Мастер-класс: «Раннее развитие музыкальных способностей через игровую деятельность»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Тема: «Раннее развитие музыкальных способностей через игровую деятельность»
Участники: воспитатели групп раннего возраста
Выполнение педагогами игровых действий: участники мастер-класса берут на себя роль детей раннего возраста и по показу выполняют все музыкально-игровые действия.
Цель: Создание условий для повышения уровня компетенции и профессионального мастерства и воспитателей ДОУ по использованию игровых технологий в работе с детьми раннего возраста.
Задачи:
- повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игровых методов и приемов в работе с детьми 2-3 лет;
- расширить опыт педагогов в подборе песен, плясок, музыкальных и развивающих игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста;
- создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение профессиональных компетенций педагогов-участников мастер-класса;
- применение полученного опыта воспитателями в работе с детьми раннего возраста.
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средства эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым.
Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, происходит взаимодействие педагога с детьми.
Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве она становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- успешная адаптация в ДОУ;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его. Музыкальные занятия у детей раннего возраста всегда проходят в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание), музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Это могут быть:
- иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
- раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
- игровые атрибуты (маски, шапочки);
- музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
- аудио и видеоматериалы;
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Практическая часть
Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса я очень надеюсь на вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие.
Песенка - приветствие «Начинаем заниматься» Е. Железнова
Задачи: настроить детей на музыкальную деятельность, способствовать формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.
И.п. Дети стоят в кругу, держатся за руки.
Музыкальный руководитель и воспитатель выполняют движения с детьми в кругу.
1.Ну-ка, все - встали в круг Ручками махать. | Идут хороводным шагом др.за др. |
2.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Держатся за руки, покачивают руками. |
3.Ну-ка, все - встали в круг Ручками махать | Идут хороводным шагом др.за др. |
4.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Опускают руки, взмахи руками вверх-вниз |
Музыкальное упражнение «Розовые щёчки» Г. Вихарева
Задачи: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма. Формировать желание подпевать повторяющиеся интонации. Способствует повышению эмоционального тонуса малышей, созданию хорошего настроения.
И.п. Дети стоят врассыпную по залу. Движения выполняют под пение и показ музыкального руководителя (воспитателя).
1. Малыши, малыши, | По возможности подпевают. Прикасаются ладошками к щечкам
|
Проигрыш | Хлопают в ладошки |
2. Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами
|
Проигрыш | Ударят кулачком по кулачку |
3. Малыши, малыши, | Прикасаются ладошками к щечкам
|
Проигрыш | Выполняют «пружинку» |
4.Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами
|
Проигрыш | Указательный палец ритмично прикладывают к губам |
Игра «Погремушка». Музыка народная.
Задачи: Приучать детей участвовать в коллективной игре, слышать и понимать, о чем поется в песенке. Развивать навык выполнять игровые движения с предметами, формировать умение играть на детских музыкальных инструментах (погремушке). Вызывать интерес к совместным действиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой.
Описание игры:
Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что в игрушечном магазине есть большая и красивая коробка. Показывает ее, встряхивая несколько раз. Спрашивает детей, что может в ней лежать? (дети дают ответы). Предлагает открыть ее посмотреть, что же там. Достает погремушки, раздает погремушки детям. Воспитатель с детьми выполняет игровые действия по ходу песни в соответствии с текстом.
Музыкальный руководитель: А теперь я всех приглашаю в сказку. Послушайте историю, которая называется «День рождения». Помогут нам в этом наши музыкальные инструменты и предметы.
Рассказ сопровождается показом настольного театра и звучанием детских музыкальных инструментов
Сказка-шумелка «День рождения» Автор сказки Е. Железнова.
Однажды в курятнике в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так. | Пропищать резиновой игрушкой. |
Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть погромче. Вот так. |
Пропищать резиновой игрушкой. |
Курица осторожно постучала по яйцу. Вот так. | Постучать деревянными палочками |
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок. Вот такой. | Пропищать резиновой игрушкой. |
«С днём рождения, малыш! – сказала мама-курица. – Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать!» И курица пошла из курятника во двор. Вот так. |
Звучат деревянные ложки |
А цыплёнок побежал за ней. Вот так. | Звучит металлофон |
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке, а сама опять ушла в курятник. Цыплёнок стал клевать зёрнышки. Вот так. |
Постучать палочкой по столу |
Цыплёнок наелся, посмотрел вокруг и вдруг услышал тихий звон. Вот такой. | Звучит треугольник. |
«Как красиво звонят. Это потому, что у меня день рождения. Надо об этом всем рассказать». И он пошёл по двору. Вот так. |
Звучит металлофон |
Вдруг цыплёнок увидел большую важную утку. Вот такую. |
Звучит дудочка. |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у меня день рождения!» Но утка ничего не ответила. Тогда цыплёнок побежал дальше. Вот так. |
Звучит металлофон
|
Вдруг он увидел толстую свинку, которая что-то ела из корыта. Вот так. |
Звучит бубен |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у меня день рождения!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок пошёл дальше по двору. Вот так. |
Звучит металлофон |
Вдруг он увидел красивую, пушистую кошку. Вот такую. |
Звучит маракас |
Кошка громко мурлыкала. | Изображают звукоподражание |
«Слышите, как красиво звонят? Это потому, что у меня день рождения!» | Звучит треугольник |
Кошка сказала: «Мяу!» И подошла к цыплёнку поближе. | Звучит барабан – игра палочками с мягкими наконечниками |
Но тут прибежала мама-курица. Вот так. | Звучат деревянные ложки |
И увела цыплёнка в курятник. | Звучит металлофон |
А в курятнике бегало много маленьких цыплят. Они пищали вот так. |
Пропищать резиновыми игрушками |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у нас день рождения!» – ответили цыплята и захлопали крылышками. |
Хлопать в ладоши |
Заключение
Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность и участие. Сегодня я поделилась с вами материалом, который помогает мне в работе с малышами, надеюсь, будет полезен и вам!
И сейчас, в завершении мастер-класса я предлагаю вам коротенькую игру. Представьте, что ладони ваших рук - это весы.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши, соединим две части и скажем друг другу СПАСИБО. Спасибо за внимание и активное участие!
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_shmatova_v.v.docx | 29.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
Мастер-класс для воспитателей
«Раннее развитие музыкальных способностей через игровую деятельность»
Разработчик:
Шматова Виктория Васильевна музыкальный руководитель
Тема: «Раннее развитие музыкальных способностей через игровую деятельность»
Участники: воспитатели групп раннего возраста
Выполнение педагогами игровых действий: участники мастер-класса берут на себя роль детей раннего возраста и по показу выполняют все музыкально-игровые действия.
Цель: Создание условий для повышения уровня компетенции и профессионального мастерства и воспитателей ДОУ по использованию игровых технологий в работе с детьми раннего возраста.
Задачи:
- повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игровых методов и приемов в работе с детьми 2-3 лет;
- расширить опыт педагогов в подборе песен, плясок, музыкальных и развивающих игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста;
- создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение профессиональных компетенций педагогов-участников мастер-класса;
- применение полученного опыта воспитателями в работе с детьми раннего возраста.
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средства эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым.
Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, происходит взаимодействие педагога с детьми.
Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве она становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- успешная адаптация в ДОУ;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его. Музыкальные занятия у детей раннего возраста всегда проходят в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание), музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Это могут быть:
- иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
- раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
- игровые атрибуты (маски, шапочки);
- музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
- аудио и видеоматериалы;
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Практическая часть
Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса я очень надеюсь на вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие.
Песенка - приветствие «Начинаем заниматься» Е. Железнова
Задачи: настроить детей на музыкальную деятельность, способствовать формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.
И.п. Дети стоят в кругу, держатся за руки.
Музыкальный руководитель и воспитатель выполняют движения с детьми в кругу.
1.Ну-ка, все - встали в круг Ручками махать. | Идут хороводным шагом др.за др. |
2.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Держатся за руки, покачивают руками. |
3.Ну-ка, все - встали в круг Ручками махать | Идут хороводным шагом др.за др. |
4.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Опускают руки, взмахи руками вверх-вниз |
Музыкальное упражнение «Розовые щёчки» Г. Вихарева
Задачи: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма. Формировать желание подпевать повторяющиеся интонации. Способствует повышению эмоционального тонуса малышей, созданию хорошего настроения.
И.п. Дети стоят врассыпную по залу. Движения выполняют под пение и показ музыкального руководителя (воспитателя).
1. Малыши, малыши, | По возможности подпевают. Прикасаются ладошками к щечкам |
Проигрыш | Хлопают в ладошки |
2. Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами |
Проигрыш | Ударят кулачком по кулачку |
3. Малыши, малыши, | Прикасаются ладошками к щечкам |
Проигрыш | Выполняют «пружинку» |
4.Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами |
Проигрыш | Указательный палец ритмично прикладывают к губам |
Игра «Погремушка». Музыка народная.
Задачи: Приучать детей участвовать в коллективной игре, слышать и понимать, о чем поется в песенке. Развивать навык выполнять игровые движения с предметами, формировать умение играть на детских музыкальных инструментах (погремушке). Вызывать интерес к совместным действиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой.
Описание игры:
Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что в игрушечном магазине есть большая и красивая коробка. Показывает ее, встряхивая несколько раз. Спрашивает детей, что может в ней лежать? (дети дают ответы). Предлагает открыть ее посмотреть, что же там. Достает погремушки, раздает погремушки детям. Воспитатель с детьми выполняет игровые действия по ходу песни в соответствии с текстом.
Музыкальный руководитель: А теперь я всех приглашаю в сказку. Послушайте историю, которая называется «День рождения». Помогут нам в этом наши музыкальные инструменты и предметы.
Рассказ сопровождается показом настольного театра и звучанием детских музыкальных инструментов
Сказка-шумелка «День рождения» Автор сказки Е. Железнова.
Однажды в курятнике в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так. | Пропищать резиновой игрушкой. |
Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть погромче. Вот так. | Пропищать резиновой игрушкой. |
Курица осторожно постучала по яйцу. Вот так. | Постучать деревянными палочками |
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок. Вот такой. | Пропищать резиновой игрушкой. |
«С днём рождения, малыш! – сказала мама-курица. – Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать!» И курица пошла из курятника во двор. Вот так. | Звучат деревянные ложки |
А цыплёнок побежал за ней. Вот так. | Звучит металлофон |
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке, а сама опять ушла в курятник. Цыплёнок стал клевать зёрнышки. Вот так. | Постучать палочкой по столу |
Цыплёнок наелся, посмотрел вокруг и вдруг услышал тихий звон. Вот такой. | Звучит треугольник. |
«Как красиво звонят. Это потому, что у меня день рождения. Надо об этом всем рассказать». И он пошёл по двору. Вот так. | Звучит металлофон |
Вдруг цыплёнок увидел большую важную утку. Вот такую. | Звучит дудочка. |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у меня день рождения!» Но утка ничего не ответила. Тогда цыплёнок побежал дальше. Вот так. | Звучит металлофон |
Вдруг он увидел толстую свинку, которая что-то ела из корыта. Вот так. | Звучит бубен |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у меня день рождения!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок пошёл дальше по двору. Вот так. | Звучит металлофон |
Вдруг он увидел красивую, пушистую кошку. Вот такую. | Звучит маракас |
Кошка громко мурлыкала. | Изображают звукоподражание |
«Слышите, как красиво звонят? Это потому, что у меня день рождения!» | Звучит треугольник |
Кошка сказала: «Мяу!» И подошла к цыплёнку поближе. | Звучит барабан – игра палочками с мягкими наконечниками |
Но тут прибежала мама-курица. Вот так. | Звучат деревянные ложки |
И увела цыплёнка в курятник. | Звучит металлофон |
А в курятнике бегало много маленьких цыплят. Они пищали вот так. | Пропищать резиновыми игрушками |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у нас день рождения!» – ответили цыплята и захлопали крылышками. | Хлопать в ладоши |
Заключение
Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность и участие. Сегодня я поделилась с вами материалом, который помогает мне в работе с малышами, надеюсь, будет полезен и вам!
И сейчас, в завершении мастер-класса я предлагаю вам коротенькую игру. Представьте, что ладони ваших рук - это весы.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши, соединим две части и скажем друг другу СПАСИБО. Спасибо за внимание и активное участие!
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию "Развитие математических способностей через игровую деятельность"
"Развитие математических способностей через игровую деятельность"план работы по самообразованию на 2012 - 2013г.г....
план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г.
план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г....
Проект «Развитие математических способностей через игровую деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
Развитие математических способностей через игровую деятельность
в презентации представлен проект "Веселые математики"...
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
консультация для педагогов...
Опыт работы "Развитие математических способностей через игровую деятельность»
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математ...
Проект "Развитие математических способностей через игровую деятельность с детьми ЗПР"
Развитие математических способностей через игровую деятельность....