Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
рабочая программа (младшая группа)
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА Приказом по МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» от 19.09.2016г. №7 Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Шаг за шагом» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аистёнок» Составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Разработчик: Наумова А. В., педагог-психолог ПРИНЯТА педагогическим советом протокол №01 от 19.09.2016 г. |
Оглавление
- Пояснительная записка. Описание проблемной ситуации…………………...3
- Участники программы……………………………………………………….... 4
- Цель и задачи программы…………………………………………………........5
- Научные, методологические и методические основания программы…….....5
- Нормативно-правовые документы……………………………………….....7
- Возрастные особенности психического развития детей раннего
возраст (1,5-3года)…………………………………………………...............8
- Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ……11
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группах детей раннего возраста…………………………………………..13
- Направления педагогической деятельности для успешного процесса
адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения…14
- Структура и содержание программы…………………………………………..16
- Алгоритм прохождения адаптации…………………………………………19
- Модель организации адаптационного периода через режимные
моменты………………………………………………………………………20
- Структура и форма занятий………………………………………………….21
- Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники ……………………………………………………………………22
- Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы……………………………………………………………24
- Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы……………………………………………………………………….24
- Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов) …………………...25
- Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы…25
- Требования к специалистам, реализующим программу…………………..25
- Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы……………………………………………………………………26
- Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы………………………………………………………27
- Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы………………………………………………………28
- Сроки и этапы реализации программы………………………………………..28
- Ожидаемые результаты реализации программы……………………………...28
14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы...29
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов…………………..29
16. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного
учреждения………………………………………………………………………29
Отзыв……………………………………………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………32
1.Пояснительная записка
Описание проблемной ситуации
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом
определяет его будущее психологическое развитие»
В.С. Мухина
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий цикл психического развития. Сохранение, наряду с физическим, психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах развития. В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении- с другой, делают проблему привыкания детей к условиям детского сада особенно актуальной.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. В возрасте 1,5—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Анализ массовой педагогической практики показал, что «…основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста при поступлении в детский сад является период адаптации» (Д.Б.Эльконин).
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное время в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка, в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным
представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики и психологии. А переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых является разработка системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей в период адаптации к дошкольному учреждению является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
2. Участники программы
Целевая группа, на которую рассчитана программа –воспитанники групп раннего возраста МБДОУ «Детский сад «Аистёнок».
Контингент участников программы:
- воспитатели групп;
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель;
- медицинский работник;
- заведующий;
- родители
- Цель и задачи программы
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо.
Исходя из вышесказанного основная цель программы:создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Создание условий для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2. Создание условий для оптимальной социализации и благоприятного психологического климата в группе детей.
3. Формирование у детей положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности.
4. Внедрение эффективных форм и методов сотрудничества с родителями, способствующих повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.
5. Привлечение внимания сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
4.Научные, методологические и методические основания программы
Дошкольное образовательное учреждение реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Концептуальной основой программы являются следующие принципы:
- Принцип гуманизма как основополагающий
Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны быть посильными и развивающими.
- Принцип природосообразности и индивидуализации
Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
- Принцип развития
Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.
- Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком
Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.
- Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».
На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В раннем возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т.д. В трудах Лапиной И.В., Белкиной И.В. рассматриваются особенности адаптации ребенка к детскому саду, а также факторы благополучия ребёнка и закономерности его психического развития. Исследователи отмечают, что в этот период дети особенно нуждаются в поддержке со стороны воспитателя.
Л.В. Белкина предлагает интересную и простую, с точки зрения практического применения, классификацию периодов адаптации:
- первый период: «мы играем только вместе»;
- второй период: «я играю сам, но ты будь рядом»;
- третий период: «иди, я немножко поиграю один»;
- четвертый период: «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
По мнению Гутаровой цели адаптационного периода можно сформулировать следующим образом:
- создать благоприятные психологические условия для ребенка;
- наладить сотрудничество с семьей ребенка;
Новые условия, характеризующие ДОУ, исследователи объединяют в три группы:
1. организация согласованных действий взрослыми;
2. условия, связанные с новой организационной средой;
3. условия, связанные с взаимодействием со сверстниками.
По мнению некоторых авторов (Оверчук Т.И., Маврина Т.В. и др.), основа педагогической поддержки заключается в сотрудничестве педагога с ребенком. Для малыша характерно доброжелательное отношение, стремление оценить его возможности, личностное развитие
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: АксаринаН.М.,Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е. и др. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка рассмотрена Г.М. Ляминой, этапы развития общения взрослого с ребенком – С.Ю. Мещеряковой, Л.Н. Галигузовой, Н.Н. Авдеевой. Практическое применение этих знаний в условиях адаптации - Н.Д. Ватуниной, диагностическая методика адаптационного профиля разработана Е.И. Морозовой. Морозова Е.И. отмечает, что можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Теплюк С.Н. отмечает, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей. Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов и психологов ДОУ.
4.1. Нормативно-правовые документы
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
«Шаг за шагом» МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступившего в силу с1 января 2014 года), в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аистёнок» города Рославль, Уставом ДОУ, СанПиН от 22.07. 2010г.№ 91 и от 20.12. 2010. №164;локальными актами учреждения, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения:
- Законом РФ «Об образовании»;
- Национальной доктриной образования в РФ;
- Концепцией модернизации российского образования;
- Концепцией дошкольного воспитания;
-Положением о службе практической психологии в системе Министерстваобразования Российской Федерации (приказ № 636 от 22.10.1999 г.);
-типовым Положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.1998);
-письмом Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
-письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
4.2. Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (1,5 - 3 года)
На втором году жизни ведущей деятельностью детей является предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве с взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т.д.), в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
В общении с взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к
обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия.
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты; предметные действия, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
Активная речь появляется в 1,5 года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка с взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.
Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым.
Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится, не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение: она формируется и развивается, преждевсего, как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе, разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат с исходным
замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается к взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.
4.3.Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно
меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д.). С каждым годом все больше детей приходят из дома в детский сад с низким уровнем нервно-психического развития, что связано с особенностями воспитания в семье и биологическими факторами (осложнения в пре-, пере- и постнатальный периоды, болезни в младенчестве). Все больше детей приходят с отклонениями в поведении (гипервозбудимость, слабая эмоциональность, неконтактность, повышенная агрессивность, тревожность), психосоматическими заболеваниями (энурез, нервные тики). Все больше детей испытывают трудности при адаптации к детскому саду. Адаптация (от лат.аdaptatio – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Выделяют следующие фазы адаптационного процесса:
- острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями
соматического состояния и психического статуса, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
- подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
- фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития,в
результате чего дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Необходимо отметить и факторы, влияющие на течение адаптации:
- возраст ребенка,
- состояние здоровья,
- уровень развития,
- личностные особенности,
- умение общаться с взрослыми и сверстниками,
- сформированность предметной и игровой деятельности,
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада,
- сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков,
- готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении,
- шумовой фон в группе детского сада,
- стабильность воспитательского состава,
- компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.
Коллективу детского сада необходимо организовать жизнь ребенка в
дошкольном учреждение так, чтобы малыш наиболее адекватно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировалось положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего, со сверстниками. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:
- легкая степень (1-16 дней),
- средняя степень (16-32 дня),
- тяжелая степень (32-64 дня).
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У ребенка преобладает радостное или устойчивое спокойное эмоциональное состояние, он контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений. При средней адаптации сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений. Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.
Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны: плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности. Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в том числе, к замедлению роста и прибавке в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания встречаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно. Для оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада. Данная работа ведется по трем направлениям (с детьми, родителями и воспитателями) поэтапно.
4.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Поэтому важным является и предметно-пространственная среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым, поэтому создаются условия:
- для предметного взаимодействия (сотрудничества с детьми) – предметы бытового назначения, игрушки;
- для развития речи и ознакомления детей с художественной литературой – яркие книжки, сюжетные картинки и др.,
- для формирования у детей представлений о себе (зеркала, одежда для ряженья, игрушки, характерные для игр мальчиков и игр девочек, фотоальбомы);
- для развития элементарной конструктивной деятельности - детские конструкторы с яркими пластмассовыми деталями, строительные наборы,
(пластмассовые и деревянные детали);
- для развития сенсорики и сенсомоторики – рамки- вкладыши, игрушки с прорезями и набором вкладышей. Игры со шнуровкой, и др.;
- для полноценного физического развития детей:
центр двигательной активности - со всем необходимым оборудованием, мягкие модули и др.
- для организации продуктивных и творческих видов деятельности:
двусторонние мольберты, мягкие карандаши, мелки, краски, материал для инсценировок, музыкальные игрушки;
- центр воды и песка – яркие тазы. Формочки, совочки, рыбки, шарики из пенопласта, губки, предметы для выпускания мыльных пузырей.
Созданная среда доступна детям. Окружение даёт детям разнообразные и сменяющиеся впечатления, стимулирует их познавательную активность.
В общем фонде игрушек на каждого ребёнка приходится примерно
9-10 шт. Это позволяет периодически менять игрушки в группе.
В игровой зоне группы в наличии имеются все виды игрушек:
дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, театральные, спортивные,
игрушки-забавы.
Все игрушки, размещённые в группе доступны детям. Игрушки хранятся в корзинках, на удобно расположенных полках.
В группах имеется несколько видов театра и театральные игрушки, малыши с удовольствием играют, сопровождая словесной импровизацией.
Расширение зоны общения детей раннего возраста происходит через посещение физкультурного и музыкального залов.
5.Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
До приема детей в группу с родителями общаются: заведующий детским садом и специалисты ДОУ (педагог-психолог, старшая медицинская сестра, воспитатели групп детей раннего возраста). Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, используются разные направления работы с детьми:
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей и места проведения).
Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе имеются «семейные» альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологийи по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
6.Структура и содержание программы
Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначениюявляетсяспециальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста);
по форме организации – групповой;
по времени реализации — на период адаптации.
Реализация психолого-педагогической программы сопровождения проходит в четыре этапа.
Основные этапы организации работы
№ | этап | Цель-содержание | Формы работы |
1. | Первичный (ознакомительный) | Организация рекламной деятельности. Сбор информации о семьях, будущих воспитанников | Семинар-практикум для родителей «Вам рады в «Аистёноке». Памятки «Как подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ». Информация на Сайте ДОУ. |
2. | Информационно-просветительский | Ознакомление с уставными документами. Заключение договоров. Ознакомление родителей со структурой адаптационного процесса – вхождением ребёнка в групповой коллектив. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам гуманизации и психологизации процесса адаптации. | Индивидуальные консультации. Консультации, семинары– практикумы. |
3. | Интегратив-ный | Совместная работа специалистов с детьми. Привлечение родителей к сотрудничеству. | Коррекционно-развивающая работа с детьми. Родительские собрания. Консультации. |
4. | Индивидуаль-ный | Определение поведенческих реакций ребёнка в соответствии с оценкой факторов адаптации. Выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними. | Диагностика. Индивидуальные консультации. |
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Программа состоит из 3 направлений:
1 – работа с родителями;
№ | Направление и содержание работы | Срок | Ответственный |
Работа с родителями | |||
1. | Встречи с родителями будущих воспитанников «Вам рады в «Аистёнке». Первичная консультация родителей «Как подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ?». | Май-июнь | Заведующий мед.сестра Педагог-психолог Воспитатели |
2. | Анкетирование родителей (сведения об индивидуальных особенностях поведения детей, особенностях домашнего воспитания): - «Давайте познакомимся», - «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (см. приложение 1) | Август-сентябрь | Педагог-психолог |
3. | Совместный с родителями начальный этап вхождения в группу. Родительские собрания: «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ»; «Итоги адаптационного периода» Консультации: «Первый раз в детский сад»,«Все о детском питании»,«Типичные ошибки родителей во времяадаптации ребенка к ДОУ» Памятка: «Сопровождение процессаадаптации ребенка к условиям ДОУ» | На период адаптации | Воспитатели Ст.мед.сестра Педагог-психолог |
2 – работа с педагогами;
№ | Направление и содержание работы | Срок | Ответственный |
Работа с педагогами. | |||
1. | Обзор информационных источников по вопросам адаптации детей. | Май | Педагог-психолог |
2. | Повышение профессиональной компетентности педагогов (консультации, практикумы): - «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями и детьми», - «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста», - «Использование щадящего режима в организации адаптационного периода», - «Применение современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста». Тренинг: «Мы такие разные как цвета на радуге» | Сентябрь | Заведующий мед.сестра Педагог-психолог |
3. | Медико-психолого-педагогический консилиум по окончании периода адаптации. | Февраль | Педагог-психолог |
3 – работа с детьми;
№ | Направление и содержание работы | Срок | Ответственный |
Работа с детьми | |||
1. | Поэтапное вхождение в группу (2-3 ребёнка в неделю) | мед.сестра | |
2. | Гибкий режим посещений, с ориентацией на состояние ребёнка | Педагог-психолог, воспитатели | |
3. |
| До 1 декабря | Педагог-психолог |
4. | Учёт и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка | постоянно | Воспитатели |
5. | Коррекционно-развивающие занятия (см. приложение 4) | До 1 декабря | Педагог-психолог |
6. | Использование нетрадиционных форм работы:акватерапии, музыкотерапии, изо-терапии, сказкотерапии. Использование здоровьесберегающих технологий:утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна,динамические паузы, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика. | постоянно | Педагог-психолог, воспитатели |
6.1.Алгоритм прохождения адаптации
1-ая неделя:
Ребенок находится в детском саду 2-3 часа (9.00-11.00)
Цель:
- создание основы доверительного отношения к не знакомым детям и взрослым, симпатии к воспитателю;
- способствовать эмоциональному восприятию сверстников;
- познакомить с расположением игрушек, предметов в группе.
2-ая неделя:
Ребенок находится в детском саду 2-3 часа (9.00-11.00)
Цель:
- установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком (ребенок сам идет на руки, принимает ласку от воспитателя, обращается за помощью);
- закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствовать развитию игры «рядом»;
- побуждать к самостоятельным действиям в группе, закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования.
3-я неделя:
Посещение ребенком МБДОУ в первую половину дня (7.00-12.00).
К концу недели ребенок по желанию остается на дневной сон.
Цель:
- приучать ребенка к приему пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам);
- привлекать к совместным играм по типу;
- учить слышать голос воспитателя, откликаться на его просьбу;
- формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого.
4-ая неделя:
Дети посещают детский сад в течение всего дня.
Цель:
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психический комфорт;
- развивать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу;
- развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших детей;
- подготовить ребенка к расширению круга общения с другими сотрудниками ДОУ, со старшими детьми;
- поощрять культурно – гигиенические навыки.
6.2.Модель организации адаптационного периода через режимные моменты.
Заботясь в первую очередь о здоровье детей, педагоги дошкольного учреждения должны, не выходя за рамки режима, четко проводить режимные процессы, обслуживая малышей раннего возраста и одновременно обучая их необходимым умениям.
Утро | Утренний прием |
Зарядка | |
Игры с элементами фольклора | |
Развивающие игры | |
Формирование культурно-гигиенических навыков | |
Завтрак | |
Игры-занятия, игры-упражнения в группе | |
Игровые ситуации, общение | |
Подготовка к прогулке | |
Прогулка | Игры с элементами фольклора |
Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные | |
Игры с водой и песком | |
Наблюдения, развлечения, беседы | |
Опыты и эксперименты | |
Закаливание: воздушные, солнечные ванны | |
Формирование культурно-гигиенических навыков | |
После сна | Разминка после сна, закаливающие процедуры |
Полдник | |
Элементы театрализованной деятельности | |
Художественно-творческая деятельность | |
Игры-драматизации, игры-инсценировки | |
Прогулка | |
Вечер | Формирование культурно-гигиенических навыков |
Игры-драматизации, игры-инсценировки | |
Элементы театрализованной деятельности | |
Общение детей | |
Уход домой |
6.3.Структура и форма занятий.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности
действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом, в целях избежанияпереутомлениямалышей и потери игрового интереса.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется педагогом-психологом. Возможно сокращение занятия, если дети переутомлены, возможно изменение последовательности частей в соответствии с настроением детей и т.д.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется 4-5 раз воспитателями, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игр.
Также приглашаются на занятия и родители из следующих соображений:
- совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
- неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями;
Активное участие в занятиях принимает и воспитатель. Он перенимает методы иприемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболеепонравившиеся детям игры и использует их в своей работе. Рисование являетсяобязательной частью занятия, проводится в конце.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий с детьми в период адаптации(см. приложение 4)
- Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники
Каждое направление работы предполагает использование определенных методик и технологий.
В работе с родителями это:
- Групповые и индивидуальные консультации воспитателя, специалистов.
Печатная информация для родителей (папки-передвижки, буклеты, памятки).
Цель: удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей.
- Совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в группе в период адаптации).
Цель: научить родителей играть и общаться с детьми.
- Показ родителям фрагментов детских игр – драматизаций, занятий, подвижных игр
Цель: поощрять размышления родителей о достижениях детей.
- Совместные игры родителей и детей (подвижные, театрализованные, дидактические).
Цель: поддерживать положительный опыт взаимодействия родителей и детей. Помочь родителям глубже понять отношения с детьми.
- Обмен опытом по способам и средствам воспитания детей.
Цель: побуждать родителей поддерживать друг друга.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ используются такие формы и методы работы как:элементы телесной терапии,исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры с приемами дыхательной гимнастики, мышечного и эмоционального расслабления, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей). Групповые занятия с детьми в период адаптации к ДОУ, с использованием игр, для налаживания контакта с ребенком.
Занятия проводятся в игровой комнате с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги.
- Развитие навыков взаимодействия друг с другом.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Принципы проведения занятий:
- наглядность;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер дидактического материала;
- системность подачи материала.
В работе с педагогами, с целью повышения их профессиональной компетентности и знакомства с новыми формами работы в группе раннего возраста, используются такие методы и приемы как: беседы, мини-лекции,
консультации, педагогические проекты, тренинговые занятия, которые проводятся в групповой форме и в их основу положено обучение педагогов способам и приемам психической саморегуляции, овладение которыми способствует эффективной коррекции состояний синдрома выгорания. В качестве методик групповой работы применяются специальные приемы, разработанные на основе методов активного социального обучения: круглый стол, групповая дискуссия.
Диагностика проводится в три этапа:
1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- характеристика родителями состояния поведения своих детей в семье (анкеты для родителей; (см. приложение 1)
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; (см. приложение 2)
- оценка психоэмоционального состояния детей (карта адаптации;(см. приложение 3)
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации их ребенка, но и определение рекомендации, как общаться с ребенком в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей. На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Диагностический инструментарий.
1. Методика А. Остроухова «Определение поведенческих реакций в соответствии с оценкой факторов адаптации».
2. М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан
Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада
- Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
1) Возраст до 3 лет.
2) Несогласие родителей на проведение занятий с педагогом-психологом.
- Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.
Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также Уставом образовательного учреждения.
Способы обеспечения гарантии прав участников программы:
- Участники программы (педагоги, родители) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
- Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней.
- Психолог информирует родителей (или законных представителей детей) о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе занятий и касающуюся их ребенка.
- Перед проведением занятий, участники знакомятся с основными правилами работы в группе, основанными на принципах: взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности и др.
- Ведущий руководствуется «Этическим кодексом психолога» и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
- Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)
Основные права и обязанности психолога:
- Психолог обязан избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.
- Если психолог осознает, что его действия не приведут к улучшению психологического состояния участника программы или представляют риск для него, он должен немедленно прекратить вмешательство.
- Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не представляют потенциальной опасности для здоровья и психического состояния участника программы.
- Психолог имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующих целям, задачам и логике программы
Участники программы (дети, родители, педагоги) имеют право на:
- Добровольное участие в программе педагогов, родителей, а также детей, которые имеют право отказаться от выполнения того или иного упражнения программы.
- Уважительное отношение к себе.
- Отказ от участия в программе.
Участники программы обязаны:
- Не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы.
- Соблюдать режим посещения занятий.
11. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.
11.1.Требования к специалистам, реализующим программу:
Высшее психолого-педагогическое образование.
Реализует программу педагог-психолог.
Занятия проводятся в игровой комнате группы.
11.2. Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы:
- Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»-М., Книголюб, 2003.
- Галанов А.С. «Игры, которые лечат» (для детей от 1года до 3 лет). М.,ТЦ Сфера, 2001).
- Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста» - М., 1981.
- Алямовская В.Г., «Ясли - это серьёзно» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999-144с
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002– 80с.
- Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание. – 2006. -№ 10. С. 45– 46.
- Венгер Л.А. и др. Психолог в детском саду. М., 1995. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников: Сб. науч. Тр. Академии пед. Наук. Научно-исслед. Ин-т дошкольного воспитания. М., 1989.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / под редакцией Павловой Л.Н. / Фонарёв А.М., Новосёлова С.Л., Каплан Л.И. – М.: Просвещение, 1986 -176с.
- Доронова Т.Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч: образование, ребенок, ученик -2006. № 5. - С. 32-34.
- «Игры с детьми раннего возраста» Методические рекомендации Сост. Аралова М.А. М.ТЦ Сфера, 2008.-128с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» 1)
- Калинина Р.«Адаптация дошкольников к условиям детского сада» СПб, 2002г.
- Кирюхина Н.В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» - М.: Айрис Пресс, 2005
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 169 с. Шифр РНБ: 2008-5/3893.
- Ковалёва И.В. «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста» коррекционная программа – М.: Айрис – пресс, 2008. -48с.
- Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад» - Волгоград, Учитель,2010 – 127с
- Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от 1г. до 3лет. Методическое пособие для педагогов и родителей»- М.ТЦ Сфера,2005г.-96с.
- Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями:автореф. дис. ... канд. психол. наук / Морозова Е.И.; Ин – т коррекц.педагогики Рос. Акад. образования. – М., 1999. – 23 с.
- Печёра К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» – М.: Владос, 2003. – 184 с
- Севостьянова Е.О «Дружная семейка» - программа адаптации детей к ДОУ - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. «Первые шаги» - Программа воспитания и развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных учреждений. Педагогические принципы, содержание и методы» - М.; МГППУ, ЦОУО, Психологический институт РАО, 2006.
- Теплюк С.Н. «Улыбка малыша в период адаптации» - ж. «Дошкольное воспитание», 2006, № 3, №4
- Теплюк С.Н. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ под ред. С.Н. Теплюк. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 256 с
- Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. «Дети раннего возраста в детском саду». Программа и методические рекомендации. – 2-е издание, испр. и доп. – М., Мозаика- Синтез, 2007 – 112 с.
- Чернигина Е.В. К вопросу о влиянии детско – родительского взаимодействия и семейной ситуации на развитие личности и социализацию ребёнка раннего возраста в детском саду // Научно – методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» – М.: ООО «Школьная пресса» – 2011. – № 2 – C. 41-47.
- Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. СПб, Детство-пресс, 2003.
11.3. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
Свободная и просторнаяигровая комната для проведения занятий, соответствующая всем требованиям к организации развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Материалы и инструментарий для занятий:
- Пирамидки (размер и форма различные).
- Вкладыши разного типа.
- Кубики.
- Предметы для развития мелкой моторики рук: шнуровки (разного типа), застежки- «молнии», «сухой бассейн», настольный конструктор, набор объёмных геометрических форм.
- Магнитная доска, для демонстрации детских работ.
- Листы бумаги, двусторонний мольберт для рисования, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши.
- Игрушечные наборы для ролевых игр.
- Различные виды конструкторов и строительного мягкого модульного материала.
- Мячи (большие и маленькие)
- Устройство для прослушивания музыки (аудиомагнитофон).
- Набор карточек для составления последовательности.
- Волшебный мешочек для поиска предметов на ощупь.
- Музыкальные игрушки.
11.4.Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:
Наличие библиотеки и интернета.
12. Сроки и этапы реализации программы.
Сроки программы:
Программа рассчитана на период адаптации. В этот период проводятся
32 психологических коррекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 2 раза в неделю, каждое занятие повторяется. Кроме этих занятий, под сопровождением педагога-психолога, с детьми регулярно проводят дополнительную психолого-педагогическую работу воспитатели, специалисты ДОУ и родители.
Реализация программы проходит в четыре этапа:
Первый этап - Первичный (ознакомительный)
Включает в себя организацию рекламной деятельности, сбор информации о семьях, будущих воспитанников.
Второй этап- Информационно-просветительский
Включает в себя ознакомление родителей с уставными документами, заключение договоров.
Ознакомление родителей со структурой адаптационного процесса – вхождением ребёнка в групповой коллектив.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам процесса адаптации.
Третий этап – интегративный.
Совместная работа специалистов с детьми.
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
Привлечение родителей к сотрудничеству.
Четвёртый этап– индивидуальный.
Определение поведенческих реакций ребёнка в соответствии с оценкой факторов адаптации.
Подведение итогов адаптационного периода.
Выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними.
13. Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые).
Промежуточные:
- Снижение уровня тревожности детей.
- Повышение активности, инициативности и мотивации детей в игровой деятельности.
- Повышение социальной компетенции в группе сверстников.
- Формирование благоприятного эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций.
- Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей.
Итоговые:
- Снижение уровня негативных эмоциональных реакций (тревожности, плаксивости).
- Гармонизация психологического климата в группе.
- Усиление межличностного взаимодействия в группе.
- Перенос социальных навыков в реальную жизнь
- Изменение отношения к ближайшему социальному окружению: преобладание положительного отношения к себе и окружающим.
14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей эмоционального состояния и поведения детей через наблюдение и осуществление диагностических процедур по методикам:
- Методика А. Остроухова «Определение поведенческих реакций в соответствии с оценкой факторов адаптации».
- М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан
Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада
- Анкета для родителей «Интересы ребенка».
- Опрос родителей и воспитателей: «Успешность протекания процесса адаптации».
- Метод наблюдения.
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения.
Качественные:
- Благоприятная (лёгкая) адаптация детей к условиям ДОУ. Установление положительного эмоционального фона в группе детей.
- Психологическое сопровождение и повышение профессиональной компетенции педагогов.
- Повышение уровня родительской компетентности, понижение родительской тревожности.
Количественные:
- 32 групповых коррекционно-развивающих занятия для детей.
- 2 родительских собрания.
- 1 «Круглый стол» для родителей и педагогов
- 2 групповые консультации для педагогов.
- 8 индивидуальных консультаций для родителей.
- 1 психологический тренинг для педагогов.
16. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
Практическая апробация профилактической психолого-педагогической программы сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Шаг за шагом» реализована на базе
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аистёнок» город Рославль Смоленской области.
Срок реализации программы с 01.09.2016г. по 01.03.2017 г.
Практическая апробация программы проведена с 20.09.2016г. по 01.03.2017г.
Количество участников: 60 детей раннего возраста и их родители, 8 педагогов.
Ведущий (педагог-психолог): 1 чел.
Хотелось бы отметить, что организация нашей работы по сопровождению детей раннего возраста в процессе адаптации к детскому саду способствует решению следующих задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приложение 1.
Анкета для родителей:
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф. И. ребенка ___________________________________________________________________
1. Ознакомлены ли вы с условиями воспитания в ДОУ? да нет
2. Готовили ли вы ребёнка к поступлению в ДОУ? да нет
3. Кто в основном занимается воспитанием ребёнка? вся семья бабушка отец мама няня
4. Посещал ли раньше ребёнок ДОУ? да нет
5. По какой причине вы отдаёте ребёнка в ДОУ?
6. Соблюдается ли режим дня ребёнка в семье? да нет
7. Есть ли у ребёнка привычки: засыпать на руках; да нет засыпать при укачивании; да нет сосать пальцы, соску; да нет пить из бутылочки; да нет другое?
8. Охотно ли ребёнок вступает в общение: с детьми своего возраста; да нет с детьми старшего возраста; да нет с незнакомыми взрослыми; да нет с родными? да нет
9. Как ребёнок относится к режиму (хорошо, спокойно, отрицательно): укладывание на сон кормление умывание одевание
10. Какие навыки самообслуживания имеет малыш?
11. Как вы называете своего малыша дома?
12. С удовольствием ли малыш идёт в группу? Как вы считаете, почему?
13. Есть ли у ребёнка любимая игрушка? Какая?
14. Наказываете ли вы своего ребёнка дома? Если да, то как?
15. Что вам больше всего нравится в вашем ребёнке?
16. Чем больше всего любит малыш заниматься?
17. Чем вашему ребёнку можно доставить радость?
18. Какая информация вам интересна больше всего:
о питании; о развитии; о здоровье; другое?
Приложение 2.
Карта наблюдений за поведением ребенка
Фамилия, имя ребёнка ______________________________________
1.Настроение:
бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое
– положительно относится к окружающему, реакция эмоционально окрашены,часто улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающим.
Спокойное –
положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбужденное состояние
– имеет место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение
– ребенок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен,может плакать тихо, долго.
Неустойчивое
– быстро переходит из одного состояние в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
2.Сон:
засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание
– быстрое, медленное(более 10-15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна
– глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность
– сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
3.Аппетит:
хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
4.Характер бодрствования:
ребенок активный, малоактивный, пассивный.
5.Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка:
Социальные связи
– контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.п.
Познавательные способности
–проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчивое.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки –сосет палец, раскачивается, грызет ногти и пр.
Приложение 3.
Карта адаптации
Определение поведенческих реакций в соответствии с оценкой факторов адаптации.
Шифр возраст Дата поступления:
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | ||||
Эмоциональное состояние ребёнка | ||||||
Социальные контакты | ||||||
Сон | ||||||
Аппетит |
Уровень адаптации:
Основные признаки:
.
Приложение 4
Тематический план коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста в период адаптации
Составлен на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия с малышами в период адаптации»
Аннотация
к профилактической психолого-педагогической программе сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
«Шаг за шагом»
Одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства является сохранение и укрепление психологического здоровья детей в период адаптации к дошкольному учреждению. Целенаправленная психологическая помощь в этой области позволит обеспечитьпроцесс привыкания к детскому саду более успешными создаст необходимые предпосылки для формирования гармонизации психологического климата в группе, изменения отношения воспитанников к ближайшему социальному окружению.
Цель программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Задачи программы:
1. Создание условий для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2. Создание условий для оптимальной социализации и благоприятного психологического климата в группе детей.
3. Формирование у детей положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности.
4. Внедрение эффективных форм и методов сотрудничества с родителями, способствующих повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.
5. Привлечение внимания сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
Реализация психолого-педагогической программы сопровождения проходит в четыре этапа.
1 этап - первичный (организация рекламной деятельности, сбор информации о семьях, будущих воспитанников).
2 этап - информационно-просветительский(ознакомление родителей со структурой адаптационного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам сопровождения процесса адаптации).
3этап - интегративный (совместная работа специалистов с детьми, привлечение родителей к сотрудничеству).
4этап– индивидуальный(определение поведенческих реакций ребёнка в соответствии с оценкой факторов адаптации, выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними).
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Программа рассчитана на период адаптации. В этот период проводятся
32 психологических коррекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 2 раза в неделю, продолжительностью 10 мин.
Система внутреннего контроля реализации программы осуществляется руководителем образовательного учреждения (заведующим), на основании предоставленных педагогом-психологом итоговых результатов диагностики.
Профилактическая психолого-педагогическая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Шаг за шагом»адресована педагогам детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы. Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...
Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....
Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...
Проект Работа педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Мамина школа»
В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному у...
Занятия песочной терапией как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Цель: снять эмоциональное напряжение с ребенка, наладить эмоциональный контакт с воспитателем.Оборудование: песочница с сухим песком, камешки или цветные стекла для аквариума....
Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....