Конспект "Хлеб - наш батюшка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Потемкина Надежда Евгеньевна

Конспект речевого занятия старшей группы (логопедической) по теме "Хлеб - наш батюшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

«ХЛЕБ НАШ – БАТЮШКА»

Конспект занятия по развитию речи

 старшей логопедической группы.

Иркутск 2013

Программное содержание:

- Дать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;

-познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

- актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;

-  совершенствовать навыки связного высказывания;

- формирование мелкой и общей моторики;

- развитие внимания, памяти, мышления.

Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, тракторист, сеялка, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор,  мука,  мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты,  крошки, корка, мякоть, сухари.

 

Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.


Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.


Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, мука ржаная и пшеничная, мультимедийный проектор с изображением картинок сельскохозяйственных машин, элеватора, мукомольного завода, пекарни, машин, которые развозят хлеб по магазинам картинки от зерна до хлеба; разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, посылка с хлебом, клеенка, фартуки, косынки, продукты для песочного теста ( яйца, мука, маргарин, сахар, сода), готовое песочное тесто, 2 миски, противень, скалка, нож.

Игры:

- Назови (на картинке) хлебобулочные изделия;

- Назови (на картинке) транспорт и работников с/х;

- Названия зерна;

- Загадки;

- Волшебный мешок с хлебом;

- Цепочка слов.

Ход занятия:

- Ребята, я когда сегодня пришла в детский сад, мне сторож передал посылку и сказал, что рано утром приходил почтальон и просил отдать посылку детям старшей группы.

- Как вы думаете? Что там может лежать?

 (Хлеб)

- А как вы догадались?

(По запаху)

- Конечно, такой аромат идет от посылки.

Чтение стихотворения С. Погореловского


Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило, 
охраняло, берегло!

- Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Где мы покупаем хлеб?

( Ответ детей)

- Хлебобулочных изделий много, назовите их.

(Ответ детей)

- Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе? 
(Ответы детей)

 Хлеб – всему голова!

Без хлеба – нет обеда!

Будет хлеб – будет и песня.

Без хлеба не вкусно и не сытно.

Каждую крошку в ладошку.

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправимся в небольшое путешествие.

- У меня есть для вас загадки.

Овсом не кормят,  кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит.

(Трактор)

- Кто работает на тракторе?

 (Тракторист)

- Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит».

- Что делает трактор?

(Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна)

- Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса.

- Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную. 

Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

- Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном.

Найдите картинку агронома.

- Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы.

Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит,
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду,
Сыпет белый порошок.

-Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.

-А сейчас физ. Минутка:

Колоски золоченые,
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются

- А теперь еще одна загадка:

Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?

 (Комбайн)

- Найдите картинку комбайна.

- Кто работает на комбайне?

(Комбайнер)

- А теперь продолжим свое путешествие.

Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.

- Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

(Ответы детей)

-А затем на мельницу.

Здесь такое с ним  твориться,
В  оборот его берут,
В порошок его сотрут!

- Что это за порошок?

(Мука)

- Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.

- Дальше муку  везут в пекарню.

- Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

На большом хлебозаводе,
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел.

- А сейчас поиграем в игру «Цепочка» :

От куда хлеб пришел?  

(Из магазина)

- В магазин от куда попал?

 (Из пекарни)

- Что делают в пекарне?

(Пекут хлеб)

- Из чего пекут хлеб?

(Из муки)

- Из чего мука?

(Из зерна)

- Откуда зерно?

(Из колоса)

- Откуда пшеница?

(Выросла в поле)

- Кто вырастил пшеницу?

(Агроном)

- Посмотрите на картину. Стеной стоит высокая пшеница. А как ее убирали раньше, когда не было машин?

- Я вам сейчас покажу. Это серп, им жали пшеницу, рожь, ячмень, овес.

- Складывали в снопы, сушили, обмолачивали, мололи на мельницах и пекли хлеб.

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу?

(агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.)

- Молодцы!

Ребятки, а сейчас немного поиграем (физ. Минутка):

Буратино шел, шел,
И монетку нашел,
Посмотрел – пятачок,
Положил в кулачок,
Оглянулся, побежал
Чтобы кот не догнал.

-А сейчас мы попробуем стать пекарями-кондитерами и постряпаем вкусное печенье. Скажите, что нужно для теста? (ответы детей) Правильно, давайте теперь сами попробуем сделать печенье, но перед этим нужно помыть руки и надеть фартуки.
После появляется блюдо с готовыми хлебобулочными изделиями.

- Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.)

Итог занятия:

- Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы. 

Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

- Что вам понравилось на занятии,  что нового вы узнали?

(ответы детей)

С огурцами или, с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки.

Говорят, когда человек чувствует запах хлеба, он становится добрее, так давайте все будем добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей по освоению образовательной области: «социализация» в старшей группе на тему "Здравствуй, Батюшка- Покров!"

Конспектсовместной организованной деятельности педагога и детей по освоению образовательной области:«социализация»(интеграция с образовательными областями«Познание», «Коммуникация», «Музыка...

НОД с использованием ИКТ в средней группе с нарушением функций ОДА по теме "Огород наш батюшка"

Расширять познавательный интерес по теме овощи в процессе чтения стихотворения, отгадывания загадок, обсуждения и беседы, обследования предмета, составления из частей целого, продуктивной деятельности...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Дары Царю-Батюшке" (по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка")

Лучше всего дошкольник запоминает сказку, если много раз прослушает, просмотрит, проиграет, преобразует ее. Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности, который совмещает все эти действ...

Презентация проекта "Батюшка Покров"

Народные праздники в детском саду...

«Батюшка наш Тихий Дон»

«Батюшка наш Тихий Дон»Сценарий фольклорного праздника  для  детей средней группы....

Педагогический проект "Хлеб батюшка"

Паспорт педагогического проекта «Хлеб батюшка»СтруктураСодержаниеТема«Хлеб батюшка»Адресация проектаПроект предназначен для детей подготовительной группыРуководители проектаВоспитатель: Ильясова...

Сценарий осеннего праздника : " Здравствуй, батюшка Покров"

Знакомить детей с традицией празднования на Руси праздника Покрова....