Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии
презентация по психологии
Актуальность проблемы. Сущность и этапы психолого-педагогического сопровождения. Цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогическое сопровождение доклад | 40.32 КБ |
Психолого-педагогическое сопровождение презентация | 730.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План:
1.Актуальность проблемы.
2. Сущность психолого-педагогического сопровождения.
3. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.
4. Этапы психолого-педагогического сопровождения.
5. Список используемой литературы.
1. Актуальность проблемы
В настоящее время по некоторым данным 30% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 43 до 65% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей. По данным аттестации примерно около 10 % школьников не усваивают материал начальной школы, а 28 % переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Ежегодно на 10% увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами.
43 - 65% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей.
Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников, как средства гуманизации образовательного процесса. Исходя из этого, психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.
1. Сущность психолого-педагогического сопровождения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ - комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Субъекты сопровождения:
- дети;
- родители;
- педагоги.
Сопровождение в детских садах осуществляется следующими специалистами: музыкальный руководители, руководители по физической культуре, логопеды, психологи и педагоги.
Специалисты, осуществляющие сопровождение:
- музыкальный руководитель;
- руководитель по физической культуре;
- логопед;
- психолог;
- педагоги.
Психолого-педагогическое сопровождение характеризуется следующими принципами: системность, комплексность, интегративность, приоритет особых потребностей ребенка, непрерывность.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
- системность;
- комплексность;
- интегративность;
- приоритет особых потребностей ребенка;
- непрерывность.
Системность реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям. Помощь оказывается одновременно, усилия значимых взрослых координируются и согласуются с потребностями ребенка.
Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности.
В сопровождении реализуется принцип интегративности, поскольку предусматривается интеграция различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов.
Сопровождение охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную.Учитывается семейный микросоциум, детские предпочтения, взаимоотношения со сверстниками.
Принцип непрерывности отражает необходимость ранней, с первых дней жизни ребенка, диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни. В этом усматривается защита прав лица с ОВЗ.
3. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- оказание помощи;
- создание благоприятного климата;
- диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности;
- изучение индивидуальных особенностей детей.
Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.
4. Этапы психолого-педагогического сопровождения.
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
- диагностический;
- поисковый;
- консультативно-проективный;
- деятельностный;
- рефлексивный.
1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.
При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.
2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.
3. Консультативно - проективный этап. Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.
4. Деятельностный этап. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
5. Рефлексивный этап. Основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.
Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;
- возраст ребенка;
- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;
- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;
-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.
При построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
- индивидуальные особенности ребенка;
- возраст ребенка;
- наиболее сформированные навыки;
- позиция семьи по отношению к ребенку;
- возможности образовательного учреждения.
Заслуживает быть отмеченным, что значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.
Именно комплексная деятельность специалистов может принести положительные результаты в решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации наших воспитанников.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.
2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексногопсихолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010.
3. Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», http://lib.rus.ec/b/347737/read
4. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Л.П.Григорьева, Л. И. Фильчикова, С. С. Алиева и др.; Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Академкнига, 2002.
5. Колесникова А., «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ», Статья z-vadami-rozumovogo-rozvitku.html
6. Морозова Н.Т. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст] /Н. Т. Морозова. - М.: Просвещение. - 1969.
7. Обучение детей и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] /Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин [и др.] - М.: Академия, 2003.
МБДОУ детский сад №7 «Радуга», ул.Целинная - 77
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии
Составитель:
Педагог-психолог Гросс Е.В.
с. Кулунда
2018
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
43 - 65% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ - комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Субъекты сопровождения : дед
Специалисты, осуществляющие сопровождение:
Принципы психолого-педагогического сопровождения: Системность Комплексность Интегративность Приоритет особых потребностей ребенка Неприрывногсть
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: Оказание помощи Создание благоприятного климата Диагностика и коррекция нарушений в развитии Повышение психологической и педагогической компетентности Изучение индивидуальных особенностей детей
Этапы психолого-педагогического сопровождения: Диагностический Поисковый Консультативно-проективный Деятельностный Рефлексивный
При построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы: - индивидуальные особенности ребенка; - возраст ребенка; - наиболее сформированные навыки; - позиция семьи по отношению к ребенку; - возможности образовательного учреждения.
Именно комплексная деятельность специалистов может принести положительные результаты в решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Сопровождение детей с "особенностями" в развитии
С согласия родителей (законных представителей) воспитанников в детском саду осуществляется коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с различными нарушениями, которы...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей
Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...