Методическое объединение воспитателей. "Организация дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию. Реализация авторской программы по шахматам "Юный шахматист""
материал (старшая группа) по теме
«Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляем Вашему вниманию опыт работы по реализации авторской программы по обучению детей игре в шахматы «Юный шахматист».
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от сверстников.
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10 летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат – это старшая или подготовительная группы детского сада. А также 1 класс общеобразовательной школы. Однако, по свежим данным исследований психологов, обучение игре в шахматы значительно омолодилось. Рекомендуют обучать детей с 3 лет и ранее…
Учитывая личный интерес в данном вопросе, нами разработана и внедрена в образовательный процесс ДОУ программа по обучению детей игре в шахматы «Юный шахматист». В основу программы легли методические рекомендации Абрамова С.П., Барского В.Л. «Шахматы: методика проведения занятий». Современные условия дошкольного образования позволили сделать эту образовательную услугу платной.
Данная программа в дополнение к основной образовательной программе ДОУ направлена на формирование гармонично развитой и творчески активной личности. Во время шахматных занятий дети учатся делать выводы и обобщения, выявлять закономерности.
Цель программы:
формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры; создание условий для развития познавательных процессов и эмоциональной сферы обучающихся
Задачи:
- формирование основополагающих знаний в области теории и практики шахматной игры;
- развитие логики, мышления, памяти;
- воспитание интереса к интеллектуальным развивающим играм, морально-волевых качеств.
Условия реализации программы:
(6-7 слайд) Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут в старшей группе. 30 минут в подготовительной. Объем учебных часов -144. Последний год показал, что занятия в кружке востребованы среди детей 4-5 лет также. Несколько родителей этих детей обратились с просьбой о принятии детей в кружок. Мы адаптировали свою программу и сделали доступной для 4-5 лет. В программе учитывается индивидуальная программа с детьми, которые подают большой потенциал. В связи с этим усложняю задания по мере их преодоления.
Основные формы работы: индивидуальные занятия, групповые занятия.
Структура занятия: теория шахмат с использованием дидактических сказок и игровых ситуаций.
(8 слайд) Это теория. А сейчас мы покажем Вам практические методы и приемы работы с детьми.
(9слайд) *Уважаемы гости, отгадайте нашу загадку.
(10 слайд)** Первым этапом является изучение шахматных фигур.
В этой стране -
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.(Шахматное)
Воспитатель: Дорогие гости, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству, как мы это делаем с ребятами.
Звучит музыка. Под музыку заходят дети и тянут Незнайку за собой.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! А кто с вами к нам в гости пришёл?
(Заходит Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте! Я Незнайка. Куда я попал?
Воспитатель: Незнайка, ты попал в Шахматное королевство. Наши дети тут учатся играть в шахматную игру.
Незнайка: Дети, я не знаю ни названия, ни расстановку шахматных фигур, пожалуйста повторите, может я запомню что-нибудь.
(Слайд 11-21) Воспитатель: Дети, поможем Незнайке узнать фигуры.(Да.)Незнайка, принеси стол. Давайте повторим названия шахматных фигур (Дети пришли в масках и каждый услышав про свою фигуру стихотворение идёт ставит фигуру на шахматное поле и садится на место.)
Молодцы дети, скажите пожалуйста сколько пешек должны быть в каждой команде? (По 8)
(Слайд 22) Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил? (Да-а) А сейчас мы превратимся в пешек, дети встаём на большое напольное шахматное поле.
(Слайд 24) Воспитатель: Незнайка, мы познакомили тебя с шахматными фигурами. А теперь покажем тебе, как они должны стоять на шахматной доске и поиграем в игру «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения» (приглашаю Андрея У. и Денисова В. по сигналу расставляют каждый своё поле по очереди).
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил какая фигура где стоит?(Да, запомнил.)
Воспитатель: Дети, отгадайте пожалуйста загадки.
1. Кто самый главный в шахматной игре? (Король)
2. А самая быстрая и сильная фигура кто? (Ферзь)
3. Если пешка дойдёт до последней линии в кого может превращаться? (в любую фигуру).
4. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это кто? (Конь)
5. Фигура похожая на башню? (Ладья)
6. Маленькая, удаленькая много полей вперед прошла и фигуру нашла? (Пешка)
19сл. Воспитатель: Давайте поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек»..
20-21сл. Игра «Чьи следы», смотрим на доску и определяем, что за фигура наследила.
22 сл. Игра «Найди пару»
Воспитатель: Дети, на этом наше занятие заканчивается. Сегодня мы познакомили Незнайку с шахматными фигурами и хотим подарить тебе подарок. (Вручаю шахматы). Дети проводите незнайку в нашу группу и покажите Незнайке ещё несколько игр с шахматами. (Уходят под музыку).
(30 слайд) *** Специфика дошкольного образования такова, что работа по программе осуществляется во взаимодействии со специалистами ДОУ. Об этом вам расскажет Иренкава Анна Александровна учитель-логопед нашего детского сада.
(31-39 слайд) Шахматы – просто и весело. Аукцион занимательных игр. Воспитатель 1 категории Абакумова Олеся Анатольевна. (Объевляет Анна Александровна).
(Слайд 40) Воспитатель: Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
(Слайд 41-46) А сейчас уважаемые гости предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине:
• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).
• Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира пошахматам сеанс одновременной игры (электроник.)
• Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева)
• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска» (Арлекин)
• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)
• Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, вон идет шахматная доска», (Сиропчик).
Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить всех гостей.
Пусть сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы, хочется верить, что нашей встречи вы в серьёз задумаетесь над тем, что кто-то увлечётся игрой с шахматами и научит своих детей. В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру. Желаю больших успехов в новых начинаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога дополнительного образования (образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной пр...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по физическому развитию «Движение» (для детей от 5 до 6 лет)
Программа «Движение» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к программе «Радуга» Дороновой.Данная программа оформлена в соответствии с письмом Ми...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»
Развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов LEGO Education WeDo...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"
1.Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...