Технология лэпбук как средство непосредсвенного вовлечения семьи в образовательную деятельность
статья
Предварительный просмотр:
Технология лэпбук как средство непосредсвенного вовлечения семьи в образовательную деятельность.
В начале работы я поставила перед собой цель: познакомиться и внедрить инновационную технологию, методическое пособие лэпбук в совместной с родителями деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Вот я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Предлагаю разобраться, что же означает понятие «лэпбук».
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Лэпбук (lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук – это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми.
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения полученных знаний.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
- он информативен;
- полифункационален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей;
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- структура и содержание доступна детям;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- Добровольное присоединение дошкольников к деятельности.
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
- Самостоятельная деятельность детей.
Для организации самостоятельной деятельности детей в моей группе создана развивающая предметно - пространственная среда, частью которой и являются лэпбуки.
Работа над созданием лэпбука происходит в несколько этапов:
начинается всё с выбора темы. Она может быть любая: интересные события, происходящие с ребенком, увлечения детей; темы недели; литературные произведения; мультипликационные герои. Темы могут быть как общие, так и частные.
После того, как выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому тщательно продумала, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Следующие этапы самые интересные. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм.
Т.о., лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- целеполагание (выбор темы)
- разработка лэпбука (составление плана)
- выполнение (практическая часть)
- подведение итогов.
Чем привлекательна данная форма работы?
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.
3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Как результат: улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям; приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Так как родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада и главные помощники воспитателей, я провела предварительное анкетирование, которое помогло выявить первоначальные знания у родителей о том, что такое лэпбук.
1. Знаете ли Вы, что такое лэпбук?
2. Где применяется лэпбук?
3. Хотелось бы Вам овладеть данной технологией?
4. Каким способом Вы бы хотели получить более подробную информацию о лэпбуке?
Все опрошенные предпочли получить информацию о лэпбуках в виде мастер-класса. Мною был организован мастер-класс, задачами которого были:
1. Представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
2. Мотивировать родителей на использование в совместной деятельности с ребенком методов, приёмов, игровых заданий.
3. Дать понятие лэпбук, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы над составлением лэпбука.
4. Создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и педагогами. Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность
Краткое руководство по изготовлению лепбука для педагогов дошкольных учреждений...
«Родительская лаборатория «Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность».
Презентация...
Родительская лаборатория «Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11705119","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 20px; width: 166px;"}}]]На современном этапе в работе с родителями появ...
«Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность»
laquo;Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность»...
Мастер-класс "Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность по экологическому воспитанию в детском саду».
создание лэпбука...
Лэпбук как средство реализации ФГОС ДО по вовлечению семьи в образовательную деятельность.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит " книга на коленях". Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, кото...