Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
аннотация к рабочей программе учителя-логопеда ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_rabochey_programme_uchitelya-logopeda.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) (далее «Программа») предназначена для работы учителя-логопеда дошкольной организации, в которой воспитываются дети с нарушениями речи 5ти – 7 летнего возраста. Принято считать, что к группе детей с нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации).
«Программа» обеспечивает образовательную деятельность для детей с ОНР (с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а так же работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Программа определяет возможные пути включения учителя-логопеда в работу МАДОУ №383 в условиях ФГОС дошкольного образования, помогает проектировать и осуществлять все направления коррекционной и профилактической работы в отношении детской речи в контексте приоритетов развития дошкольного образования.
Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.
В логопедии актуальность проблемы диагностики и коррекции
нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
Методологической основой программы является системно - деятельностный подход, ключевым условием реализации которого выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Программа учитывает концептуальные положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.
Она базируется:
- На современных представлениях лингвистики о языке, как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и п познания мира;
- На философской теории познания, теории речевой деятельности: о
взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы ДОО, требований Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), потребностей и возможностей воспитанников ДО.
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Программа учителя-логопеда предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа является дополнительным структурным компонентом образовательной программы ДОО и в совокупности обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Программа содержит материал для коррекционной деятельности, т.е. логопедической работы, соответствующей требованиям ФГОС ДО, с детьми с нарушениями речи от 5-ти до 7лет.
Исходной теоретической основой программы являются:
-концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений(Л.С. Выготский);
-учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей(Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
-концепция о соотношении мышления и речи(Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
- концепция о целостности языка, как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);
-концепция о соотношении элементарных и высших психических
функций в процессе развития ребенка(Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
-современные представления о структуре речевого дефекта(Р.И.Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина
идр.).
Настоящая программа руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской̆ Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- ФЗ от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Основной базой рабочей программы являются:
- «Основная общеобразовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- детский сад №383»
- Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи», М: 2014 г.
При разработке программы использован личный опыт работы учителей-логопедов МАДОУ №383 с детьми с нарушениями речи.
В основу формирования программы положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования: (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы : Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с нарушениями речевого развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с нарушениями речевого развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями
речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования(далее—особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ОНР, в
том числе использование специальных методов, методических пособий и
дидактических материалов, проведение групповых, ииндивидуальных кор-
рекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна
быть направлена на:
1) преодоление нарушений развития различных категорий детей с
ОНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;
2) разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
«Программа» также строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение(амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество организации с семьями;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала, опора на сохранное звено, комплексность с точки развития речи. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей имеющими тяжёлые нарушения речи.
Цель программы.
Обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения.
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Аннотация к " Рабочей программе" учителя-логопеда СП детский сад №3 г.о. Отрадный
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) (далее «Программа») предназнач...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Аннотация к рабочей программе учителя - логопеда ДОУ.
Аннотация к рабочей программе учителя - логопеда ДОУ....
АННОТАЦИЯ к адаптированной рабочей программе учителя-логопеда
Рабочая программа является нормативным документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности учителя-логопеда. Программа разработана учителем-л...