Программа по шахматам "Белая ладья"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Перспективный план обучения детей старшего дошкольного возраств обучению игры в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по шахматам | 162.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете №4 МАДОУ г.Нижневартовска
протокол от 25. 05.2017г. Д/С№32 №Брусничка»
___________С.Е. Касаткина
Приказ от 23.05. 20167№ 240
Программа
проведения занятий по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
Составитель: Голозубова Татьяна
Тимофеевна
Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1. | Содержание | 2 |
2. | Паспорт программы | 3 |
3. | Пояснительная записка | 4-5 |
3.1. | Цели и задачи | 6 |
3.2 | Принципы формирования программы | 6 |
3.3. | Планируемые результаты | 6 |
3.4. | Объем образовательной нагрузки | 6-7 |
4. | Содержание Программы | 7-16 |
5. | Организационно-педагогические условия | 17-20 |
5.1. | Учебный план | 20 |
5.2. | Расписание занятий | 21 |
5.3. | Календарный учебный график | 21 |
5.4. | Программно-методическое обеспечение | 21 |
5.5. | Материально - техническое обеспечение | 22 |
6. | Мониторинг | 22 |
7. | Список литературы | 23 |
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДПОУ по обучению детей игре в шахматы |
Основания для разработки Программы |
Программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья» |
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Система организации контроля за исполнением Программы | Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Светлана Евгеньевна Касаткина Зам. зав. по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Инна Владимировна Дементьева |
- Пояснительная записка
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребенка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, дает больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть - это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет.
Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.
Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и черные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском.
Но вместе с тем ребенок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям.
Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.
В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов.
Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.
Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с дошкольного возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения.
Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания.
Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка.
Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели.
Шахматы делают ребенка внимательным и собранным. Познавательными плюсами от игры в шахматы являются хорошая память, умение сравнивать и обобщать, предвидение результатов.
Ребенок учится делать логические выводы - мыслить самостоятельно. У него развивается изобретательность и ориентирование на плоскости.
Шахматы расширяют кругозор. Красивая игра - шахматы, влияет на эстетическое развитие личности. Идет развитие фантазии, обогащение внутреннего мира, наслаждение от интересных и красивых комбинаций. Казалось бы, что такая игра как шахматы, не способна влиять на физическое развитие ребенка. Напротив, требующее усидчивости и сил для того, чтобы длительное время сидеть за доской занятие, должно подкрепляться занятиями физкультурой.
Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой. Несомненно, что умение играть в шахматы поможет маленьким "теоретикам" отточить свой логический аппарат, а "мечтателям" позволит приобрести необходимую гармонию.
Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста важно с гораздо больших точек зрения, чем принято думать. Оно поможет повысить интеллектуальный уровень детей поможет не отстать в психическом развитии.
3.1. Цель и задачи программы:
Цель: Научить детей играть в шахматы.
Задачи: Учить игре в шахматы, соблюдая правила.
Учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или договариваться ничьей, находясь в трудном положении, с плохой позицией находить выход.
Закреплять знания о месторасположении на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника.
3.2. Принципы формирования рабочей программы «Белая ладья»
В соответствии с ФГОС рабочая программа опирается на следующие принципы:
Интеллектуально - логические:
- принцип системного подхода;
- онтогенетический принцип;
- принцип опоры на сохранные анализаторы;
- принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
- принцип учёта структуры речевого дефекта;
- принцип учёта зоны ближайшего и актуального развития;
общедидактические:
- принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;
- принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается на комплектовании подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.
3.3. Планируемый результат:
- Знать ход каждой фигуры;
- Соблюдать правила игры в шахматы;
- Точно и четко рассчитывать свою комбинацию и комбинацию противника.
- Быть продвинутыми в области шахмат.
3.4. Объем образовательной нагрузки:
Дополнительная программа «Белая ладья» рассчитана на 1 год (подготовительная группа). Численность детей в группе кружка составляет 10 человек. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 минут, в месяц – 8 занятий, в год 72. Проводится мониторинг в конце учебного года.
Год | Количество занятий | Кол-во | |
В месяц | в год | ||
1 | 8 | 72 | 10 |
- Содержание программы
Неделя, месяц | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приемы |
Сентябрь 1неделя | 1 | В стране шахматных чудес | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Вызвать у детей интерес к шахматам. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес». Беседа по содержанию сказки. |
2 | Удивительные клетки на шахматной доске | Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Формировать у детей интерес к шахматам. | Чтение – инсценировка, дидактическая игра «Да, нет». Работа на листе бумаги. | |
2неделя | 3 | Шахматная доска. Проспекты, улицы и переулки шахматной доски | Продолжать знакомить детей с шахматным королевством. Формировать представления о правилах размещения шахматной доски между партнерами. Введение понятия «горизонталь», «вертикаль» | Показ на магнитной шахматной доске. Беседа. Чтение сказки И.Г. Сухина. Работа в рабочей тетради по шахматам. |
4 | Шахматная доска. | Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. | Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И.Г. Сухина. Показ на интерактивной доске. Д/З «Диагональ». Работа в рабочей тетради по шахматам. | |
3неделя | 5 | Шахматная доска. «Шахматная эстафета» | Отрабатывать практические навыки. | Схематическое изображение доски. Д/И» Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле» |
6 | Шахматные фигуры | Познакомить с шахматными фигурами, развивать интерес к игре в шахматы, внимание, усидчивость. | Чтение сказки «Чудесные фигуры». Д/И «Мяч» «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Да и нет», | |
4неделя | 7 | Начальное положение | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилом: ферзь любит свой цвет. | Показ. Объяснение. Дидактические задания и дидактические игры: «Волшебный мешочек» «Угадай», «Мяч», «Да и нег». Работа в рабочей тетради по шахматам. |
8 | Прямолинейная бесхитростная, фигура - Ладья | Познакомить с шахматной фигурой ладьей и ее особенностями, месторасположением на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника. Развивать внимание. | Чтение дидактической сказки «Я – Ладья». Местоположение на начальной позиции. Ход ладьи. Взятие. Д/И «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» | |
Октябрь5неделя | 9 | Прямолинейная бесхитростная, фигура - Ладья | Продолжать знакомить с шахматной фигурой ладьей и ее особенностями, месторасположением на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника. Развивать воображение, быстроту реакции, сообразительность, мелкую моторику рук. | Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки», Д/И «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение». Работа в рабочей тетради. |
10 | Вежливые слоны | Формировать представления о шахматной фигуре: «Слон». Место слона в начальном положении. Ходом слона, взятием фигур противника. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием легкая и тяжелая фигура. | Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»; Д/ И «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин». Работа в рабочей тетради. | |
6неделя | 11 | Вежливые слоны | Закрепить представления о шахматной фигуре «Слон», его месторасположением, ходами и способностью взятия фигуры противника. | Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Д/И «Лабиринт», «Кратчайший путь». Работа в рабочей тетради. |
12 | Вежливые слоны | Отрабатывать практические навыки. Развивать воображение, быстроту реакции, сообразительность, мелкую моторику рук, логическое мышление. | Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Д/И «Лабиринт», «Кратчайший путь», «Один в поле воин», «Перехитри часовых» | |
7неделя | 13 | Ладья против слона | Закреплять и отрабатывать правила и практические навыки слона и ладьи. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, усидчивость, мелкую моторику рук. | Д/З «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» |
14 | Ладья | Продолжать отрабатывать практические навыки игры фигурой ладья. | Работа в рабочей тетради. Практические упражнения. | |
8неделя | 15 | Могучая фигура «Ферзь» | Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь». Местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Рассказ педагога: «Как ходит ферзь». Д/и «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Игра на уничтожение» |
16 | Ферзь против ладьи и слона | Закреплять и отрабатывать практические навыки игры ферзем | Д/И «Задача направления», «Туда – сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок». Работа в рабочей тетради. | |
Ноябрь 9неделя | 17 | «Прыг, скок и в бок» - Слон. | Познакомить с шахматной фигурой - конь. Его месторасположением на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. | Рассказать и показать сложность ходов коня. Ход коня: взятие. Конь – легкая фигура. Д/З «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». ». Работа в рабочей тетради. |
18 | «Прыг, скок и в бок» - Слон. | Продолжать знакомить с шахматной фигурой - конь. Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность логически мыслить, анализировать. Активизировать словарный запас. Познакомить с шахматной фигурой «Конь». показать позицию в которой конь ставит «вилку». | Д/И «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух). «Ограничение подвижности». | |
10неделя | 19 | Конь против ферзя, ладьи, слона. | Продолжать знакомить с шахматной фигурой - конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, смекалку, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Д/И «Волшебный мешочек»,»Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», Д/З «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру» |
20 | «Ни шагу назад! «Пешка. | Познакомить с шахматной фигурой – пешка, ее месторасположением на исходной позиции; с понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие, взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение сказки «Чудесная пешка». Рассказ о пешке. Д/З «Лабиринт», «Один в поле воин», «Кто первый?» «Чемпион», Д/И «Волшебный мешочек». Работа в рабочей тетради по шахм. | |
11неделя | 21 | «Ни шагу назад!» Пешка. | Продолжать знакомить с шахматной фигурой – пешка. Научить сражаться пешками. Развивать логическое мышление, воображение, память, смекалку, сообразительность, воспитывать усидчивость. | Д/З и Д/И: «Перехитри часовых» «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля» |
22 | Пешка против ладьи, слона, ферзя, коня. | Продолжать знакомить с шахматной фигурой – пешка. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Д/И «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух), «Ограничение подвижности» | |
12неделя | 23 | Праздник пешки | Закрепить знания детей о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка? Развивать находчивость, сообразительность, обогащать словарный запас детей. | Шахматная викторина. |
24 | «Главная фигура» Король. | Познакомить с шахматной фигурой – король, его месторасположение на исходной позиции. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение. | Рассказ и показ о месте короля в начальном положении. Ход короля. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Д/И «Поворот», «Задача направления». Туда – сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок». Работа в рабочей тетради по шахматам. | |
Декабрь 13неделя | 25 | Король «Волшебный квадрат» | Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарный запас детей. | Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре: Взятие Двойной удар. Д/И «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности. |
26 | Шахматная игра | Закреплять знания детей, полученных на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. | Использование практических навыков в шахматной игре. | |
14неделя | 27 | Объяснения детям правила для играющих «Тронул – ходи», «Ход сделан – обратно не вернешь» | Формировать представления об элементарных правилах игры. Развивать логическое мышление, память, речь, смекалку, сообразительность. | Беседа, показ. Практические упражнения. |
28 | Шах | Формировать представление о позиции «Шах». Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать, активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Д/З «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха» | |
15неделя | 29 | Шах | Закреплять представление детей о позиции «Шах». Развивать сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление, умение доказывать правильность решения, опровергать неправильные. Воспитывать умение выслушивать других детей. | Открытый шах. Двойной шах. Д/З «Дай открытый шах», «Дай двойной шах» Д/И «Первый шах» |
30 | Шах и мат | Формировать представления детей о комбинациях «Шах», «Мат», «комбинация» и «вилка», « двойной удар» | Рассказ. Показ ходов. Практические упражнения. | |
16неделя | 31 | Мат | Формировать представления о том, что мат – цель игры, упражнение в определении шахматных ситуаций. Развивать логическое мышление, умение думать, мыслить, анализировать. | Чтение сказки «Да свидания, шахматная страна». Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. Д/З «Мат или не мат» |
32 | Мат в один ход | Закрепить представление детей о позиции «Мат», развивать быстроту реакции. Воспитывать усидчивость, организованность. | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Д/З «Дай мат в один ход» | |
Январь 17неделя | 33 | Ничья «пат» | Формировать представление о положении «Пат», выделение отличий «пата» от «мата» | Чтение сказки «Мат и пат». Рассказ о позициях «Мат» и «Пат». Вариантах ничьей. Примера на «Пат». Д/З «Пат или не пат» |
34 | Ничья «пат» | Закреплять правила игры и отрабатывать практические навыки | Практические упражнения «Загадки из тетрадки» Дидактические игры. | |
18неделя | 35 | Игра в парах | Закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы. | Практические упражнения. |
36 | Рокировка | Познакомить с понятием «Рокировка». Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность. | Рассказ и показ на магнитной шахматной доске «Длинная и короткая рокировка». Правила рокировки. Д/З «Рокировка» | |
19неделя | 37 | Рокировка | Закрепление и отработка практических навыков | Чтение сказки И. Сухина. «Куда идет король» «Загадки из тетрадки» |
38 | Шахматный турнир на лучшего игрока | Закрепить знания «Почему слонов надо быстрее выводить в центр». Развивать сообразительность, находчивость, выдержку, умение проигрывать сопернику | Практические навыки «Загадки из тетрадки» | |
20неделя | 39 | Тренировочная шахматная партия | Учить играть всеми шахматными фигурами. Закреплять элементарные основы шахматной игры. Воспитывать морально – волевые качества детей. | Практические навыки «Загадки из тетрадки» |
40 | Шахматная нотация | Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. | Практические навыки. Рассматривание иллюстраций. | |
Февраль21неделя | 41 | Шахматная нотация | Знакомить с понятием «Шахматная память, зачем она нужна» Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв (A,B,C,D,E,F,G,H) | Беседа – рассказ. Вопросы и ответы по теме. Практические навыки. |
42 | Комбинация | Познакомить с понятием комбинация. Развивать комбинационное зрение, логическое мышление, организованность | Чтение дидактической сказки «Волшебный мир комбинаций! Разбор готовых комбинаций. | |
22неделя | 43 | Комбинация | Развивать комбинационное зрение, логическое мышление, организованность | Разбор готовых комбинаций. |
44 | Мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. | Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. | |
23неделя | 45 | Лучший ход белых | Учить элементарным основам шахматной игры. | Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. |
46 | Лучший ход черных | Учить элементарным основам шахматной игры. | Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. | |
24неделя | 47 | «Грозный ферзь» побей все черные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре. | Учить элементарным основам шахматной игры. | Коллективный разбор определенных ситуаций на шахматной доске. |
48 | Дебют. Три правила дебюта | Познакомить с понятием «Дебют», три правила дебюта. разобрать «плохие» дебюты и «хорошие». Развивать творческое и логическое мышление, интеллект, память, сообразительность. | Объяснение и показ нового материала. Д/З «Спертый мат» | |
Март 25неделя | 49 | Дебют | Закреплять и отрабатывать практические навыки. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать, анализировать. | Д/З «Спертый мат». Разбор ловушек и готовых партий. |
50 | Шахматная партия | Дать общее представление и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Учить играть всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | |
26неделя | 51 | Этюды | Познакомить с понятием «Этюд». Развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Обогащать словарный запас. | Чтение дидактической сказки «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» Д/З «Реши этюд» |
52 | Этюды | Продолжать знакомить с понятием «Этюд». Учить решать этюды. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание, усидчивость, точно рассчитывать правильные ходы. | Дидактическое задание «Реши этюд» | |
27неделя | 53 | Этюды | Отрабатывать практические навыки. Развивать логическое мышление, внимание. | Практическое занятие. Игра. |
54 | Шахматная партия | Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | |
28неделя | 555 | Понятия «Защита, связка, избавление от связки» | Продолжать знакомить детей с понятиями «Защита, связка, избавление от связки», познакомить с разновидностями защиты и со способами избавления от связок | Показ. Объяснение. Дидактические задания. |
56 | Шахматная партия. | Закреплять знания о шахматных фигурах, их месторасположении на начальной позиции. Учить играть, соблюдая правила. Развивать смекалку, память сообразительность. Воспитывать усидчивость. | Отработка практических навыков. | |
Апрель 29неделя | 57 | Волшебный мир. Шахматная игра | Учить хорошо, видеть шахматное поле, точно и четко рассчитывать свою комбинацию и комбинацию противника, обладать умением правильно оценивать свою позицию и позицию соперника. | Игра в парах. Отработка практических навыков. |
58 | Шахматная викторина. | Закрепить знания детей по темам: «Защита; Избавление от связки; Вилка; Открытое нападение». | Вопросы из шахматной шкатулки. | |
30неделя | 59 | Здоровые телом – сильные духом. Шахматная партия | Учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или договариваться ничьей, находясь в трудном положении, с плохо позицией находить выход. | Игра в парах. Отработка практических навыков. |
60 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию | Практические навыки. | |
31неделя | 61 | В гостях хорошо, а дома лучше. Шахматная партия | Закреплять правила шахматной игры, применяя их на практике. Учить правильно воспринимать победу и поражение. | Игра в парах. Отработка практических навыков |
62 | Шахматный «КВН» | Закреплять знания и правила игры в шахматы | Вопросы из шахматной шкатулки. Загадки про шахматные фигуры. | |
32неделя | 63 | Шахматный турнир | Закрепить полученные знания. Быть продвинутыми в области шахмат. | Практическое занятие. Игра – соревнование. |
64 | Комбинация | Отрабатывать практические навыки. Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать | Практическое занятие. Игра | |
Май 33неделя | 65 | Типичные комбинации | Отрабатывать практические навыки. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. | Показ. Объяснение. Практическое занятие. |
66 | Матовые комбинации | Отрабатывать практические навыки. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. | Показ. Объяснение. Практическое занятие. | |
34неделя | 67 | Турнир на лучшего игрока | закрепить знания полученные на занятиях. Развивать сообразительность, находчивость. | Практические навыки. Загадки из тетрадки |
68 | Развлечение «В некотором царстве, в шахматном государстве | Вызвать у детей радостное настроение. Закреплять знания. Вызвать устойчивый интерес к шахматам | Праздник – развлечение | |
35неделя | 69 | Первые ходы | Упражнять в планировании и придумывании первых ходов, отмечая, что многое зависит от первых шагов на игровом поле. | Игры в парах |
70 | Мониторинг | Выявить знания детей о игре в шахматы и их правилах | Вопросы – ответы | |
36неделя | 71 | Мониторинг | Выявить знания детей о игре в шахматы и их правилах | Вопросы – ответы |
72 | До свидания шахматная страна | Закрепить пройденный материал. | Игра |
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты
Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
Предложенная программа составлена на основе программ «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина ; «Малыши играют в шахматы В.Г.Гришина и «Как научить шахматам» А.К. Костенюк, которые опираются на ряд нетрадиционных авторских наработок.
В их числе: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических игр и заданий; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение» фигура против фигуры; разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Белая ладья» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых активно в дошкольном возрасте.
5.Организационно – педагогические условия
Этапы обучения игре в шахматы
Система работы воспитателя по обучению детей игре в шахматы
Задачи каждого этапа решаются на разном материале.
1 этап - изучение шахматной доски
2 этап - знакомство с фигурами, их перемещением, взаимодействием
3 этап – освоение постановки шаха и мата, определение цели игры
4 этап – решение этюдов, задач
5 этап – знакомство с тактическими приемами. Игра всеми фигурами
Задачи:
• вызвать интерес к игре
• развивать наблюдательность, внимание, память
• упражнять в пространственном ориентировании
• познакомить с координационной системой
• упражнять в количественном и порядковом счете
• развивать мыслительную деятельность
• тренировать внимание, память
• упражнять в сравнении, анализе, синтезе
• учить планировать действия, т.е. рассуждать
• учить подчиняться правилам игры
• закрепить материал 1 и 2 этапов
• вырабатывать технические навыки игры (раздумье, поиск, аргумент)
• учить видеть цель игры, самостоятельно идти к ней
• развивать самостоятельную гибкость мышления
• учить правильно реагировать на проигрыш и победу
• закрепить знания о взаимодействии фигур, способах постановки мата
• закрепить игровые навыки
• учить рассуждать, делать умозаключения
• разбор этюдов, задач
• расширить знания о тактических приемах
• активизировать мышление
• развивать творчество, самостоятельность
Психологический аспект формирования логического мышления старших дошкольников
Модель организации педагогического процесса
- Логическое мышление
- Формы операции
- Понятие суждение
- Умозаключение
- Анализ синтез
- Сравнение обобщение
- Обучение игре в шахматы
- Специально организованное обучение
- Совместная деятельность педагога (П) и ребенка (Р)
- Самостоятельная деятельность детей
- Экскурсии в шахматную студию
- Беседы
- Игровая (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, математические, интеллектуальные игры)
- Речевая (сказки, стихи, загадки, описательные рассказы, сравнение, объяснения, рассуждения, умозаключения, аргументация и т.
- Театрализованная (постановка сказок, шахматных историй, инсценировки партий)
- Трудовая (изготовление пособий)
- Интеллектуальная (решение задач, головоломок)
- Спортивная (эстафеты, шахматные поединки, турниры, соревнования)
- Рисование, лепка
- Режиссерские игры
- Игры с правилами
- Головоломки, лабиринты
Организация взаимоотношений
- Педагог - ребенок
- Ребенок - ребенок
- Ребенок - педагог
Средства обучения
• сказки
• игрушки
• стихи, загадки
• символы
• схемы
• планы
• диаграммы
• мини-доски 3х3, 4х4
• шахматы
• д/игры
• лабиринты
• головоломки
• интеллектуальные игры
• игры по правилам
• турниры
• занимательные задачи
Формы занятий. Приемы
- сюрпризные моменты
- фронтальная
- индивидуальная
- подгрупповая
Методы
- игровая мотивация
- новизна материала
- проблемные ситуации
- активное участие воспитателя
- наглядный
- словесный практический
- игровой
5.1. Учебный план
Периодичность и длительность проведения дополнительной платной образовательной услуги «Белая ладья» определены Постановлением Главы города от 03.03.2014 г. №157 «Об утверждении Положения о формировании, рассмотрении и установлении тарифов на услуги, предоставляемые и выполняемые муниципальными автономными учреждениями и муниципальными предприятиями города Нижневартовска».
№ п/п | Наименование услуги | Количество занятий в неделю/месяц | Количество занятий в год | Форма проведения |
1. | Программа дополнительной образовательной платной услуги проведения занятий по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья» | 2 / 8 | 72 | фронтальная подгрупповая индивидуальная |
5.2 Расписание занятий
Дни недели | Время проведения |
Вторник | 16.00 – 16.30 |
Четверг | 16.00 – 16.30 |
5.3. Календарный учебный график
Периодичность и длительность проведения дополнительной платной образовательной услуги «Белая ладья» определены
Постановлением Главы города от 03.03.2014 г. №157 «Об утверждении Положения о формировании, рассмотрении и установлении тарифов на услуги, предоставляемые и выполняемые муниципальными автономными учреждениями и муниципальными предприятиями города Нижневартовска».
Программа дополнительной образовательной платной услуги проведения занятий по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья» | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |
Итого | 72 занятия |
5.4. Программно – методическое обеспечение
№ п/п | Наименование услуги | Название программы | На основании какой программы разработана |
1. | Программа дополнительной образовательной платной услуги проведения занятий по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья» | «Белая ладья» | Программа разработана на основе «Образовательных программа дошкольного образования, Сухина И.Г., Гришина В.Г. рекомендованной Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования. |
5.5. Материально-техническое обеспечение
Большая роль в эффективности качества воспитательно - образовательного процесса отводится материально - техническому обеспечению ОУ и оснащённости образовательного процесса. Материально -техническое обеспечение и развивающая предметно - пространственная среда обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета.
В кабинете по обучению детей игре в шахматы имеется:
- Настенная магнитная доска – 1
- Магнитные шахматные фигуры – 32
- Магнитная шахматная доска с фигурами – 6
- Деревянная шахматная доска с фигурами – 3
- Учебно-методические пособия, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости).
- Интерактивная доска при необходимости в группе.
- Шкафы для пособий.
- Столы детские, регулируемые по высоте, (для фронтальной работы).
- Стулья детские
- Мониторинг
Критерии отслеживания ДОПУ:
Высокий уровень: знает, различает и называет шахматные фигуры и их особенности; правильно располагает их на шахматной доске. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приемах взятия фигур. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух
Средний уровень: знает, различает и называет шахматные фигуры и их особенности; правильно располагает их на шахматной доске; знает ходы шахматных фигур и их отличия; понимает важность первых ходов; имеет понятие о приемах взятия фигур, но допускает незначительные ошибки. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух, но допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух; знает фигуры, но без помощи взрослого затрудняется называть шахматные фигуры; допускает ошибки при ходах шахматных фигур; не имеет понятия «рокировка, шах, мат»
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Должны знать: шахматные термины: белое и чернее поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, шах, пат, ничья, мат; название шахматных фигур: король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка; правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил; правильно располагать шахматную доску между партнерами; правильно располагать шахматные фигуры перед игрой; уметь перемещать фигуры по горизонтали , вертикали, диагонали, решать простые шахматные задачи
ф.и. ребенка | Должен знать | Должен уметь | |||||||
знает шахматные термины: поле, вертикаль, горизонталь диагональ | названия шахматных фигур и их отличия | правила хода, взятие каждой фигуры | ориенти- ровка на шахмат- ной доске | играть каждой фигурой | правиль-но распола- гать доску | правильно распола- гать фигу- ры | уметь переме- щать фигуры | решать простые шахматные задачи | |
- Список литературы.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. - М.,2015.
- Сухин И.Г. Приключения в шахматной стране. - М., 1991.
- Костенюк А.К. «Как научить шахматам» М. 2008
- Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы». Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1991
- Авербах Ю. Шахматы для самых маленьких//Шахматы.-1989.
- Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» Р. на Д. 2015.
- А.С. Трофимова «Шахматная тетрадь – раскраска» Р. на Д. 2015
- Видеотека «Как играть в шахматы»
- Мультфильмы «Приключения в шахматной стране»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"
Шахматы — это настольная игра для двоих, история которой берет начало полторы тысячи лет назад. В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов впер...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...
Паспорт Педагогического проекта "Ай лады - лады - лады"
Паспорт педагогического проектаТема:»Ай лады- лады-лады не боимся мы воды».Тип проекта: информационно – исследовательский.«Самое лучшее открытие для ребёнка то, что он делает с...
Конспект открытого НОД по формированию гигиенических навыков "Ай, лады,лады, лады, не боимся мы воды" ( 2 младшая группа)
Конспект открытого НОД по формированию гигиенических навыков «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды» (2 младшая группа)Наталья Тупицына Конспект открытого занятия по формированию гигиенических ...
Ай лады лады лады
Конспект по развитию речи...
Кружковая работа в младшей группе «Ай лады, лады, лады» по устному народному творчеству
laquo;Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможности выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»...