Мастер класс для педагогов "Развитие познавательных способностей через сказку"
консультация

 Целью мастер-класса является создание условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательном  развитии дошкольников, использование которого позволит развить умственные способности, развить психические и физические функции у ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер – класс для педагогов

тему: «Развитие познавательных способностей дошкольников через сказку»  

А. М. Чеботарева,

Воспитатель МДОУ

«Детский сад №17 с. Пушкарное»

Цель:   Создать условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательном  развитии дошкольников, использование которого позволит развить умственные способности, развить психические и физические функции у ребенка

Задачи:
1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в познавательном  развитии детей.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем, и не только при обучении.

Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.

Познавательные способности проявляются в решении интеллектуальных задач, требующих нахождения верного ответа и тесно связаны с творческими способностями.

Л.С.Выготский в своих исследованиях доказал, что мышление и воображение тесно связаны между собой. Он писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни».

Обучение для маленького ребенка это труд, а труд основывается на чувстве долга. Но у детей 4 лет еще не сформировано чувство долга. Основной интерес у маленького ребенка – это игра. Игра это не просто ведущий вид деятельности маленького ребенка. Именно в ней формируются основные психологические процессы.

Средством формирования познавательных способностей, можно выбрать сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».

Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.

Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.

Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.

Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.

Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по – разному воспринимают сказку.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

Ознакомление детей с развивающими играми происходит по этапам:

1. Знакомство с игрой на занятии, или в специально организованной деятельности.

2. Внесение игры в центр математики и игры в свободной деятельности с незначительной помощью воспитателя.

Чтобы сказка способствовала раскрепощению ребенка на занятии, чтобы он почувствовал радость от учебной деятельности, охотно преодолевал трудности вместе с любимым героем, необходимо, чтобы ребенок прожил, прочувствовал сказку, чтобы она была отражена во всех видах деятельности, чтобы ребенок жил в ней какое – то время.

Систему работы я хочу показать на примере русской народной сказки «Теремок»  

После чтения сказки, обсуждения героев, воспитатель показывает театр на фланелеграфе. На занятия по математике приходят знакомые герои, и дети с удовольствием включаются в решение поставленных задач.

Варианты дидактических игр:

  • «Сосчитай героев сказки» Цель: развивать умение вести количественный счет.
  • «Который по счету?» Цель: развивать умение вести порядковый счет.
  • «Поставь героев сказки по росту» Цель: развивать умение  осуществлять сериацию предметов по высоте.
  • «Построй теремок» Цель: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Организуется проблемная ситуация:

Медведь приносит блоки Дьенеша. Он просит, чтобы ее простили, и предлагает поиграть, просит помочь ему сделать домики для  друзей, которые остались без теремка. Дети самостоятельно придумывают, что можно сделать из геометрических фигур.

  • «Кто сначала, кто потом». Цель: научиться определять последовательность событий, развивать логическое мышление, 

Посмотрите на фигурки персонажей и ответьте на вопросы.

  1. Кто первым подошёл к теремку?
  2. Кто подошёл после лисы?
  3. Кто следующим подошёл?
  4. Кто был после волка?
  5. Кто подошёл после зайца?
  6. Кто пришёл между мышкой и зайцем?
  7. Кто пришёл последним?

  • Развитие общей моторики «Зайка».

Зайка по лесу скакал,

(Руки перед грудью.)

Зайка корм себе искал.

 (Подскоки на двух ногах.)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

 (Указательным и средним разведёнными пальцами изображаем «ушки».)

Шорох тихий раздаётся:

Кто-то по лесу крадётся.

(Пугливо оглядывается.)

Заяц путает следы,

Убегает от беды.

(Скачет, бежит по кругу, «петляет».)

Все игры вносимые героями сказки остаются в центре математики для дальнейших самостоятельных игр детей и проведения индивидуальной работы.

Аналогично проводится работа и с другими сказками.

Работая со сказкой, у детей возрастает уровень развития как познавательных способностей, так и личности ребенка в целом. Дети становятся более самостоятельные, инициативные, общительные, активнее.  

 

Используемая литература.

От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 3-4 лет/Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.- 192 с.

Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2011.-151 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по развитию познавательных способностей детей через проектную деятельность.

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении....

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр.     ...

Мастер-класс "Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры"

Мастер-класс проводила для воспитателей города по теме Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры...

Мастер класс с педагогами на тему: «Через сказку в экономику»

Мастер класс с педагогами на тему: «Через сказку в экономику»...

Мастер класс: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки.

Мастер класс:Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки....

Мастер-класс: «Раннее развитие музыкальных способностей через игровую деятельность»

Тема: «Раннее развитие музыкальных способностей через игровую деятельность»        Участники: воспитатели групп раннего возрастаВыполнение педагогам...