программа "Основы хорового пения" для кружка доп. образования
рабочая программа (старшая группа)
Программа на летний период , рассчитана на 5-6 лет. В неделю 1 занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_notki_byudzhet_iyun19_1.docx | 57.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Принята на заседании педагогического совета «Утверждаю» Протокол № Директор ГБОУ «Школа №2051»
От «» мая 2019г ______________Е.Н. Семенова
Приказ №_______ от___________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы хорового пения»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 месяц
Автор-составитель:
Скоробогатова И.О.
Москва
2019год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Основы хорового пения» реализуется в художественно-эстетической направленности, уровень программы ознакомительный.
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью, так как в процессе овладения основами хорового пения , у обучающихся развиваются вокальные данные, творческие способности, исполнительское мастерство.
Педагогическая целесообразность:
Обучение по программе позволит освоить несколько смежных направлений : умение петь в микрофон, исполнять чистоговорки и скороговорки, работать с ростовыми кукла. Исполняя хором песни, дети приобретают опыт совместной деятельности, учатся слышать и слушать друг друга.
Новизна:
От существующей типовой программы данная программа отличается структурным построением, оптимальным набором и соотношением применяемых средств.
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие творческих способностей обучающихся через организацию коллективно- творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры
(умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без
напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая
характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к
музыкальному образу, содержанию песни);
учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие:
развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное
певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование
отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления
через целостное и дифференцированное восприятие средств
выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм,
ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты,
движения, поза исполнителя).
Воспитательные:
побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импрови-
зации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровиза-
ции песни, танца, марша).
Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка «Веселые нотки» по программе « Основы хорового пения» предназначена для детей 5 – 6 лет.
Программа рассчитана на месяц.
Формы организации деятельности обучающихся- групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу( с учетом перерыва в соответствии с СанПин)
Предполагается 3 занятия..
Планируемый результат:
- Дети овладеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
- Будут уметь эмоционально откликаться на музыкальные произведения, понимать их.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласных в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни.
|
Виды и формы контроля.
Входной контроль:
Собеседование с целью выявления уровня знаний обучающихся .
Текущий контроль:
Педагогическое наблюдение проводится в течение месяца с целью выявления степени освоения Программы.
Итоговый контроль:
Участие в концерте.
Организационно- педагогические условия реализации программы.
Методическое обеспечение реализации Программы:
- Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
- Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
- Артикуляционная гимнастика.
- Программа, сценарий концерта.
- Сборники песен, попевок.
Материально- техническое обеспечение реализации Программы:
- Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
- Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Организационно педагогические условия реализации Программы.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
Приложение
Календарный тематический план (КТП)
№ п/п | Дата | Время | Тема занятий | Кол- во часов | Форма проведения | Место прове- дения | Форма контроля |
1 | 05.06.19 | 16.00- 18.00 | Вводное занятие | 1 | Беседа | Муз.зал | опрос |
2 | 19.06.19 | 16.00-18.00 | Три кита в музыке | 1 | Практическое занятие | Муз. зал | Практичес- кое задание |
3 | 26.06.19 | 16.00-18.00 | Хоровое исполнение | 1 | Практическое занятие | Муз. зал | Практичес- кое задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....
Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".
Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...
Как разработать программу кружка дополнительного образования
Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...
Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
Приказ о ведении кружка дополнительного образования "Клуб юных англичан" и экологического родительского кружка "Будем беречь природу"
Программа дополнительного кружка "Клуб юных англичан" и план работы экологического родительского клуба "Будем беречь природу" 2019-2020г....
Хоровое пение в дошкольном образовании.
Основные навыки хорового пения доя детей дошкольного возраста....