Аннотация к рабочей программе кружка "Неизведанный мир"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Семкина Олеся Михайловна

аннотация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_rabochey_programme_kruzhka.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название

программы

Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Неизведанный мир» группы «Незабудка» на 2018-2019 учебные года муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска.

Уровень программы (базовый/

углубленный)

(бюджет/

внебюджет)

Углубленный, бюджет

ФИО разработчика

(автора) программы

Семкина Олеся Михайловна

Направленность

Программы

Общеразвивающая

Объединение, в котором реализуется

программа

«Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска на 2018-2019 учебные года

Год разработки

программы

2018-2019

Срок реализации

программы

2 года.

Предусматривается 2 этапа работы:

  • 1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
  • 2 этап – с детьми 6 – 7 лет.

Цель программы

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи программы

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Актуальность, новизна,

педагогическая

целесообразность

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

  Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

•        Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

•        Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

•        Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Возраст обучающихся

5- 6 -7 лет (включительно)

Организация

образовательного

процесса

Особенности организации занятий кружка.

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности с взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер - всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности. Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно- следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность с взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).  

Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).  

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
  • Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)

Форма проведения занятий кружка: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

         Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Учебный план

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН

Количество учебных недель в году – 34

Количество учебных занятий – 34

Ожидаемые

результаты

реализации

программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  •  постановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте;
  • ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач;
  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца.

Преемственность

 Программа кружка предполагает:

  • Формирование деятельности экспериментирования дошкольника;
  • Формирование личности ребенка;
  • Основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.

Формы подведения

итогов программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
  • Творческий отчет воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе

Аннотация к рабочей программеранний, младший, средний и старший дошкольный возраст(от 2 до 8 лет)составлена на основе основной образовательной программыдошкольного образования «Радуга»  и пр...

Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда

аннотация к рабочей программе учителя-логопеда ДОУ...

Аннотация к рабочей программе во второй младшей группе

Аннотация к рабочей программе во второй младшей группе...

Аннотация к рабочей программе

 Рабочая  программа по развитию детей средней группы .Содержание  образовательного  процесса  в средней группе «Солнышко» выстроено  в  соответствии с програм...

Аннотация к рабочей программе

Описание рабочей программы...

Аннотация к рабочей программе первой младшей группы

Аннотация к рабочей программе первой младшей группыo   Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана воспитателями Гирфановой Г. С. Китугиной Т.Т. в соответствии содержани...