программа "Основы хорового пения" для кружка доп. образования
рабочая программа (старшая группа)

Скоробогатова Ирина Олеговна

Программа на летний период , рассчитана на 5-6 лет. В неделю 1 занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_notki_byudzhet_iyun19_1.docx57.8 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Герб Москвы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2 

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

Принята на заседании педагогического совета                                                                        «Утверждаю»                               Протокол №                                                                                                Директор ГБОУ «Школа №2051»

От «» мая 2019г                                                                                       ______________Е.Н. Семенова

                                                                                                                          Приказ №_______ от___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы хорового пения»

Направленность: художественно-эстетическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 месяц

Автор-составитель:

Скоробогатова И.О.

                                                                 

Москва

2019год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Основы хорового пения» реализуется в художественно-эстетической направленности, уровень программы ознакомительный.

Актуальность: 

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью, так как  в процессе овладения основами хорового пения , у обучающихся развиваются вокальные данные, творческие способности, исполнительское мастерство.

Педагогическая целесообразность: 

Обучение по программе позволит освоить несколько смежных направлений : умение петь в микрофон, исполнять чистоговорки и скороговорки, работать с ростовыми кукла. Исполняя хором песни, дети приобретают опыт совместной деятельности, учатся слышать и слушать друг друга.

Новизна:

От существующей типовой программы данная программа отличается структурным построением, оптимальным набором и соотношением применяемых средств.

 

  Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор -  Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие творческих способностей обучающихся через организацию коллективно- творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры

(умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без

напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая

характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к

музыкальному образу, содержанию песни);

учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.

Развивающие:

развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное

певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование

отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;

развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления

через целостное и дифференцированное восприятие средств

выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм,

ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты,

движения, поза исполнителя).

Воспитательные:

побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импрови-

зации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровиза-

ции песни, танца, марша).

           Организация и проведение занятий

        Программа вокального кружка «Веселые нотки» по программе « Основы хорового пения» предназначена для детей 5 – 6 лет.

Программа рассчитана на месяц.

Формы организации деятельности обучающихся- групповая.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу( с учетом перерыва в соответствии с СанПин)

 Предполагается 3 занятия..

      Планируемый результат:

  1. Дети овладеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
  2.  Будут уметь эмоционально откликаться  на музыкальные произведения, понимать их.

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни.

                                                                                 

Виды и формы контроля.

Входной контроль:

 Собеседование с целью выявления уровня знаний обучающихся .

Текущий контроль:

Педагогическое наблюдение проводится в течение месяца с целью выявления степени освоения Программы.

Итоговый контроль:

Участие в концерте.

Организационно- педагогические условия реализации программы.

Методическое обеспечение реализации Программы:

  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программа, сценарий концерта.
  6. Сборники песен, попевок.

            Материально- техническое обеспечение реализации Программы:

  1. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  2. Ноутбук - презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

Организационно педагогические условия реализации Программы.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  3.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  4. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  5. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

Приложение

Календарный тематический план (КТП)

п/п

Дата

Время

Тема занятий

Кол-

во

часов

Форма

проведения

Место

прове-

дения

Форма контроля

1

05.06.19

16.00-

18.00

Вводное занятие

1

Беседа

Муз.зал

опрос

2

19.06.19

16.00-18.00

Три кита в музыке

1

Практическое занятие

Муз. зал

Практичес-

кое задание

3

26.06.19

16.00-18.00

Хоровое исполнение

1

Практическое занятие

Муз. зал

Практичес-

кое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".

Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...

Как разработать программу кружка дополнительного образования

Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...

Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Приказ о ведении кружка дополнительного образования "Клуб юных англичан" и экологического родительского кружка "Будем беречь природу"

Программа дополнительного кружка "Клуб юных англичан" и план работы экологического родительского клуба "Будем беречь природу" 2019-2020г....

Хоровое пение в дошкольном образовании.

Основные навыки хорового пения доя детей дошкольного возраста....