«Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность»
статья на тему

Пушкарёва Полина Викторовна

«Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_2.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность»

  В начале работы поставили перед собой цель: познакомиться и внедрить   инновационную технологию,   методическое пособие лэпбук в совместной  с родителями деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В связи с реализацией  ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я  познакомлю вас с технологией, интересным методическим  пособием  – лэпбук. 

Предлагаю разобраться, что же означает понятие «лэпбук».

Что же такое лэпбук?

     Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

«Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная  папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

      Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта.

 Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

     Лэпбук :

-информативен;

- полифункционален;

-пригоден к использованию одновременно группой детей;

-обладает дидактическими свойствами;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Чем привлекательна данная форма работы?    

  1.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.

  2.  Это отличный способ для повторения пройденного материала.

 3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать  информацию.

 4.  При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому.

 5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

       В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

 -  умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Результат: улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям; приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

  Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную
  • техническую
  • информационную
  • мотивационную

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Цель данных мероприятий: создать условия для совместной детско – родительской  информационно- поисковой деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Задачи данного мероприятия представлены на слайде…

С чего начать?

Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы.

После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу,  ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. Берем лист формата А-3 или А-4, в зависимости от желаемого размера,  складываем его, как показано на рисунке.

  Все это рисуем на черновике, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.


Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: 

  • Картонная папка-основа.
  • Обычная бумага.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Степлер.
  • Скотч.

На сегодняшний день в ДОУ разработано уже несколько лэпбуков на разные темы. С целью реализации данной деятельности проводилась подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической литературы; анкетирование родителей; проведения мастер – класса по изготовлению лэпбука; организация тематических экскурсий, посещение библиотек; проведение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности; подбор игр, литературы для  изготовлениям лэпбука. На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходила корректировка направлений изготовления лэпбука. Обсуждалась их актуальность и участие родителей на различных этапах её изготовления. По содержанию лэпбуки получились разнообразными. Тематика зависила от темы проекта и его событийности.

  

Принципы организации работы представлены на слайде…

При анализе работы с дошкольниками были выявлены следующие проблемы:

  1. Ограниченный запас знаний по тематикам Лэпбуков.
  2. Отсутствие объектов наблюдения в нашем городе.
  3. Необходимость пополнения наглядного материала и методического сопровождения.

Проблемы с родителями:

  1. Нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве.
  2. Часть педагогов не стремится эффективно использовать потенциал семьи.

Для решения выявленных проблем мы выбрали технологию проектной деятельности.

Результатом нашей деятельности стало:

- пополнение знаний и наглядного материала по тематике лэпбуков;

- создание библиотеки по тематике;

- создание коллекции лэпбуков.

Анализируя работу ДОУ по  данной теме делаем следующие выводы. Всего в этой новой для нас деятельности приняли участие 39 % семей группы, что считаем тоже хорошим результатом. Позднее, увидев результат, другие родители тоже проявили интерес и желание участвовать в этом проекте. Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности. Работа по созданию лэпбуков будет продолжена в новом учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность

Краткое руководство по изготовлению лепбука для педагогов дошкольных учреждений...

Родительская лаборатория «Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11705119","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 20px; width: 166px;"}}]]На современном этапе в работе с родителями появ...

Лэпбук как средство реализации ФГОС ДО по вовлечению семьи в образовательную деятельность.

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит " книга на коленях". Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, кото...