами, техника оттиска, коллаж, тычок жесткой кистью. Удовлетворение потребности ребенка в самовыражении в творческом пространстве может стать стимулом для начала запуска процесса компенсации нарушения и способствовать дальнейшему сенсорному и двигательному развитию.

Преимущества нетрадиционных техник

  • Не требуют специальных способностей или навыков;
  • Являются средством невербального общения и самовыражения;
  • Расширяют кругозор за счет нестандартной работы с различными художественными материалами;
  • Не утомляют детей, сохраняя активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания;
  • Формируют положительные эмоции, помогают повысить самооценку;
  • Продукты творчества являются средством для динамической оценки изменений в состояниях детей.

Планируемые результаты  

  • Стабилизация эмоционального состояния ребенка;
  • Проявление интереса к различным видам художественной деятельности;
  • Повышение активности в создании творческой продукции;
  • Более успешное использование ребенком средств художественно-эстетической деятельности, применение различных изобразительных приемов (техник) и материалов в создании творческой продукции;
  • Рост способности ребенка к восприятию и выражению эмоций – как в непосредственном контакте с педагогом, так и на основе художественно-творческой деятельности;
  • Развитие эмоционально-регулятивных навыков ребенка (способность справляться с психологической нагрузкой, преодолевать состояния напряжения и фрустрации, связанные с деятельностью и общением).
  • Проявление заинтересованности в общении с окружающими.

Оценка результативности в работе с детьми с ОВЗ

В оценке результатов важным является не стремление достичь показателей нервно-психического развития, а личные достижения конкретного ребенка (например, вчера не мог держать карандаш или держал его с помощью взрослого, а сегодня делает это самостоятельно). Временные границы освоение даже элементарных технических навыков ребенком с ОВЗ не могут быть четко прогнозируемы, и чаще всего пролонгированы во времени. Поэтому принятие индивидуального темпа развития и анализ личных достижений и будут показателем положительной динамики психофизического развития ребенка.  Критериями оценки эффективности являются: эмоциональное состояние ребенка до и после занятия; поведение ребенка во время занятия, изменения за определенный период сопровождения; диагностика специалистов психолого-педагогических служб дома ребенка.

Список литературы:

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Планирование, конспекты занятий. Под ред..-М.:Сфера2005
  2. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд.3е, переработанное и дополненное. Учебное пособие-М.: Педагогическое общество России,2005-176с.
  3. Степаненко Н.О. Программа дополнительного образования дома ребенка №13«Яркая планета» (Программа комплексного художественно-эстетического развития и социализации детей 2-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка). 
  4. Нэнси М. Джонсон, Мартин,Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер. Программа «КАРОЛИНА» Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Увлекательное путешествие»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Увлекательное путешествие»...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Морское приключение»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ.Тема «Морское приключение»...

"Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Василий Александрович Сухомлинский...

Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмысления...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальной недостаточностью) Аппликация в нетрадиционной технике на тему: « Снеговик» (с использованием ИКТ -технологии)

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации – аппликация с использованием манной и гречневой крупы. Развить чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти ...