Программа "Королевство шахмат"
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 22.21 КБ |
perspektiv_plan_shahmaty_1god.docx | 17.01 КБ |
perspektiv_plan_shahmaty_2god.docx | 21.77 КБ |
diagnostika.docx | 16.9 КБ |
uchebno-_metodicheskoe_obespechenie.docx | 12.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а также Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р), Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 27 июня 2013 года № 676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» ставят перед системой дошкольного образования новые задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, необходима каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Математика способствует развитию познавательных способностей человека, в том числе к логическому мышлению. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.
В Концепции математического образования в России указано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Важным элементом… являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки) …
Разумеется, для этого следует постепенно расширять присутствие в системе образования специальных дисциплин, которые позволяют развивать интеллект, интеллектуальные способности, формировать такие качества личности, как самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость. Одной из такой дисциплин, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, являются шахматы. Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе обучения игре в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание.
Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.
В Ханты-Мансийском автономном округе одним из региональных составляющих математического образования является шахматное образование. В Ханты-Мансийске прошла конференция в «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования», направленная на реализацию идей, заложенных в Декларации Европарламента, где директор департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры Л.Н.Ковешникова отметила: «Организация шахматного образования – вовлечение ребят в процесс изучения шахмат и в новый процесс мыслительной деятельности - что является эффективным способом сопровождения развития мышления ребенка. Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Образовательная программа «Королевство шахмат» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.
Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Объем и реализация рабочей программы.
Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, 28 занятия в год, с проведением одного занятия в неделю продолжительностью 25 минут во второй половине дня.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы кружка «Королевство шахмат» требует наличия кабинета дополнительного образования.
Оборудование кабинета:
-дидактические игры для обучения игре в шахматы;
-наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
-демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;
-настольные шахматы разных видов;
-шахматные столы;
-обучающие видеоуроки по шахматам;
-родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».
-технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая система, принтер.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы:
а) образовательные:
-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.
-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.
б) развивающие:
-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
- развивать мыслительные операции.
в) воспитывающие:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.
-прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.
Формы работы с детьми включают:
подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя:
специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования,игры,упражнения,просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.
Методы обучения:
-объяснительно – иллюстративный;
-проблемный;
-поисковый.
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на детей 5 -7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 28 занятия. Продолжительность 25 минут.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии проводится в форме индивидуальной беседы, через решение практических задач.
Планируемые результаты освоения программы.
Первый год обучения:
Воспитанник:
- имеет представление о шахматной доске;
- правильно размещает доску между партнерами;
-ориентируется на шахматной доске;
-различает и называет шахматные фигуры;
-правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией;
-умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
-имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;
-умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
-знает правила хода, взятие каждой фигуры;
-владеет основными шахматными терминами;
- умеет делать рокировку;
- умеет объявлять шах;
-умеет ставить мат;
- умеет решать задачи на мат в один ход.
Второй год обучения:
Воспитанник:
- определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
- владеет основными тактическими приемами;
- знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
-умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
-проводит элементарные шахматные комбинации;
- решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;
- разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
|
Предварительный просмотр:
Перспективный план по программе «Королевство шахмат»
Первый год обучения
Октябрь | |||
№ | тема | задачи | содержание |
1 | Шахматная доска. | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. |
2 | Шахматная доска. | Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами. | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. |
3 | Шахматная доска. | Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю. | Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. |
4 | Шахматные фигуры. | Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. | Знакомство с шахматными фигурами. |
Ноябрь | |||
5 | Начальное положение | Учить правильно, располагать фигуры перед партией. | Места фигур в начальном положении. |
6 | Ладья | Освоить ход ладьи. | Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. |
7 | Ладья | Продолжать осваивать ход ладьи. | Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых". |
8 | Слон | Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок. Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны. | Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. |
Декабрь | |||
9 | Слон | Продолжать осваивать ход слона. | Ход слона, взятие. |
10 | Ладья против слона | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. | Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. |
11 | Ферзь | Освоить ход ферзя, Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью. | Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
12 | Ферзь против ладьи и слона | Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». | Ферзь против ладьи и слона. |
Январь | |||
13 | Конь | Обучить детей ходу коня; учить ребенка играть конем против коня. | Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. |
14 | Конь против ферзя, ладьи, слона. | Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона. | Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
15 | Пешка | Обучить детей ходу пешки; Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. | Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». |
Февраль | |||
16 | Превращение пешки | Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя. | Превращение пешки в ферзя. |
17 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона. | |
18 | Король. | Обучить детей ходу короля. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя. | Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. |
19 | Король против других фигур. | Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. | Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. |
Март | |||
20 | Шах. | Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя… | Знакомство с шахматным понятием «шах». |
21 | Шах | Учить детей ставить открытый и двойной шах. Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший. | Открытый и двойной шах. |
22 | Мат | Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. | Знакомство с понятием «мат». |
23 | Мат | Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном. | Мат в один ход. Простые примеры. |
24 | Мат | Научить ребенка ставить мат в один ход с большим числом шахматных фигур. | Мат в один ход. Сложные примеры. |
Апрель | |||
25 | Ничья, пат | Учить детей отличать пат от мата. Учить детей разным вариантам ничьей. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. |
26 | Рокировка | Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая). | Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. |
27 | Шахматная партия | Научить детей расставлять фигуры в начальное положение. | Расстановка фигур в начальное положение. |
28 | Шахматная партия | Познакомить с принципами разыгрывание дебюта. Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по программе «Королевство шахмат»
Второй год обучения
Октябрь | |||
№ | тема | задачи | содержание |
1 | Повторение пройденного материала. | Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. | Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). |
2 | Повторение пройденного материала. | Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. |
3 | Краткая история шахмат. | Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат. | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. |
4 | Ценность шахматных фигур. | Дать представление детям о ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя, ладьи, слона). Игровая практика. |
Ноябрь | |||
5 | Техника матования одинокого короля. | Познакомить с техникой матования одинокого короля. | Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
6 | Техника матования одинокого короля. | Закрепить навык матования одинокого короля. | Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
7 | Достижение мата без жертвы материала. | Познакомить детей с положением в шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
8 | Достижение мата без жертвы материала. | Познакомить детей с миттельшпиль – это следующий за дебютом этап шахматный игры, в котором происходят основные действия. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
Декабрь | |||
9 | Достижение мата без жертвы материала. | Научить детей ставить мат в два хода в дебюте. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
10 | Шахматная комбинация. | Познакомить детей с тактическим приёмом - отвлечение фигуры, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции. | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
11 | Шахматная комбинация. | Познакомить детей с тактическим приёмом - Завлечение, при котором нужно завлечь фигуру соперника на неудачное поле. | Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
12 | Шахматная комбинация. | Познакомить детей с тактическим приёмом - блокировка, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило, более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. | Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
Январь | |||
13 | Шахматная комбинация. | Познакомить с комбинацией разрушения. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
14 | Шахматная комбинация. | Познакомить с «рентгеном»- эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надежно укрыть. | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
15 | Шахматная комбинация. | Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы. | Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
Февраль | |||
16 | Шахматная комбинация. | Познакомить с комбинациями, ведущие к достижению материального перевеса. Продолжать обучать детей тактическим приемам: отвлечение, завлечение.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
17 | Шахматная комбинация. | Развивать умение комбинировать ходы для достижения материального перевеса. Формирование навыков игры в шахматы путем изучения одного из видов тактического приема «связка» (полная, неполная, сложная). | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
18 | Шахматная комбинация. | Познакомить детей с сочетанием тактических приемов при игре в шахматы: освобождение пространства, перекрытие и учить применять эти приемы при игре. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
19 | Шахматная комбинация. | Знакомство с правилом превращения пешки; закрепление навыков игры. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. |
Март | |||
20 | Шахматная комбинация. | Научить детей использовать сочетание тактических приемов при игре в шахматы. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
21 | Шахматная комбинация. | Знакомство с понятиями «ничья», «пат». Решение дидактических заданий «Пат или не пат?» Воспитание любви к шахматам. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. |
22 | Шахматная комбинация. | Познакомить с комбинацией для достижения ничьей – комбинация на вечный шах. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. |
23 | Шахматная комбинация. | Познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий. | Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». |
24 | Шахматная комбинация. | Продолжать знакомить с дебютами (на сложных примерах). | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
Апрель | |||
25 | Шахматная комбинация. | Совершенствование игровых навыков. | Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
26 | Повторение программного материала. | Повторение программного материала, закрепление пройденного, развитие логического мышления. | Упражнения с шахматными фигурами. |
27 | Педагогический мониторинг. | Оценить уровень овладения | Выполнение тестовых заданий. |
28 | Шахматный турнир. | Продемонстрировать полученные знания у воспитанников. Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. | Выполнение конкурсных заданий. |
Предварительный просмотр:
Показатели результативности реализации программы
«Королевство шахмат»
Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
Низкий уровень - выполняет задание не правильно.
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур, действий с шахматными фигурами и пешкой.
Задание № 1.
Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2.
Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3.
Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску
для кукол.
Задание № 4. Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 5.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 3:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы
детьми 6-7 лет.
Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение ставить шах, мат.
Задание № 1.
Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в
древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Задание № 2.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3.
Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю
объявлен «шах».
Задание № 4.
Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии
королю объявлен «мат».
Задание № 5.
Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы
перекрыть ход черной пешке?
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю?
Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть
на ладью?
Инструкция 4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать
тупик коню?
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем,
ферзем, пешкой).
Задание № 7.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.
Показатели освоения программы первого года обучения:
Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию.
Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру
противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». Ребенок не может вести игру.
Показатели освоения программы второго года обучения:
Высокий уровень: ребенок умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; владеет основными тактическими приемами; знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; путает термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры, но в игре допускает ошибки.
Низкий уровень:
ребенок не умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; не владеет основными тактическими приемами; не знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; не умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; затрудняется в решении простейших шахматных задач в 1-2 хода; не умеет разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое обеспечение
1.И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.
2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
4. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
9. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ детям о шахматах и консультации для родителей к проекту Шахматы
Рассказ об детям об истории шахмат...
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....