Мастер-класс "Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс проводила для воспитателей города по теме Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Куликова Инна Михайловна
Музыкальный руководитель
МАДОУ г.Нижневартовска
ДС №37 «Дружная семейка»
Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры»
Цель: научить слушателей мастер-класса приёмам работы, по формированию коммуникативной компетентности у учащихся детей младшего школьного возраста (по закону об образовании – уровня начального общего образования) через музыкально-ритмическую деятельность на музыкальных занятиях.
Задачи:
1. воспитание внимания, развитие интереса к музыкально-ритмической деятельности;
2. привитие практических навыков по формированию коммуникативной компетентности через музыкально-ритмическую деятельность;
3. разучивание со слушателями коммуникативных игр «Поймай ритм», «Танец Шляпы», «Ниточка с иголочкой?», «Ручеёк»; коммуникативный танец «Светит месяц», «Озорная полька».
Методы и приёмы:
показ, объяснение, имитационная игра, вовлекающий показ, беседа, моделирование, рефлексия.
Оборудование: фортепиано (синтезатор), компьютер, проектор, экран, колонки.
Ход:
Уважаемые коллеги!
Меня зовут Куликова Инна Михайловна, работаю музыкальном руководителем МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка».
В течении пяти лет я работала над темой «Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи», но когда в сад стали поступать дети с ОВЗ, стал вопрос о том как сделать свои занятия интересными и доступными и для таких детей. Изучила литературу, обратилась к русскому фольклору и выяснила для себя, что коммуникативные танцы и игры − это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.
В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Ценность танцев со сменой партнеров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре. И сейчас я хочу вам представить несколько игр и танцев. МАСТЕР-КЛАСС.
«Ниточка с иголочкой»
Дети становятся по кругу. Считалкой выбирают из играющих «иголочку», «ниточку» и «узелок», которые выходят и круг. В это время остальные берутся за руки и поднимают их вверх воротиками. По сигналу «иголочка», «ниточка» и «узелок» начинают бегать между детьми. При этом «иголочка» старается запутать «ниточку» с «узелком».
Когда дети освоятся, «ниточку» можно «удлинить», выбрав трех и более детей.
Игру можно проводить, сопровождая движения текстом:
Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама раздетая ходила.
Она тонка, да длинна,
Одноуха, да остра,
Одноуха, да остра,
Всему миру красна.
Хвостик нитяной
Тянет, тянет за собой.
Сквозь холст он проходит,
Узелок себе находит.
РУЧЕЁК
Дети становятся змейкой, взявшись за руки. Первые два ребенка становятся «воротиками», дети все проходят в «воротики». И когда все пройдут ведущие присоединяются к последним. По сигналу уже следующая первая двойка становится в «воротики» и т.д. Можно с ускорением.
ПОЙМАЙ РИТМ!
Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить (например, ). По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши
Варианты игры: Можно отстукивать ритм на разных частях тела.
Ритм можно сопровождать словами. Например, «Да-вид Холл» или «Суп с лапшой». Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим.
Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись. Можно использовать такие инструменты, как бубны.
Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо).
Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.
Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.
ТАНЕЦ ШЛЯПЫ
Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.
Важно: Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.
Коммуникативный танец - игра «Светит месяц»
И.п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу, руки в положении «Лодочка», но согнувши.
1-2 такт: 4 приставных шага в право (в середину круга) с притопом в конце фразы.
3-4 такт: то же влево (из круга).
5-7 такт: хлопок перед собой, обмен хлопками на слабую долю (4 хлопка)
8 такт: хлопок перед собой, взяться за руку «здороваемся» и дети внешнего и внутреннего круга делают шаг по линии танца и переходят к другому партнёру. Танец повторяется с ускорением.
Озорная полька
Дети становятся по кругу парами в VI позицию, мальчики – спиной с согнутыми руками в локтях, ладони друг-другу, девочки – лицом к центру, руки так же как у мальчиков.
Музыка А
1-4 – хлопки – к себе, друг другу (4 хлопка).
5-8 – девочки боковым галопом передвигаются по кругу к соседнему мальчику.
1-8 – движения повторяются (3 раза);
Музыка Б
1-2 – 3 хлопка к правому уху, 3 хлопка к левому уху.
3-4 – на носках отвернуться друг от друга.
5-6 – 3 хлопка к правому уху, 3 хлопка к левому уху.
7-8 – на носках повернуться друг другу.
И так долее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм позитивного общения с людьми. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому необходимо создать максимальные условия для реализации его двигательной активности, как в регламентированной, так и нерегламентирован (самостоятельной) деятельности.
В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельность нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и неточные движения».
В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому педагогам следует заботиться о развитии его социально- эмоциональном воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях
К оммуникативные танцы и игры − это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.
Ц е л ь: развитие музыкально-ритмических способностей детей через фольклорные коммуникативные танцы и игры З а д а ч и: развивать способности к эмоционально – выразительному, осмысленному исполнению движений под музыку; обще интеллектуальные способности (музыкальное мышление, музыкальную память, воображение) знакомить детей с музыкальными жанрами и видами ритмики (упражнения, танец, игра); формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений в соответствии с формой и характером музыкального произведения; развивать у детей креативность : формировать творческие проявления в музыкально-ритмических движениях; развивать коммуникативные качества.
В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развитие эмпатии , сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности , уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
«Ниточка с иголочкой » Дети становятся по кругу. Считалкой выбирают из играющих «иголочку», «ниточку» и «узелок», которые выходят и круг. В это время остальные берутся за руки и поднимают их вверх воротиками . По сигналу «иголочка», «ниточка» и «узелок» начинают бегать между детьми. При этом «иголочка» старается запутать «ниточку» с «узелком». Когда дети освоятся, «ниточку» можно «удлинить», выбрав трех и более детей. Игру можно проводить, сопровождая движения текстом: Игла-барыня, княгиня. Весь мир нарядила. Нарядила, обшила, Сама раздетая ходила. Она тонка, да длинна, Одноуха, да остра, Одноуха, да остра, Всему миру красна. Хвостик нитяной Тянет, тянет за собой. Сквозь холст он проходит, Узелок себе находит.
Золотые ворота Дети стоят по кругу взявшись за руки. Два ведущий образуют « воротик и », взявшись двумя руками. Дети проходят в « воротики » и поют. Золотые ворота, Проходите господа. Первый раз прощается, Второй запрещается, А на третий раз Не пропустим Вас. На последнее слово ведущие закрывают «ворота» и кто остается закрытым говорит: «Ворота, ворота – выпустите меня». Ведущие: «Не выпустим, а ты нам песню спой (5 раз на одной ножке проскочи…)»
РУЧЕЁК Дети становятся змейкой, взявшись за руки. Первые два ребенка становятся « воротиками », дети все проходят в « воротики ». И когда все пройдут ведущие присоединяются к последним. По сигналу уже следующая первая двойка становится в « воротики » и т.д. Можно с ускорением
ТАНЕЦ ШЛЯПЫ Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается. Важно: Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа. Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.
Коммуникативный танец - игра «Светит месяц» И.п . Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу, руки в положении «Лодочка», но согнувши. 1-2 такт: 4 приставных шага в право (в середину круга) с притопом в конце фразы. 3-4 такт: то же влево (из круга). 5-7 такт: хлопок перед собой, обмен хлопками на слабую долю (4 хлопка) 8 такт: хлопок перед собой, взяться за руку «здороваемся» и дети внешнего и внутреннего круга делают шаг по линии танца и переходят к другому партнёру. Танец повторяется с ускорением.
П олька Дети становятся по кругу парами в VI позицию, мальчики – спиной с согнутыми руками в локтях, ладони друг-другу, девочки – лицом к центру, руки так же как у мальчиков. Музыка А 1-4 такт – хлопки – к себе, друг другу (4 хлопка). 5-8 такт– девочки боковым галопом передвигаются по кругу к соседнему мальчику. 1-8 такт– движения повторяются (3 раза); Музыка Б 1-2 – 3 хлопка к правому уху, 3 хлопка к левому уху. 3-4 – на носках отвернуться друг от друга. 5-6 – 3 хлопка к правому уху, 3 хлопка к левому уху. 7-8 – на носках повернуться друг другу. И так долее.
Яблочко И.п . Дети стоят парами по кругу, взявшись за руки. 1-2 такт: два приставных шага против часовой стрелке. 3-4 такт: два приставных шага по часовой стрелке. 5-8 такт: руки под «кадриль» обходят друг друга, возвращаясь спиной. Повтор 5-8 такт: правой рукой берут под руку соседа по диагонали и кружатся. Все движения повторяются .
Спасибо за внимание и всех с наступающим новым годом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.
В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....
"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"
В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры»
Мастер-класса для воспитателей ДОУ. Научить слушателей приёмам работы, по формированию коммуникативной компетентности у учащихся детей младшего школьного возраста (по закону об образовании – уро...
План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей подготовительной группы «В мире танца»
Конспект рассчитан на детей подготовительной к школе группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкальные сюжетно ролевые игры
Консультация для родителей о том как музыкальные сюжетно-ролевые игры влияют на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие ритмических способностей у детей" и памятки для родителей "Особенности развития музыкально-ритмических движений у детей (по возрастам от 3 до 7 лет)
Консультация и памятки для родителей по особенностям развития ритмических движений...