Речевое развитие ребёнка средствами игровых технологий
учебно-методический материал
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (ФГОС ДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар на тему Речевое развитие ребёнка средствами игровых технологий | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбунова Светлана Валентиновна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №16 Московского района
Санкт-Петербург
Речевое развитие ребёнка средствами игровых технологий
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (ФГОС ДО)
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно. Для того, чтобы обучение по развитию речи стало интересным, занимательным и развивающим, в своей работе мы используем игровые технологии. Применение игровых технологий позволило создать максимально благоприятные условия для развития речи детей, так как между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста особенно эффективно использование такой технологии как мнемотехника, которую применяем при составлении рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
Дидактическим материалом служат:
Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения
Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут быть представлены в виде:
– Сенсорно-графических схем (автор Воробьева В. К.) Данные схемы помогают детям ознакомиться: с логической структурой мысли отдельного предложения; с правилами смысловой связи предложений; с правилами строения рассказа.
– Предметно-схематических моделей (автор Ткаченко Т. А.) В предметно-схематических моделях используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом, они направляют процесс связного высказывания.
– Блоков-квадратов (автор Глухов В. П.) Блоки-квадраты, используются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные фрагменты рассказа.
– Схемы составления рассказов (автор Ефименкова Л. Н.) При составлении схемы используются опорные предметные картинки, которые располагаются в последовательности рассказа
– Коллажа (автор Большева Т. В.)
Коллаж представляет собой лист картона (плотной бумаги, магнитной доски) на который наклеиваются или крепятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа — связать все картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры между собой. В результате чего происходит отработка сюжетного метода запоминания
В своей работе по развитию речи, также использую игровые технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это группа игр с буквами, звуками, словами и слогами.
В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством.
Цель игр: Развитие речи и интеллекта детей.
Задачи:
Совершенствуется процесс внимания
Развивается память
Совершенствуются процессы мышления
Расширяется словарный запас
Происходит знакомство с орфографией
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ происходит 3 этапами:
Первый этап:
-Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
На этом этапе использую игру – ТЕРЕМКИ ВОСКОБОВИЧА:
Задачи игры:
-знакомство с буквами, звуками, различение твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- составление слогов, освоение слияния звуков в слоге;
- знакомство с орфографическими исключениями русского языка;
- конструирование слов и простых предложений;
- использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;
- внимание, память, мышление.
Второй этап:
-Знакомство со слогами. Слияние букв.
На этом этапе мне очень нравится игры:
«Конструктор букв», шнуровки: «Эрудиты», «Снеговик» , «Ромашка», «Яблонька»
Задачи этих игр:
Развивают воображение, внимание и память, делает ум – гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С его помощью дети осваивают моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
Третий этап:
-Слоговое чтение. Чтение простых слов
Здесь я использую игры:
«ЧИТАЙКА НА ШАРИКАХ»: эта игра-
-развивает формирование интереса к чтению;
-различение звонких, глухих согласных звуков;
-звуковой анализ слов;
-деление слов на слоги и произвольные части;
-слоговое чтение;
-конструирование и чтение слов, словотворчество;
-внимание, память, воображение, мышление;
-мелкую моторику рук.
Игра «Игровизор» учит детей придумыванию собственных небольших
сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического
мышления. Составляя сюжетный рассказ, ребёнок придумывает новых героев,
старается придерживаться определенной линии повествования - это отлично
сказывается на развитии логики и фантазии.
Немного об этой игре:
-На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Когда мы с детьми освоим данную систему координат, я могу с ними проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение.
Благодаря этому пособию у детей развиваться память, мышление, внимание, речь, мелкая моторика рук. Дети самостоятельно по точкам, которые я им проговариваю рисуют изображение. К получившемуся изображению ребёнок дорисовывает детали, чтобы получился какой-либо образ. После выполненной работы ребёнок рассказывает что у него получилось. При составлении описательного рассказа о получившемся образе ребёнок использует слова-определения, глаголы, сравнения.
Затем можно предложить детям сначала объединить сюжетом два или три образа, постепенно задача усложняется: предлагается всех героев объединить единым сюжетом (поселить в одну сказку). Дети составляют сказки. Рисунки можно сшить в книжку-малышку. Книжки помещаются в волшебный сундучок или в любое другое место, которое выберут дети. В свободное время дети «читают», эти сказки друг другу.
Также детям очень нравится игра «Лабиринты букв»
Дети выполняю т задания из альбома, что способствует зрительной концентрации, развитию мелкой моторики, закреплению букв и цифр, ориентировке в пространстве.
Также я использую в НОД с детьми дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры-драмматизации, музыкально-коммуникативные, игры – забавы, развивающие игры и др.
Организовывая сюжетно – дидактическую игру, необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребенком, продумать подбор игрушек так, чтобы ребенку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности провоцировать ребенка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения. Так, например, в сюжетно – дидактической игре «Научим куклу одеваться», стремлюсь побудить детей к произношению предметов одежды, их частей, а также действий с ними (снять, повесить, положить). Побуждаю детей к игровой деятельности, использую чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы и песенки способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря.
Дидактическая игра – это обучающая игра, но она должна оставаться игрой. Используя в игре правильную интонацию, продумаю как заинтересовать игрой детей. Словесные игры в старшей и подготовительной группах включаю в непосредственно образовательную деятельность. Водящими могут быть сами дети. ( В младшей группе от начала и до конца игру проводит воспитатель.)
Систематически проводится работа по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, различные мозаики, игрушки – шнуровки, разнообразные конструкторы и прочее, так как уровень речевого развития зависит от сформированности движений пальцев рук.
В группе имеются настольные театры – это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.
Для детей созданы необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе», «Библиотека», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с друг-другом, партнером-взрослым.
Я думаю, что все воспитатели, также как и я стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объём и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Таким образом, к игре стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Список литературы:
1. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
2. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c
3.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.
4. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.
5.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.
6.Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с
общим речевым недоразвитием
7.Ткаченко Т. А. Методика Предметно-схематических моделей
8.Большева Т. В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники, - 2001
9.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
10.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативно - речевых качеств дошкольников средствами игровых технологий
этапы исследовательской работы...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Взгляд на решение проблемы развития мелкой моторики детей с ЗРР с помощью игр В.В. Воскобовича....
ОО «Речевое развитие» с использованием игровых технологий и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «В гости к Леснику»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, продуктивная.Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.Форма организации: групповая....
Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...
Речевое развитие ребенка средствами игровых технологий.
Основной целью речевого развития у детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком....
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «У СОЛН...
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются...