приложение к проекту "Хлеб - наш батюшка"
проект по окружающему миру (младшая группа)
В приложение входят материалы, используемые в проекте "Хлеб - наш батюшка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya_k_proektu_hleb_-_nash_batyushka.docx | 46.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Утренняя гимнастика «Зернышки»
Цель: Приучение детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Доставить детям радость.
Поднять эмоциональный и мышечный тонус.
Давайте представим, что мы зернышки
Зернышко какое? (маленькое) Покажите (показ руками)
Мы тоже маленькие (приседаем)
Зернышко посадили в землю (показ руками)
Садим в землю зернышко
Зернышко растет медленно
Выше, выше, выше (приподнимаемся), встаём.
Вот какие колоски высокие (тянем руки вверх).
Колоски тянут ручки к солнышку
Подул на колосочек ветер (машем руками),
Ветер дует нам в лицо (качаемся).
Закачался колосок
Ветер тише, тише, тише (встаем на носочки).
Колосок всё выше, выше, выше
Приезжали комбайны (показать движения).
И срезали колоски
Приехали машины
Повезли зерно на мельницу
Зерна мелют на муку
Получилось много муки
Из муки пекарь печёт пироги.
Приложение 2
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
Чтение сказки «Колосок»
Цель: знакомство детей с содержанием сказки «Колосок», учить детей оценивать героев персонажей, воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков, прослушанного произведения, развивать внимание, память, речь.
Задачи:
Образовательные.
- Учить детей составлять пересказ украинской народной сказки «Колосок» логично, последовательно, близко к тексту с опорой на иллюстрации.
- Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие:
- Развивать речь и обогащать словарный запас детей.
- Упражнять в согласовании глаголов и существительных.
Воспитательные:
- Воспитывать желание говорить правильно.
- Воспитывать активность на занятиях.
- Воспитывать интерес к ответам товарищей.
Ход занятия:
Приветствие.
Все в сборе взрослые и дети, мы можем начинать,
но для начала здравствуйте, нужно нам сказать
Мы друг другу улыбнёмся, головками кивнём
И с хорошим настроеньем сказку слушать мы начнём.
Сказка называется Колосок.
А что такое колосок – это соцветие с зёрнышками на стебельке – соломинке. В сказке нам встретятся слова молотить – выбивать из колоска зёрна, мельница – здание в котором из зёрен делают муку, молоть – превращать зёрна в муку.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (Хлеб)
Из муки делают тесто и пекут хлеб, пирожки, булочки.
Чтение сказки «Колосок»
Упражнение колоски:
По весне поле вспахали, (трут ладошки друг о друга)
Зерном поле засевали. («сеют»)
Солнце припекает. (руки вверх, пальцы растопырены)
Землю согревает.
Высоко поднялись колоски (встали на носочки, руки вверх)
К солнцу тянуться они.
Ветер налетает, колоски качает. (руки качать над головой)
А как дождик пойдет,
Рожь водицу пьет и пьет.
Вот какая нива, до чего красива!!
Подведение итогов (Обсуждение сказки):
Как звали мышат?
Что нашел Петушок?
Что делали мышата все время, пока Петушок трудился?
Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
Почему у мышат голос становился всё тише? (Им было стыдно) Почему?
На какого героя сказки вы хотели бы быть похожи, почему?
Давайте научим героев сказки «волшебным словам»:
Игра «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…. СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень, когда услышит …… ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Когда нас бранят за шалости, мы говорим….. ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
Закончились наши задания, мы скажем гостям…… ДО СВИДАНИЯ
Приложение 3
Беседа в младшей группе.
«Хлеб наш батюшка!»
Цель: Знакомство детей с тем, что хлеб является ежедневным продуктом питания; с разнообразием хлебобулочных изделий; прослеживание пути хлеба от поля до стола; воспитание уважения к труду взрослых, бережного отношения к хлебу.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление о хлебе, продолжать обогащать представление детей о профессиях.
Развивающие:
- Развивать любознательность детей, мышление, мелкую моторику.
Речевые:
- Обогащать словарь: хлеборобы, тракторист, комбайнер, грузчик, мукомол, пекарь.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить.
Демонстрационный материал: Иллюстрации, изображающие пахоту, сев, хлеб растет, жатва, помол зерна, приготовление теста, в печи, на прилавках.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа с ним, физкультминутка «Печём пироги»,
анализ, подведение итога.
Ход беседы
Воспитатель. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос».
Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Давайте, назовём их. (Ответы детей)
-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки месить тесто.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сложили. Всем нам знакомые слова: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», « Хлеб на столе, как и стол - престол, а хлеба ни куска, то и стол - доска».
— Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушка - калачу дедушка».
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле.
(Погореловский.)
-Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы и т.д. И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
— Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А вы знаете, дети, кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
ХЛЕБ.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я.Аким.)
-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.
— Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.
Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.
— Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Руки человека
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зёрна.
(Я. Дягутите.)
— Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Растут всё лето под привольным ветром всё лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба, как бы колосья не сломались и не полегли.
-С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, сберегло.
( С.Погореловский.)
-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? ( Руки агронома, комбайнёра, шофёра, мельника, пекаря, продавца и т. Д.)
— Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? А сейчас, дети, мы с вами испечём пироги своими руками и заодно отдохнём.
Физминутка « ПЕЧЁМ ПИРОГИ»
Засучили рукава - всыпали муку - налили воду - добавили соль - взбили яйцо- перемешали - побили тесто- раскатали- нарезали- налепили пирожков- разложили на противень- поставили печь- испекли- понюхали- взяли все по пирожку- съели.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня?
Дети: Узнали,что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, почему хлеб – наш батюшка.
Приложение 4
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию ватными палочками в младшей группе на тему «Колоски»
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками.
Задачи:
- Знакомить с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками,
формировать чувство композиции;
- закреплять знание цветов;
- расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать.
- Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге,
- развивать мелкую моторику рук,
- развивать внимание и мышление, память;
- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: рассматривание колосков, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: альбомный лист, ватные палочки, гуашь жёлтого цвета, салфетки, игрушка – петушок.
Ход занятия
- Ой, ребята, кто-то к нам стучится? И кто же к нам пришёл в гости? (дети отвечают) (Петушок)
- Ребята, посмотрите, петушок почему-то расстроен. А расстроился он ребята, потому он нашел только один колосок. Дело в том, что у Петушка скоро день рождения и ему нужны колоски, чтобы из них сделать муку и испечь каравай.
- А может Петушок, из одного колоска сделать каравай? (Нет)
- Почему? (В одном колоске мало зернышек, а значит получиться мало муки)
- Как же помочь Петушку? (Подарить ему колоски)
- Посмотрите на стол, и вы узнаете, чем мы будем работать и что делать (рисовать)
- Давайте мы сегодня с вами сделаем много колосков. Вот посмотрите, какие они, какая форма у зернышек, какой цвет, как они расположены, их размер?
(Рассматривание колосков, трогают ручками, и отмечают: форма зернышек овальная; цвет – желтый, светло коричневый; расположены - один за другим; размер – маленькие).
- Каждый из вас нарисует колоски и подарит их петушку. Согласны?
- Прежде чем начать давайте разомнёмся немного.
Физкультминутка «Колосок».
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели).
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются и поднимают руки).
Много-много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперед).
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели).
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот, сколько их растет (взялись за руки в кружок).
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим).
Как один я, столько хлеба соберу (развели руки в сторону).
На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зерно).
Посажу-ка в землю, пусть растет оно (присели на корточки).
- Теперь ребятки проходим за столы, давайте вспомним, как надо сидеть, когда рисуем.
- Посмотрите, какие шаблоны у вас на столах.
- Итак, берём в руки ватную палочку, слегка её мочим в водичке, лишнюю капельку отжимаем о край стаканчика, набираем гуашь.
- Находим середину стебля и ставим точку.
- От этой точки вверх по разные стороны стебелька рисуем кармашки, в которых находятся зёрнышки. Прикладываем ватную палочку к бумаге и сразу же убираем. Получается ровный, красивый отпечаток.
- Но по одному колоску будет мало, давайте нарисуем ещё по два колоска, получится у нас по три колоска – букетик.
Воспитатель рисует на мольберте и комментирует.
Дети рисуют самостоятельно по образцу.
- Вот что получилось (образец, работы детей).
- Вот теперь Петушку хватит и на каравай и на пироги.
Петушок любуется работами детей, хвалит ребят и благодарит их за помощь!
Петушок говорит: «Спасибо ребята за колоски, теперь мне пора домой, до свидания».
Приложение 5
Конспект занятия по лепке - «Колобок»
Цель: Формирование интереса к лепке. Продолжать знакомство детей с тестом и его свойствами.
Образовательные:
- Закреплять умение аккуратно пользоваться массой для лепки.
- Закрепить знание основных цветов (красный, желтый, синий), знание о форме.
- Обогащение активного словаря.
Развивающие:
- Развить мелкую моторику, воображение, речь.
- Вызвать у детей желание делать приятное.
Воспитательные:
-Воспитывать аккуратность при выполнении работ.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Материал. Тесто жёлтого, красного, синего цвета, доска для лепки, салфетка, поднос, книга, куклы настольного театра «Колобок», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок», разучивание пальчиковой гимнастики.
Приемы лепки: общипывание, скатывание, раскатывание, надавливание.
Ход занятия
В. Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Д. Здравствуйте.
В Ой ребятки, посмотрите, здесь лежит какая-то книга.
В Это не простая книга, а книга сказок. Ой, какая она красивая, и, наверное, очень интересная Вы любите слушать сказки?
Д. Да.
А вы хотите оказаться в сказке.
Д. Да
В. Чтобы попасть в сказку нам надо произнести волшебные слова.
Наши уши слышат стук. Тук-тук-тук.
Вот ладошки шуршат,
Наши пальчики трещат.
Ты в ладошки громко бей,
А теперь ты их согрей
Повернулись, покружились, в сказке очутились.
В. Вот мы и в сказке
На столе стоят куклы настольного театра бабушка и дедушка.
В. Посмотрите, в сказке нас встречают бабушка и дедушка.
Давайте присядем и посмотрим тихо-тихо, может, узнаем в какой мы сказке, и узнаем, что будет дальше.
В. Наша сказка продолжается. Слушайте внимательно.
Дед и баба за столом
Как – то пили чай вдвоём
Говорит старик старушке.
Надоели мне ватрушки
Булки яблочный пирог,
Испеки-ка колобок
Баба тесто замесила
Печку жарко истопила
Не прошло и двух часов
Колобок уже готов.
Бабушка из печки вынимает колобка.
В. Ребята, а какой получился у бабушки колобок?
Д. Круглый, жёлтый, симпатичный, весёлый.
В. А колобок то горячий, а давайте подуем на него чтобы он скорее остыл. Ой почему-то он до сих пор горячий, придётся всё же его положить на окошко остынуть.
Положили колобок
остывать к окошку
Колобок с окошка скок
Прямо на дорожку
Покатился по лужайке
покатился в лес густой.
Смотрит бабушка, а колобка и нет. Загоревала бабуля: чем теперь я буду кормить дедушку, останется же теперь он голодный.
Ребятки, давайте дружно поможем бабушке слепить другого колобка. Порадуем бабушку и дедушку.
Дети садятся за стол лепить колобка.
В. Бабушка сначала замесила тесто, мы тоже сделаем как она.
В. Чтобы наш колобок был красивый, давайте скажем
Крутим, крутим кругляшек, получился колобок. Чтобы колобок снова не убежал, сплющиваем ладошкой.
В. Чтобы колобок нас видел, скатаем глазки, чтобы он смог петь песню, раскатаем ротик из маленького кусочка.
Получился весёлый колобок.
В. Мы слепили наши колобки, теперь надо испечь, положим их на поднос, и поставим в печку. Скажем печке волшебные слова, в сказке без волшебных слов никак. А какие волшебное слово скажем.
Д. Пожалуйста, печка испеки нам наши колобки!
Пока наши пирожки колобки пекутся, порадуем дедушку и бабушку, станцуем для них.
(Танец под песню «Колобок», «По дорожке по тропинке»)
Между сосен прыг да скок
Очень весело, игриво
Покатился Колобок» и т. Д.
В. Дедушке и бабушке ваша пляска очень понравилась
Слышится стук. Тук тук-тук.
В. Кто же это к нам спешит, кто же это к нам стучит, вы не знаете?
Заносятся настольные куклы зайца и волка.
В. Они говорят, что в округе очень вкусно пахнет, они решили заглянуть к нам, может их тоже угостят, так же лиса сказала, что тут пекутся очень вкусные пирожки колобки. А откуда она знает, что здесь пекутся вкусные колобки, а наверное, она съела того колобка которого испекла бабуля.
Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко
Ну, а бедный колобок
Был всего лишь пирожок
Пирожки пекут, чтоб кушать,
Не жалей его дружок!
В. Угостим лесных гостей колобками.
Д. Да. (Дети угощают зверей колобками)
В. Ну вот, вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь нам пора возвращаться из сказки. Покружились, повернулись и обратно мы вернулись.
Приложение 6
Конспект досуга «Колобок — румяный бок»
Цели:
- закрепление знания детей о последовательности героев, которых Колобок повстречал на своем пути;
- организация активного отдыха детей.
Задачи:
- развивать речь детей, с помощью кукольного театра, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
- развивать память, мышление, воображение;
- доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.
Ход мероприятия
Воспитатель: Помните сказку о Колобке? Непослушный был Колобок. Куда он сбежал? Кого встретил? И попал в беду. Давайте сегодня пойдем вместе с Колобком гулять, от беды уберегать.
Показ кукольного театра.
Заяц: Колобок, Колобок! Я тебя съем.
Воспитатель: Дети, давайте спасать Колобка. Что мы скажем зайчику? (Ответы детей) Если ты, зайчик, голодный, это не беда! Мы тебя накормим. Мы знаем, что ты любишь. Ребята, что же любит кушать зайчик? (Ответы детей) Все верно.
Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, теперь вот в этой корзинке овощи, которые любит кушать зайчик.
Заяц доволен, дети прощаются с ним и вместе с Колобком отправляются дальше.
Вдруг навстречу волк — зубами щелк.
Волк: Колобок, колобок, а я тебя съем!
Воспитатель. Я знаю! Ты совсем не голодный, а тебе просто скучно одному. Ребята, а может, мы поиграем с волком? (Ответы детей)
Проводится подвижная игра «Найди себе пару».
Волк: Какая замечательная игра. Спасибо, что научили в нее играть. Всех своих друзей научу в лесу играть в такую веселую игру. До свидания!
Катится колобок, а навстречу ему медведь, да как начал реветь. Колобок испугался, думает, что медведь хочет его съест.
Воспитатель. Подожди, Мишенька, не реви, слушай, что мы тебе предложим. Давайте, дети, угостим Мишу медом. Любишь, Мишенька, мед?
Медведь: Еще как люблю.
Воспитатель: Ребята, нам нужно хорошо с Вами посмотреть, куда же мы припасли с вами бочонок с медом. (Дети ищут бочонок с медом)
Медведь: Ох, какой вкусный медок. Спасибо ребята! До свидания!
Катится колобок дальше и видит, сидит Лиса на пенечке.
Лиса: Вот я и дождалась! Скучно мне. Теперь я съем Колобка.
Воспитатель: Не ешь его, он тебе песенку споет. Ребята, давайте поможем нашему Колобку спеть песенку (Дети поют вместе с воспитателем.)
Лиса: Колобок, сядь мне на нос. Что-то я плохо слышу, как ты поешь.
Воспитатель: Ребята, можно Колобку садиться на носик к Лисичке? (Ответы детей) Нет, конечно! Лучше громко сами споем песенку.
Воспитатель: Ребята, может, мы с вами покажем Лисичке, как мы умеем танцевать? (Ответы детей)
Танец: Кукутики «Колобок – румяный бок»
Воспитатель: Ребята – мы сегодня с Вами большие молодцы, мы вспомнили всех героев, которых на своем пути повстречал Колобок.
Приложение 7
Картотека дидактических игр по теме «Хлеб»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: Воспитание у детей уважение к хлебу.
Ход: В чудесном мешочке лежат хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Дети по очереди достают из мешочка и называют их.
Воспитатель: эти продукты питания объединены одним общим признаком.
-Какой это признак? (Они все изготовлены из муки).
-Откуда появляется мука? (Мука получается из зерна)
Дидактическая игра «Назови семью»
Задачи: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.
Материал: мяч.
Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.
Например:
- Как назвать хлеб ласково?
- Как называют крошки хлеба?
- Как называется посуда для хлеба?
- Как называют человека, который выращивает хлеб?
- Как называют человека, который печёт хлеб?
- Как называют завод, где выпекают хлеб?
Слова: хлебушек, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб.
Игра с мячом «Скажи какой»
Задачи: Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игры:
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, подбирают слова – признаки к заданным предметам. (Хлеб какой? Мука какая?)
Игра «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры:
Дети отмечают фишками только хлебобулочные изделия.
Приложение 8
Картотека экспериментов и исследований по теме «Хлеб»
Рассматривание зерен пшеницы.
Превращение зерна в муку (при помощи кофемолки, ступки)
- Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию.
- Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
- Развивать внимание, мышление, память, речь.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
- Прививать трудовые навыки. умение выполнять работу старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к природе.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и зерен пшеницы при помощи лупы.
Цель: Знакомство детей с зернами пшеницы через детское экспериментирование.
Задачи: узнать о том, кто выращивает пшеницу (хлеборобы) и что изготавливают из пшеницы.
Оборудование: Лупы на каждого ребенка, зерна пшеницы, одноразовые тарелочки.
Воспитатель:
- А теперь возьмите лупы, посмотрите на зерна пшеницы: какой они формы, какого цвета? Величины? Что можно сказать о твёрдости? Как догадались?
- Как вы думаете, для чего люди используют зёрна?
- Как вы считаете, откуда берется хлеб? Из чего его изготавливают?
- Из чего делают муку?
- Где растет пшеница?
- Кто выращивает ее?
- Я вам расскажу:
Хлеборобы – это люди, которые работают в поле, пашут землю, сеют, выращивают семена и ухаживают за будущим хлебом, убирают урожай.
(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и называют особенности)
Из пшеницы получается мука пшеничная, из нее изготавливают белый хлеб, крупу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель.
Физ. минутка «Колоски»
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети приседают).
- Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками (дети встают, поднимают руки вверх).
-Колоски тянутся к солнышку (дети тянут руки вверх).
-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (наклон вперед и вниз, руки опускаем вниз).
-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
- Ребята, мы с вами узнали, откуда берется хлеб, из чего его делают.
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:
– Познакомить со свойствами муки.
Оборудование: Зерна пшеницы, одноразовые тарелочки, одноразовые ложечки, кофемолка(ступка).
Ход работы:
Воспитатель: - А теперь я предлагаю изучить свойства муки. Хотите? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но для начала вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментов. (Нужно внимательно слушать задания, выполнять только то, что сказано, быть аккуратными).
Пойдемте за столы. На них вы видите тарелочки с мукой. Давайте, рассмотрим муку.
Скажите, какая мука по цвету? (Ответы детей: белая).
Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах, но он очень слабый.
Обычно при проведении опытов вещества не пробуют на вкус. Но мука – это продукт питания, поэтому я предлагаю вам попробовать муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус? (Ответы детей).
Мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса.
Давайте рассмотрим муку через лупу. Что вы видите? (она состоит из очень мелких частичек).
Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (Ответы детей: мягкая, пушистая).
Из стакана через ситечко высыпаю муку в тарелку. Что происходит с мукой? (сыплется) – Значит, мука какая? (сыпучая).
Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (легкая, мягкая, пышная, воздушная, сухая, рассыпчатая).
Разровняйте муку в тарелочке. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. Оказывается, на муке можно писать и рисовать.
Физ. минутка
Выходите из-за столов. Давайте поиграем.
Дидактическое упражнение с мячом
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет любое изделие, которое делают из муки. (Хлеб, батон, булка, бублики, пироги и пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты, кексы, макароны).
Посадить зерна и понаблюдать за их прорастанием.
Цель: наблюдение за процессом прорастания зерен пшеницы.
Задачи: учить замечать изменения в росте растений, развивать наблюдательность, развивать внимание, память и мышление, словесную устную речь, мелкую моторику пальцев рук. Прививать трудовые навыки. умение выполнять работу старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Емкость для проращивания, почва, семена пшеницы, одноразовые тарелки, лейки с водой, грабли, лопатка.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла? Правильно, это зернышки. Это, ребята, не просто зернышки, это семена пшеницы.
Все семена разные, и все они живые! В каждом семени живет растение. Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но если создать необходимые условия, то из этих зерен вырастут зеленые расточки. Посмотрите, что нам нужно, для посадки семян?
Дети: нужна вода, земля.
Воспитатель: Верно.
Как вы думаете, что еще нужно для того, чтобы наша пшеница выросла?
Дети: солнце, тепло, свет.
Воспитатель: правильно! Земля, вода, воздух, тепло, свет - необходимые условия, для прорастания семян пшеницы. Ребятки, а вы знаете, для чего сеют и выращивают пшеницу?
Дети: из пшеницы делают муку, из муки пекут хлеб,
Воспитатель: Верно.
А сейчас поиграем в игру "Цепочка".
(Воспитатель задает вопрос и подбирает подходящую сюжетную картинку).
- Из чего пекут хлеб? (Из муки)
- Из чего мука? (Из зерна)
- Откуда зерно? (Из колоса)
- Откуда пшеница? (Выросла в поле)
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало».
В землю зёрнышко попало, (приседают, руки внизу)
Прорастать на солнце стало (руки медленно поднимают вверх)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают, руки вверх)
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посеять семена.
• Приготовить горшочки и почву.
• В выбранную емкость насыпать землю. Полный горшочек насыпать не нужно, чтобы при поливе вода не смывала землю через края горшочка.
• Палочкой (карандашом) надавить на землю, чтобы получилось небольшое углубление – лунка, для посева семян.
• На дно лунки положить семя и слегка пальцами придавить.
• Засыпать семена землей.
• Полить посеянные семена, следя за тем, чтобы они не всплыли.
Воспитатель: чтобы посевы быстро проросли, мы поставим их на окно, ближе к свету, будем поливать их и все вместе ухаживать за посевами, а кто первый заметит ростки, скажет нам об этом.
Воспитатель: вот и подошло к концу наше занятие.
Итог.
Воспитатель: Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались? (ответы детей).
- Что нового мы узнали? (ответы детей).
Приложение 9
Консультация для родителей «Как научить ребёнка бережно относится к хлебу»
Хлеб, хлебушек. Вдумайтесь в эти слова! Можем ли мы без него прожить? Конечно, нет! Хлеб основной продукт питания, самый сытный и полезный, самый любимый всеми нами. Наверное, нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. Как и в далёкие времена, у нас хлеб всему голова: от сухаря до пышного каравая. Пора нам задуматься: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, потому что он нам сейчас достаётся легко? Перед взрослыми стоит важная нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. В старину хлеб называли «жито», от слова «жить».
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как небо, на всех,
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Не все ценят хлеб. Мы можем увидеть ценный продукт питания возле мусорных баков, крошки под столом, не съели-бросили. Мы, взрослые, обязаны научить детей любить и беречь хлеб, ценить труд хлеборобов. Конечно, наши дети, живущие в городских условиях, не понимают, как труден труд хлебороба, как труден путь хлеба к столу человека.
Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь. С целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотрите, какие есть хлебобулочные изделия. Купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб; рассмотрите пшеничное зерно, муку; поговорите с ребёнком о труде людей, которые выращивают хлеб. Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, попросить прощения.
Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому крайне необходимо контролировать своё поведение, своё отношение к хлебу. Научитесь брать в магазине столько хлеба, сколько можете съесть. Тогда не придётся его выбрасывать. О хлебе сложено немало пословиц и поговорок. Их смысл сводится к уважительному и бережному отношению к его величеству хлебу. Ну, а главное – ваш личный пример.
Наши рекомендации:
• В отпуске по возможности покажите ребёнку хлебное поле, познакомьте с процессом сбора урожая – нелегким трудом хлеборобов.
• Расскажите детям о том, что в голодные годы войны кусочек хлеба спасал жизнь. И люди, пережившие голод, по - настоящему ценят каждую крошку хлеба.
• Научите детей брать столько хлеба, сколько он может съесть, не бросать куски и крошки на пол, под стол. Хлебные крошки собрать - покормить птиц.
• Расскажите и покажите ребёнку, что из черствого хлеба можно приготовить вкусные сухарики, пожарить гренки.
• Прочитайте детям;
- Белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб».
- Русские народные сказки: «Колобок», «Колосок».
- М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
- Б. Алмазов «Горбушка».
- В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
- С. Я. Маршак «Птицы в пироге», «Пришла весна», «Сентябрь»,
- Ю. Крутогоров «Дождь из семян»
• Выучите с детьми стихотворение про хлеб:
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов
• Чаще беседуйте с детьми о хлебе, о труде хлеборобов; поразмышляйте с ребенком о значении пословиц и поговорок (2- 3 выучите наизусть).
Пословицы и поговорки о хлебе:
Хлеб бросать, силу терять.
Нет хлеба, так нет и обеда.
Хлеб – всему голова!
Сколько не думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь.
Много снега, много хлеба.
Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори.
Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей по освоению образовательной области: «социализация» в старшей группе на тему "Здравствуй, Батюшка- Покров!"
Конспектсовместной организованной деятельности педагога и детей по освоению образовательной области:«социализация»(интеграция с образовательными областями«Познание», «Коммуникация», «Музыка...
НОД с использованием ИКТ в средней группе с нарушением функций ОДА по теме "Огород наш батюшка"
Расширять познавательный интерес по теме овощи в процессе чтения стихотворения, отгадывания загадок, обсуждения и беседы, обследования предмета, составления из частей целого, продуктивной деятельности...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Дары Царю-Батюшке" (по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка")
Лучше всего дошкольник запоминает сказку, если много раз прослушает, просмотрит, проиграет, преобразует ее. Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности, который совмещает все эти действ...
Презентация проекта "Батюшка Покров"
Народные праздники в детском саду...
«Батюшка наш Тихий Дон»
«Батюшка наш Тихий Дон»Сценарий фольклорного праздника для детей средней группы....
приложение к проекту "Хлеб - наш батюшка" (обучающие карточки)
В приложение входят материалы (карточки), используемые в проекте "Хлеб - наш батюшка"...
"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...