"ХЛЕБ - батюшка"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия совместной деятельности в старшей группе
« ХЛЕБ - БАТЮШКА» с использование ИКТ.
Цели:
знакомство с историей появления хлеба, процессом его производства, его ценностью для человека.
Задачи: формировать:
уважительное отношение к продуктам человеческого труда;
бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
чтение пословиц и художественных произведений о хлебе;
экскурсия в школьный музей «Боевой славы» и рассказ о блокадной норме хлеба в годы войны.
Воспитатель:
- Ребята, каждый день мы завтракаем, обедаем и ужинаем. Блюда меняются, но один продукт остаётся неизменным.
- Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
Что же это за продукт?
- (ответы детей)
- Да, это хлебные изделия. И именно о хлебе мы сегодня с вами поговорим. А какие пословицы вы знаете о хлебе?
- Будет хлеб – будет и обед;
- Хлеб всему голова;
-Плох обед, когда хлеба нет;
- Не трудиться – хлеба не добиться;
- Пот на спине – так и хлеб на столе;
- Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
- Ребята, а вы знаете – когда и где родился хлеб?
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Для всех без исключения людей есть одно общее понятие: хлеб - это жизнь.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят: «Земля матушка, а хлеб батюшка».
Вот он хлебушко душистый
Вот он тёплый, золотистый
В нём здоровье наше, сила
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. И мы сейчас увидим – какой путь прошёл хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.
Хлеб выращивают на поле. Но сначала трактористы вспахивают и боронят землю тракторами.
Затем принимаются за работу сеяльщики. На специальной технике – сеялках , они засевают зёрнами поле.
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К зеле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок!
Вот наши зёрнышки превратились в колоски, а колоски созрели. Поле стало жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое… Пора хлеборобам убирать урожай!
За дело берутся комбайнёры , которые управляют специальной техникой – комбайнами.
Он идёт – волну сечёт,
Из трубы зерно течёт!
А рядом с комбайном едет машина, кузов которой наполняется зерном.
(Слайд №11) Чтобы зерно превратилось в муку – его везут на мельницу или мукомольный комбинат. На мельнице работает мельник, а на комбинате – мукомол.
- Ребята, а как вы думаете – какая мука получится из зерен пшеницы? А какая из зёрен ржи?
- (ответы) Из пшеницы – пшеничная мука, белая. А изо ржи – ржаная мука, тёмная.
Следующее превращение колоска происходит в пекарне. Как называется профессия человека, который там работает?
- (ответ) Пекарь.
Пекарь замесит тесто, а что он испечёт?
- Хлеб, батоны, сушки крендельки, пряники…
Вот и завершается долгий путь нашего колоска. Теперь вся продукция из пекарни отправится в магазины. А к нам в детский сад эту продукцию доставит продуктовая машина.
Нам, ребята, следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий!
Хлеб, ребята, надо беречь. И даже остатки и крошки не выбрасывать, а угощать ими птичек.
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле
Славится он первым на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Хлеб батюшка"
Паспорт педагогического проекта «Хлеб батюшка»СтруктураСодержаниеТема«Хлеб батюшка»Адресация проектаПроект предназначен для детей подготовительной группыРуководители проектаВоспитатель: Ильясова...
Конспект "Хлеб - наш батюшка"
Конспект речевого занятия старшей группы (логопедической) по теме "Хлеб - наш батюшка"...
Беседа "Хлеб-батюшка"
Беседа "Хлеб-батюшка"...
Педагогический проект: "Земля - матушка, а хлеб - батюшка"
Педагогический проек: "Земля - матушка, а хлеб - батюшка"...
Тематическая беседа для детей «Хлеб-батюшка»
Тематическая беседа для детей старшей группы: «Хлеб-батюшка»...
паспорт проекта хлеб - наш батюшка
Эта работа посвящена теме «Хлеб наш батюшка!». Проект направлен на то, чтобы помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба, проследить весь путь хлеба: ...
приложение к проекту "Хлеб - наш батюшка"
В приложение входят материалы, используемые в проекте "Хлеб - наш батюшка"...