Отчет о работе кружка «Скоро в школу» за 2018-2019 учебный год
материал (подготовительная группа)
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний дошкольников в основной образовательной деятельности, что дает возможность выявить и развить творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_kruzhku_-_skoro_v_shkolu.docx | 602.62 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний дошкольников в основной образовательной деятельности, что дает возможность выявить и развить творческие способности детей.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО) ориентировал педагогов на признание ценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, когда особенно важно выявить и максимально раскрыть способности ребенка. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
При организации деятельности кружковой работы учитываются:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения будущих первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.
В 2018-2019 учебном году я являлась руководителем кружка «Скоро в школу» в подготовительной группе №4 МДОУ « Детский сад №86 комбинированного вида». Рабочая программа кружка позволяет решить задачу обучения письму, счету, чтению со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
Как помочь маленькому человеку, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Оказалось, что все это возможно при организации продуманного подхода к предшкольной подготовке.
Содержание рабочей программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы. Оно выходит за рамки основной образовательной программы «Детство», по которой работает детский сад.
Рабочая программа кружка «Скоро в школу» для детей 6-7 лет была составлена в соответствии: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление - «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
Новизна программы заключается в том, что планирование занятий ведётся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, осуществляется в малых подгруппах. Главное отличие рабочей программы в том, что ее содержание разработано с учетом преемственности в обучении между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у ребенка формируется готовность к обучению в начальной школе, развиваются те интеллектуальные качества, творческие способности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Занятия в кружке проходили два раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 30 минут, участники дети 6-7лет. Кружок функционировал в среду и пятницу в 16.05 – 16.35, имеется табель посещаемости.
В группу обучения принимались все желающие, с согласия и заявления родителей (законных представителей) специального отбора не производилось, количество детей 15 человек.
В начале учебного года был проведен мониторинг, который показал, что у детей преимущественно средний уровень знаний. В связи с этим и была определена цель работы: развить у детей 6-7 лет речевую деятельность и познавательные способности, интеллект, творчество.
Особенностью являлось то, что, образовательная программа «Скоро в школу» формировала потребность дошкольников в познании, что стало необходимым условием полноценного развития детей и играло неоценимую роль в формировании детской личности.
Занятия с детьми проводились в игровой и занимательной форме, что позволило решить следующие задачи:
• формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
• развитие познавательной и продуктивной деятельности;
• развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
• освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Постоянная смена видов деятельности позволяла повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Работа с детьми осуществлялась через два взаимосвязанных раздела.
Первый раздел: Развитие речи и обучение грамоте.
Основные задачи при реализации данной программы по первому разделу:
- развивать виды речевой деятельности - умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- обогащать речь детей за счёт расширения и уточнения представлений об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;
- развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
- развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- развивать умение правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
- подготовить руку к письму («печатание» букв, слов и предложений).
Второй раздел: Развитие математических представлений и логики.
Основные задачи при реализации данной программы по второму разделу:
- развивать математические представления о числах и цифрах;
- знакомить с математическими знаками;
- развивать умения решать и составлять арифметические задачи;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- подготовить руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических
фигур).
В своей работе использовала следующие методы обучения:
- словесные (игровые; развивающие игры: графические, фонематические, грамматические, игры на развитие внимания, памяти; обобщение; анализ; выводы; умозаключения; высказывания и др.)
- наглядные ( игровые (введение игрового персонажа), развивающие игры, развлечения, пальчиковые гимнастики, физ.минутки)
- практические (чтение; печатание; письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе; творческие задания; моделирование).
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка многогранны, направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Мною был использован разнообразный дидактический материал (подвижная азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; карточки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.
При подготовке детей к школе, в своей работе, опиралась на основные принципы обучения:
Проблемности – получение знаний не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребёнка.
Творчества - формирование способности находить нестандартные решения.
Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разно уровневого обучения.
Принцип систематичности и последовательности - взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой - формирование у детей умения применять свои знания в повседневной жизни.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Опиралась на индивидуальные особенности ребенка, планировала его развитие, намечала пути совершенствования умений и навыков.
Принцип успешности - на первом этапе формирования знаний, ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения - процесс обучения строился с использованием активных форм и методов обучения, которые способствовали развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др.).
Принцип коммуникативности - воспитание у детей потребности в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу - создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности - получение положительного результата работы независимо от уровня развития детей.
Принцип поощрения всех усилий ребенка - сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное, стремление ребенка узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом.
Работа с родителями включала в себя привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях, а так же просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов.
Во время работы я постоянно стимулировала детское любопытство, была готова к вопросам детей, не сообщала знания в готовом виде, а помогала найти ответ на вопрос самостоятельно. В процессе работы поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускалаиз поля зрения тех, кто работал медленно, по какой - то причине отставал и терял основную мысль. Заключительным этапом образовательной деятельности являлось подведение итогов и формулирование выводов. Работая на занятиях по дополнительному образованию, дети учились взаимодействовать друг с другом, слушали чужое мнение и отстаивали своё. Чувствуя себя свободно, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельно принимали решения.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает необходимые навыки. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Результативность освоения программы кружка «Скоро в школу»
Диагностическая карта № 1
Направленность – речевая.
Параметры диагностики | |||||||||||||||
№ п/ п | Ф.И. ребенка, группа | Значение слова | Подбор обобща ющих слов | Составле ние предложе ний | Дифферен циация звуков: гл., согл. | Количест во звуков, слогов в слове | Чтение слов и предложе ний | Итоговый показатель по каждому ребенку | |||||||
о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | ||
1 | Абдрашиков Ильнар | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 |
2 | Анашкин Богдан | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3 | Барабанова Даша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
4 | Баринова Даша | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
5 | Евдокимов Дима | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 |
6 | Колосов Алеша | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
7 | Крекова Маша | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
8 | Мамаев Кирилл | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
9 | Муминова Диана | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
10 | Пурдин Данил | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
11 | Сагришин Глеб | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
12 | Федянова Ева | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
13 | Шамсутдинова Дарина | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
14 | Щанкин Данил | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
15 | Юрченкова Дарина | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 |
Итоговый показатель по группе | |||||||||||||||
1 | 12ч | 7ч | 8ч | 7ч | 7ч | 4ч | 6ч | ||||||||
2 | 3ч | 6ч | 8ч | 6ч | 7ч | 5ч | 8ч | 3ч | 8ч | 5ч | 11ч | 3ч | 9ч | 4ч | |
3 | 9ч | 9ч | 10ч | 12ч | 10ч | 12ч | 11ч |
Диагностическая карта № 2
Направленность – познавательная.
Параметры диагностики | |||||||||||||||
№ п/ п | Ф.И. ребенка, группа | Устный счет в пределах 10 | Соотнес ение цифр и чисел | Ориенти ровка в простран стве | Составление фигур из частей. | Установл ение соответст вия между элемента ми двух множеств | Решение логическ их задач | Итоговый показатель по каждому ребенку | |||||||
о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | о | м | ||
1 | Абдрашиков Ильнар | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
2 | Анашкин Богдан | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3 | Барабанова Даша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
4 | Баринова Даша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 |
5 | Евдокимов Дима | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
6 | Колосов Алеша | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
7 | Крекова Маша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
8 | Мамаев Кирилл | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
9 | Муминова Диана | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
10 | Пурдин Данил | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
11 | Сагришин Глеб | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
12 | Федянова Ева | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
13 | Шамсутдинова Дарина | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
14 | Щанкин Данил | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
15 | Юрченкова Дарина | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Итоговый показатель по группе | |||||||||||||||
1 | 5ч | 5ч | 5ч | 8ч | 9ч | 9ч | 5ч | ||||||||
2 | 10ч | 5ч | 10ч | 5ч | 10ч | 5ч | 7ч | 5ч | 6ч | 8ч | 6ч | 8ч | 10ч | 5ч | |
3 | 10 | 10ч | 10ч | 10ч | 7ч | 7ч | 10ч |
По результатам диагностики наблюдается устойчивая положительная динамика в подготовке детей к школе. Рабочая программа кружка «Скоро в школу» доказывает свою эффективность и необходимость. Планирую продолжить работу в том же направлении, применяя все более новые методики для всестороннего развития будущего школьника.
Анализируя свою работу, на будущее, наметила следующие задачи:
- Научить ребенка грамотно формулировать вопросы, составлять пересказ близко к тексту, опираясь на план, свободно составлять схемы предложений.
- Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- Пополнить методическую литературу.
- Пополнить практический материал.
Для получения более высоких результатов в работе планирую поддерживать непрерывную связь с родителями.
Составила: руководитель кружка
воспитатель высшей
квалификационной
категории Маматовская Е.С.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №86 комбинированного вида»
Отчет о работе кружка «Скоро в школу»
за 2018-2019 учебный год
г.о.Саранск 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе кружка в рамках объединения дополнительного образования детей «Любознайки» МДОУ № 79 Раменского района с детьми старшего дошкольного возраста за 2018-2019 учебный год
Данный материал отражает деятельность кружка "Любознайки" естественнонаучной направленности в рамках Программы дополнительного образования МДОУ № 79 Раменского района,Московской области...
Отчет о работе кружка "Здоровячок" за 2018-2019 учебный год
Кружок «Здоровячок» физкультурно-оздоровительной направленности по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей 6-7 лет....
Отчет о работе кружка «Хочу всё знать» за 2018-2019 год
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности....
Аналитический отчет о работе воспитателя первой младшей группы за 2018-2019 учебный год.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Сегодня я предлагаю вашему вниманию творческий отчет воспитателя о проделанной за год работе. Аналитический отчет о работе воспитателя перв...
Аналитический отчет о работе инструктора по физической культуре за 2018– 2019 учебный год.
Аналитический отчет о работе инструктора по физической культуре за 2018– 2019 учебный год....
Отчет о работе в младшей группе "Светлячок" за 2018-2019 учебный год
Отчет о работе в младшей группе "Светлячок" за 2018-2019 учебный год...
Отчет о работе кружка по направлению «Реализация Международного проекта «АФЛАТУН: финансовое и социальное образование детей» в 2018-2019 уч. г. в старшей группе №7 «Светлячки»
Целью программы является социально-эмоциональное развитие детей посредством закладывания фундамента для дальнейшего социального и финансового образования, которое поможет в будущем стать...