Программа кружка "Занимательные шахматы"
рабочая программа (старшая группа)

Мельникова Елена Петровна

Рабочая программа дополнительного образования «Развитие познавательных способностей детей посредством игры в шахматы» составлена для детей старших 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zanimatelnye_shahmaty_2018-19.docx530.08 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3-5

1.2 Ожидаемые результаты освоения программы………………………………………..6-7

II. Содержательный  раздел

2.1 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения…………………………...8-12

2.2 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения…………………………..13-16

III. Организационный  раздел

3.1 Методическое обеспечение программы…………………………………………..….17

3.2Материально-техническое обеспечение ……………………..………………… ……17                                                                            

Список используемой  литературы………………………………………………...…. 18


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования «Развитие познавательных способностей детей посредством игры в шахматы» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы»,  рекомендованную Министерством образования Российской Федерации, разработана на основе ФГОС дошкольного образования с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» - 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014

Реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.

Уровень усвоения программы общекультурный.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности детей, в создании учебно-тематического плана.

      В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». 

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника. 

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.

Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. 

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре шахматы.

Достигается указанная цель через решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
  • способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры;
  • обучить правилам игры шахматы;

Развивающие:

  • развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к шахматной игре, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Особенность программы в том, что большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций педагогом. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  •  Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  •  Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны.
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  •  Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Условия реализации программы:

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.

 К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, посещающие детский сад. Состав постоянный, набор обучающихся свободный.

Наполняемость групп — 10 человек.

Срок реализации программы два года

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, ориентирован на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня.

Первый год обучения: 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.

Второй год обучения: 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.

(Имеется виду один академический час –это в старшей группе 25 мин., в подготовительной к школе группе -30 мин.)

Формы организации детей: групповая, работа в парах, индивидуальная, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).

Формы и виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игры, турнир, соревнование, праздник. 

1.2 Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения должен знать:

  • историю возникновения шахматной игры;
  • правила и цель игры;
  • основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ценность фигур.

Должен уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • расставлять фигуры перед игрой;
  • играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Критерии уровней развития детей первый год обучения.

Высокий (2 балла): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

Средний (1 балл): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

К концу второго года обучения должен знать:

  • законы развития фигур в начале партии;
  • шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья;
  • значение материального преимущества;
  •  простейшие тактические приёмы;

Должен уметь

  • разыгрывать шахматную партию от начала до конца;
  • соблюдать все правила игры;
  • правильно предлагать ничью.
  • решать шахматные задачи.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

Критерии уровней развития детей второй год обучения.

Высокий (2 балла): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет читать шахматную нотацию.

Средний (1 балл): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

 


II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

                       Содержание программы

Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы»

  • Развитие высших психических функций внимания, способности действовать в уме, логического мышления, целостности восприятия.

  • Развитие умения ориентироваться на плоскости

  • Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.

д.).

        Формирование        умения        классифицировать,        сравнивать        и        обобщать        и        развивать

пространственное мышление.

  • Формирование пространственных  представлений: между, за, перед, посередине, раньше,

позже и т.п..

  • Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).

  • Выработка у ребенка волевых качеств

  • Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического мышления.

  • Развитие физической выносливости, физического здоровья.

2.1 Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

1-2 Педагогический мониторинг

Выполнение тестовых заданий

3. Шахматная доска. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес». Рисование по сказке.

4. Шахматная доска. Дидактическая игра «Да и нет», «Узнай и назови».

5. Удивительные приключения шахматной доски.

Просмотр сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята- хвастунишки». Дидактическая игра «Да и нет»

6.Волшебная доска

Слушание сказки «Волшебная доска», выполнение практических заданий. Шахматные задачи- шутки.

7. Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски»

Закрепление изученного раннее. Дидактическая игра «Да и нет». Расположение доски.

8. Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки». Горизонтали и вертикали

Формирование понятий «горизонталь», «вертикаль». Дидактическая игра  «Поиграем- угадаем», «Горизонтально- вертикальная игра»

9. Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки».Диагонали

Формирование понятий «Диагональ». Дидактическая игра «Горизонтально- вертикальная-диагональная  игра»

10. Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки».

Упражнение в нахождении заданных вертикалей, диагоналей и горизонталей с использованием буквенно- цифровых обозначений. Дидактическая игра «Лабиринт

11. Шахматная доска. «Шахматная эстафета». Схематическое изображение доски. Дидактическая игра «Составь доску», «Пройди и назови»

12. Шахматные фигуры

Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

13. Шахматные фигуры. Дидактическая игра «Угадайка», «Возьми и назови», «Запретная фигура»

14 Начальное положение

Слушание и инсценировка стихотворения о начальном положении шахматных фигур. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек» , «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая»

15.Так много их, но мы их знаем

Логическая минутка. Просмотр  «Книга шахматной мудрости», решение предложенных в ней задач. Игра- соревнование «Расставь фигуры»

16. Ладья

Чтение дидактической сказки «Я- Ладья» Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых».

17 Ладья

Чтение дидактической сказки «Как ладья похудела». Дидактические задания и игры  «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

18. Ладья

Чтение сказки «Простая, бесхитростная фигура» Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры: «Найди фигуру», «Ограничение подвижности».».

19. Ладья

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» ,  «Найди фигуру», «Ограничение подвижности».

20. Ладья Практические упражнения. Загадки из тетрадки.

21. Слон

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых».

22. Слон

Отгадывание загадки о слоне. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Лабиринт

23. Слон

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры «Чудесный мешочек»

24. Слон.  Практические упражнения. Загадки из тетрадки.

25. Ладья против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», "Взятие».

26. Ладья против слона

Дидактические задания: «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона)

27. Ферзь

Чтение дидактической сказки «Могучая фигура», беседа по содержанию; Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»

28. Ферзь

 Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»

29. Ферзь

«Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

30. Ферзь.  Практические упражнения. Загадки из тетрадки.

31. Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Взятие». Дидактические игры «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение»

32. Ферзь против ладьи и слона

Логическая минутка. Дидактическая игра  «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности»

33. Ферзь против ладьи и слона

Практические умения

34.Конь

Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Рассказ и показ сложности ходов коня. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых»,

35. Конь.

Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь»

 36. Конь

Задания: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного), «Ограничение подвижности».

37. Конь

Задания: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (один конь против двух, два коня против двух), Дидактическая игра «Секретная фигура»

38. Конь.  Практические упражнения. Загадки из тетрадки.

39. Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»

40. Конь против ферзя, ладьи, слона

Решение шахматных задач: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».

41. Конь против ферзя, ладьи, слона

Решение шахматных задач: «Взятие», «Выиграй фигуру».

42.Пешка

Чтение сказки  «Чудесная Пешка». Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

43. Пешка

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», Дидактические игры «Захват контрольного поля»

44. Пешка

Дидактические задания «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»

45.Пешка.  Практические упражнения. Загадки из тетрадки.

46. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух)

47. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

Дидактические задания: «Двойной удар» «Ограничение подвижности», «Защита», «Перехитри часовых»

48. Праздник пешки. Практические задания.

49. Король

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие.. Дидактические задания: «Один в поле воин»

50. Король

 Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

51. Король

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие».

52. Король

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности»

53. Король.  Практические упражнения. Загадки из тетрадки.

54. Интеллектуальный турнир

Выполнение игровых заданий

55. «Тронул-ходи»,  «Ход сделан- обратно не вернешь»

Практические упражнения

56. Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

57. Шах

Открытый шах.. Дидактические задания «Дай открытый шах».

58. Шах

Двойной шах. Дидактические задания «Дай двойной шах».

59. Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах

Дидактическая игра «Первый шах»..

60. Проведение игры всеми фигурами из начального положения

 61. Мат

Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат»

62. Мат в один ход

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

63. Ничья

Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание « Пропавшая фигура» «Пат или не пат».

64. Ничья

«Загадки из тетрадки». Практические упражнения

65. Игра в парах

Практические упражнения

66. Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

67. Рокировка

Чтение сказки «Куда идет король»И Сухина

«Загадки из тетрадки». Практические упражнения

68. Тренировочная шахматная партия

«Загадки из тетрадки». Практические навыки

69-70. Шахматная партия

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения

71-72 Педагогический мониторинг

Выполнение тестовых заданий

2.1 Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

1-2 Педагогический мониторинг

Выполнение тестовых заданий

3.Поле. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.

Дидактические задании: «Диагональ», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле»

4.Ходы фигур. Взятие. Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Да и нет»

5. Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

6. Шах

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах».

7. Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах

Дидактическая игра «Первый шах». Проведение игры всеми фигурами из начального положения.

8. Мат

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат»

9. Мат в один ход

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

10.Мат в один ход

Решение словесных логических задач, сложных примеров с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»

11. Мат в один ход

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

12. Что такое связка.

Закрепление хода слоном. Понятие «связка» решение шахматных задач и этюдов Дидактическая игра «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»

13. Ничья

Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание « Пропавшая фигура» «Пат или не пат».

14. Пат.

Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание « Пропавшая фигура» «Пат или не пат»

15. Игра всеми фигурами.

Правило «Короля не бьют» Практические навыки

16.Игра всеми фигурами.

«Загадки из тетрадки». Практические упражнения

17. Шахматная викторина

18-21. Рокировка

Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка. Дидактическое задание «Рокировка».

Чтение сказки «Куда идет король» И. Сухин

22. Рокировка . Итоговое практическое занятие по теме рокировка

23. Непобедимый

 Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач, Дидактическая игра «Узнай и назови»

24-25.Конь

Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые». Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Игра на уничтожение»

26.Конь. «Вилка»

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности»,

27. Конь . Итоговое практическое занятие по теме конь.

28-29 .Король Мат. Пат.

Дидактическая игра «Шах или не шах». Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода»

30. Король «Вечный шах»

Дидактическая игра «Шах или не шах». Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода». Загадки из тетрадки

30. Король. «Волшебный квадрат»

Рассказ о волшебном квадрате. Который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие» Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

31-32 Дебют.

Три правила дебюта. Дидактическое задание «Спёртый мат», разбор ловушек и готовых партий.

33-34. Мат ферзем.

Разбор готовых диаграмм. Дидактическая игра «Мат или не мат»

35-36 Линейный мат.

Объяснение нового материала. Практические задание. Загадки из тетрадки. Дидактическая игра «Мат или не мат»

37-38. Мат двумя слонами.

Объяснение нового материала. Практические задание. Разбор готовых диаграмм.

39 Правило «Взятие на проходе».

Показ, объяснение, разбор готовых игровых ситуаций. Дидактические задания «Двойной удар», «Взятие»

40. Правила квадрата.

Чтение дидактической сказки «Волшебный квадрат. Дидактические задания «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

41-42. Пешечный эндшпиль. Ключевые поля.

Объяснение нового материала. Практические задание. Разбор готовых диаграмм и решение новых

43-45. Волшебный мир комбинаций

Логическая минутка; Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций», беседа по содержанию; решение шахматных задач.

46-48.Матовые комбинации.

Разбор матовых комбинаций. Дидактические  игры «Мат или не мат». «Мат в один ход».

49-50. Этюды. Реши этюд, отгадай задачу, -сыщешь удачу

  Логиическая минутка:  слушание «Волшебные истории» Дидактическое задание «Реши этюд»

51. Сицилианская защита.

Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилианской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

52. «Итальянская партия»

Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

53. Принятый ферзевый гамбит

  Показ педагогом разыгрывания дебюта «Принятый ферзевый гамбит» Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

54. Подготовка к интеллектуальном у турниру

Мини-конкурс «Её величество Загадка», Обучение отгадыванию ребусов; Решение словесных логических задач. Жеребьевка продумывание заданий

55. Интеллектуальный турнир

Выполнение игровых заданий

56. Короткие партии

Логическая минутка; Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

57. Логическая минутка Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

58. Здоровые телом – сильные духом

Слушание сказки «Здоровые телом – сильные духом». Работа по содержанию. Обсуждение психологических этюдов.

59. «В гостях хорошо, а дома лучше»

Конкурс «Ответь как в сказке, сам, без подсказки»,Дидактическая игра «Ход конем» с любого поля 1 и 8 горизонтали. Рисование на тему: Моя шахматная страна; выставка работ

60. Великие гроссмейстеры

Практические занятия в парах; работа с диаграммами. Знакомство с именами великих шахматистов (А.Карпов, Г.Каспаров).

61. Великие гроссмейстеры

Дидактическая игра «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»; работа с диаграммами . Знакомство с именами великих шахматистов

62. Показательная партия

Практические занятия в парах Графический диктант

63. Решение шахматных задач и этюдов

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения

64. И король жаждет боя

Игра всеми фигурами из начального положения

65. Это интересно

Логическая минутка; слушание сообщений об известных шахматистах, Графический диктант. Конкурс на лучшую шахматную загадку

66. Повторение программного материала

Дидактическое задание «Пат или не пат», «Дай мат в один ход», «Дешифровщики»

67. Повторение программного материала

Повторение правил хода и взятия каждой фигуры; Дидактическое задание «Дай мат в один ход»; Дидактическая игра «Адрес», «Шифровка»

68. Шахматный турнир на личное первенство

Логическая минутка. Динамическая пауза.  Проведение турнира

69. Шахматный турнир на личное первенство (финал)

Анализ игр. Проведение турнира

70-71 Педагогический мониторинг

Выполнение тестовых заданий

72. «В гостях у шахматного короля» Шахматный праздник

Инсценировка с участием детей


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Методическое обеспечение программы

          Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

          Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.

Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников.                                  Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми.

Методы, используемые на занятиях:

-игровые;                                                                                                                                                                    -репродуктивные;                                                                                                                                     -частично-поисковые;                                                                                                                              - словесно-логические.

Основные формы занятий:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна. Имеется мультимедийное оборудование, ПК

  3.2Материально-техническое обеспечение                                                                              Средства обучения: на 1 группу (10 человек)

  • кабинет для занятий со столами и стульями;
  • шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);  
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;
  • шаблоны плоских шахматных фигур;
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;
  • таблицы к различным задачкам;
  • раздаточный материал для тренингов;
  • словарь шахматных терминов;
  • портреты знаменитых шахматистов;
  • «Чудесный мешочек» для игры;
  • цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования.
  • индивидуальные рабочие тетради.

                                                    Список литературы

  1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

  1. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984

  1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

  1. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей  5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера»

2006

  1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

  1. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

  1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник

для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  1. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  3. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

16. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия        развития» Ярославль

1998

  1. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006

Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн:

[сайт] URL:       http://www.chess-master.net/articles/3.html;

  1. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://megachess.net/School/textbook/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Королевство шахмат"

Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальны...

Программа по шахматам "Белая ладья"

Перспективный план обучения детей старшего дошкольного возраств обучению игры в шахматы...

Рабочая программа по шахматам для первого года обучения. Внеурочная деятельность

Рабочая программа по шахматам для первого года обучения. Внеурочная деятельность в школе или дополнительных занятий с детьми 6-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка....

Рабочая программа по шахматам

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому сп...