Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей
статья

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.

Психолого-педагогическое сопровождение, это совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_aspekty_soprovozhdeniya_.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения

личностного развития детей»

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.

Психолого-педагогическое сопровождение, это совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

А. П. Тряпицына и Е. И. Казакова предлагают рассматривать под сопровождением такую деятельность, которая обеспечивает помощь в ситуации

жизненного выбора, вхождение в «зону развития».

Сопровождение как технология деятельности психолога рассматривается

как помощь ребенку в реализации самостоятельного выбора своего жизненного пути и может выступать как взаимодействие, как создание условий, как реализация защиты прав ребенка.

Сопровождение как взаимодействие.

Психолого-педагогическое  сопровождение рассматривается как сотрудничество, обеспечивающее беспроблемное взаимодействие. Это подразумевает  зависимость в связке «педагог – воспитанник», которая заключается в том, что ученик не может решить задачу самостоятельно и нуждается в объективной помощи, а педагог не может решить задачу за ученика, поскольку лишит его самостоятельности, и, следовательно, необходимого развития.

Сопровождение как создание условий.

Ряд авторов рассматривают сопровождение как условие успешного обучения и психологического здоровья. Они считают, что сопровождение – это форма профессиональной деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора. Данное определение раскрывает цели сопровождения как конкретные результаты развития личности.

М. Р. Битянова определяет понятие сопровождения как проектирование

образовательной среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создание условий для максимально успешного обучения

данного конкретного ребенка). Данный подход опирается на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста, как критерии адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.

Психолого-педагогическое сопровождение как реализация защиты прав ребенка.

Наиболее обобщенным, гуманистически-ориентированным является понимание сопровождения как реализации защиты прав детей на развитие и образование. Определяемое понятие «защита», в первую очередь, распространяется на отдельного ребенка или группу детей, которые по ряду причин имеют проблемы в адаптации к образовательной среде. Речь идет о создании оптимальных условий для развития, обучения, воспитания и образовательных воздействий  с точки зрения потенциальных возможностей ребенка.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

В целом сопровождение ребенка или группы детей в образовательном процессе как одно из приоритетных направлений деятельности образовательной организации, может быть определено как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия» (Битянова М. Р., 1998).

Само понятие «сопровождение» распространяется на детей группы, родителей всех детей, на членов педагогического коллектива.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях: это может быть индивидуальное сопровождение, сопровождение в группе, сопровождение на уровне дошкольного учреждения.

Традиционные направления работ по психолого-педагогическому сопровождению:

Профилактика.

Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)).

Консультирование (индивидуальное и групповое).

Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

Важно учитывать различия коррекционной и развивающей работы. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Психологическое просвещение и образование.

Экспертиза. 

Индивидуализация образовательных маршрутов рассматривается в широком смысле, т. е. от развития одаренности детей до сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (ФГОС п.3.2.5):

1 обеспечение эмоционального благополучия через:

►непосредственное общение с каждым ребёнком,

►уважительное отношение к нему, его чувствам и потребностям

2 поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

►создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

►создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

►недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

3 установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

►создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

►развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

►развитие умения работать в группе сверстников

4 построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития детей в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками через:

►создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

►организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, личностного развития;

►поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

►оценку индивидуального развития детей

5 взаимодействие с родителями

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

– на занятиях все легко и быстро схватывают;

– знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

– быстро запоминают услышанное или прочитанное;

– решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

– очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Организация зоны ближайшего развития для детей успешно осваивающих основную образовательную программу является одной из приоритетных задач. Для таких детей важно не только не потерять интерес к занятиям, но и развиваться разносторонне. Используя игры различной направленности, которые включают в себя несколько развивающих направлений мы имеем возможность не только поддержать интерес к той или иной теме, но и дать дополнительные возможности для развития разных сторон личности. Реализовать творческий потенциал. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками в совместной деятельности. Развить мелкую моторику и воображение. Что в дальнейшем послужит источником при подготовке детей к начальному школьному обучению.

Работа по развитию способностей детей по различным направлениям должна проводиться в системе:

Художественно-эстетическому

Интеллектуальному развитию

Познавательному развитию

Физическому развитию

Система выявления, поддержки и развития одаренных детей включает в себя:

  • наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);
  • анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);
  • групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик;
  • индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Немаловажную роль в работе с одаренными детьми играет и предметно-развивающая среда. Она должна быть представлена рядом специфических особенностей:

  • усложненность и большое разнообразие игр;
  • наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера;
  • обеспечение материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детских видах деятельности.

Чаще всего работа с одаренными детьми в ДОУ проводится в рамках кружковой деятельности и выступает одним из вариантов конкретной реализации прав личности на индивидуальность:

с детьми проводятся индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом, организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;

Педагогами ДОУ оказывается помощь родителям в развитии у детей каких-либо талантов, способностей через различные формы работы:

  • анкетирование,
  • индивидуальное и групповое консультирование,
  • психолого-педагогические тренинги;
  • взаимодействие с социумом позволяет показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
  • наличие образовательной системы.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • Выставки творческих работ воспитанников (выполненных в кружках,);
  • Участие в олимпиадах, марафонах и конкурсах различного уровня;
  • Проектная и исследовательская деятельность, представление и защита работ;
  • Участие в интеллектуальных конкурсах;
  • Спортивные соревнования, марафоны, конкурсы различного уровня.

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования это использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка.

Расширение на базе ДОУ сети кружков по социальному запросу родителей и воспитанников. Система дополнительного образования используется для мотивации воспитанников к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого ребенка.

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний;
  • Групповые консультации для родителей;
  • Консультации по запросам родителей и индивидуальные встречи с родителями
  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».

Для развития социально-коммуникативных компетенций, в работе с дошкольниками возможно применение социально-психологических игр как эффективного средства в развитии социально-личностной сферы детей.

Таким примером может быть проведение для детей старшего дошкольного возраста игры «Необитаемый остров» («Игра-проживание»).

Игра разбита на несколько частей. Каждая часть имеет свои цели и логическое завершение. Игра длится несколько встреч.

По сюжету участники попадают на необитаемый остров.

Первое, что необходимо сделать, — нарисовать на небольших листах бумаги свой дом. Это задание, по сути, является диагностическим. По тому, как ребенок берется за создание собственного укрытия, из чего сделан его дом, какие цвета ребенок использует в процессе рисования, можно предположить о степени его открытости или зажатости, взаимоотношениях с окружающими людьми, самооценке, уровне притязаний и т. д. После того как дома нарисованы, детям предлагается разместить на острове (ватмане) свои рисунки. Зачастую на этом этапе между детьми возникают конфликтные ситуации. Задача психолога не просто помирить поссорившихся ребят, а помочь каждому ребенку найти «свое место под солнцем». На этом первая часть игры заканчивается.

Вторая часть игры направлена на установление контактов между детьми. Участники определяются с выбором профессии — чем могли бы заниматься на

 острове. После того как ребята определятся с выбором профессии, им предлагается начать устанавливать дружеские связи. Дети начинают договариваться друг с другом, рассуждают о степени важности и полезности друг для друга. Так на острове появляются тропинки, дороги.

Третья часть игры посвящена благоустройству острова. Как правило, эта часть игры наиболее продолжительная по количеству встреч. Остров становится обитаемым, у него появляется название, площадь увеличивается в несколько раз.

Дети с большим воодушевлением делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами…

Игра многоплановая. Кроме умения общаться, дети могут активизировать свои знания, узнать что-то новое, провести простые эксперименты. Сюжет в начале игры идет по заданному педагогом плану – освоение и благоустройство острова, но затем может получить и собственное развитие. Также, в этой игре возможно применение и решение детьми каких-то проблемных ситуаций, предложенных педагогом или возникающих по ходу сюжета.

Литература:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве (Составитель: Кацеро А.А., кандидат психологических наук, доцент, Авторский коллектив: Григорьева А.И., кандидат педагогических наук, доцент; Арбузова Е.С., кандидат психологических наук, доцент; Кацеро А.А., кандидат психологических наук, доцент; Дьячкова Т.В.; Заика Л.В.; Рыбакина Е.А.)
  2. Пустовалова Я. Б., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринска Тамбовской области
  3. О.Ю. Конончук Социально-психологические игры как эффективное средство в развитии социально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
  4. Глоба, Л. Г. Система работы педагога-психолога с одарёнными детьми / Л. Г. Глоба. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.Для родителей....

Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...

Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста "Быть собой".

     Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другимилюдьми является фундаментом...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ

Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...