Речевое развитие ребёнка средствами игровых технологий
учебно-методический материал

Горбунова Светлана Валентиновна

            Речевое развитие включает владение речью  как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной  грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие речевого творчества;  развитие звуковой и  интонационной  культуры речи, фонематического слуха;  формирование звуковой аналитико-синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте».  (ФГОС ДО)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбунова Светлана Валентиновна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №16 Московского района

Санкт-Петербург

Речевое развитие ребёнка средствами игровых технологий

            Речевое развитие включает владение речью  как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной  грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие речевого творчества;  развитие звуковой и  интонационной  культуры речи, фонематического слуха;  формирование звуковой аналитико-синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте».  (ФГОС ДО)

            Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно. Для того, чтобы обучение по развитию речи стало интересным, занимательным и развивающим, в своей работе мы используем игровые технологии. Применение игровых технологий позволило создать максимально благоприятные условия для развития речи детей, так как между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.

         В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста особенно эффективно использование такой технологии как мнемотехника, которую применяем при  составлении  рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.  В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

 Дидактическим материалом служат:

 Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

 Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения

 Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть представлены в виде:

– Сенсорно-графических схем (автор Воробьева В. К.) Данные схемы помогают детям ознакомиться:  с логической структурой мысли отдельного предложения; с правилами смысловой связи предложений; с правилами строения рассказа.

 – Предметно-схематических моделей (автор Ткаченко Т. А.) В предметно-схематических моделях используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом, они направляют процесс связного высказывания.

– Блоков-квадратов (автор Глухов В. П.) Блоки-квадраты, используются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные фрагменты рассказа.

– Схемы составления рассказов (автор Ефименкова Л. Н.) При составлении схемы используются опорные предметные картинки, которые располагаются в последовательности рассказа

 – Коллажа (автор Большева Т. В.)

 Коллаж представляет собой лист картона (плотной бумаги, магнитной доски) на который наклеиваются или крепятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа — связать все картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры между собой. В результате чего происходит отработка сюжетного метода запоминания

          В своей работе по развитию речи, также использую игровые технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это группа игр с буквами,  звуками,  словами  и  слогами.

В  этих  играх ребёнок  решает  логические  задачи  с  буквами,  составляет  слоги,  слова, занимается  словотворчеством.

Цель игр: Развитие  речи  и  интеллекта детей.

Задачи:

Совершенствуется  процесс  внимания

Развивается  память

Совершенствуются процессы  мышления

Расширяется  словарный  запас

Происходит  знакомство  с орфографией

ПОДГОТОВКА  К  ОБУЧЕНИЮ  ЧТЕНИЮ происходит 3 этапами:

Первый этап:

-Знакомство  со  звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые  и мягкие,  звонкие и глухие.

На этом этапе использую игру – ТЕРЕМКИ  ВОСКОБОВИЧА:

Задачи игры:

-знакомство с буквами, звуками, различение твердости-мягкости, звонкости-глухости;

- составление слогов, освоение слияния звуков в слоге;  

- знакомство с орфографическими исключениями русского языка;

 - конструирование слов и простых предложений;  

- использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;

 - внимание, память, мышление.

Второй этап:

-Знакомство  со  слогами. Слияние букв.

На этом этапе  мне очень нравится игры:

 «Конструктор букв», шнуровки: «Эрудиты»,   «Снеговик» , «Ромашка», «Яблонька»

Задачи этих игр:

Развивают воображение, внимание и память, делает ум – гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С его помощью дети осваивают  моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.

Третий этап:

-Слоговое чтение. Чтение  простых слов

Здесь я использую игры:

«ЧИТАЙКА НА ШАРИКАХ»:  эта игра-

 -развивает формирование интереса к чтению;

 -различение звонких, глухих согласных звуков;

 -звуковой анализ слов;

-деление слов на слоги и произвольные части;

-слоговое чтение;  

-конструирование и чтение слов, словотворчество;

-внимание, память, воображение, мышление;

-мелкую моторику рук.

Игра «Игровизор» учит детей придумыванию  собственных небольших

сказок - отличная тренировка  для развития речевых навыков и логического

мышления. Составляя сюжетный рассказ, ребёнок придумывает новых героев,

старается придерживаться определенной линии повествования - это отлично

сказывается на развитии логики и фантазии.

 Немного об этой игре:

-На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Когда мы с детьми освоим данную систему координат, я могу  с ними проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение.

Благодаря этому пособию у детей развиваться память, мышление, внимание, речь, мелкая моторика рук. Дети самостоятельно по точкам, которые я им проговариваю рисуют изображение. К получившемуся изображению ребёнок дорисовывает детали, чтобы получился какой-либо образ. После выполненной работы ребёнок рассказывает что у него получилось. При составлении описательного рассказа о  получившемся образе ребёнок использует слова-определения, глаголы, сравнения.

Затем можно предложить детям сначала объединить сюжетом два или три образа, постепенно задача усложняется: предлагается всех героев объединить единым сюжетом (поселить в одну сказку). Дети составляют сказки. Рисунки можно  сшить в книжку-малышку.  Книжки помещаются в волшебный сундучок или в любое другое место, которое выберут  дети. В свободное время дети «читают», эти сказки друг другу.

Также детям очень нравится игра «Лабиринты букв»

Дети выполняю т задания из альбома, что способствует зрительной концентрации, развитию мелкой моторики, закреплению  букв и цифр, ориентировке в пространстве.

        Также я использую в НОД с детьми дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры-драмматизации, музыкально-коммуникативные, игры – забавы, развивающие игры и др.

           Организовывая сюжетно – дидактическую игру, необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребенком, продумать подбор игрушек так, чтобы ребенку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности провоцировать ребенка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения. Так, например, в сюжетно – дидактической игре «Научим куклу одеваться», стремлюсь побудить детей к произношению предметов одежды, их частей, а также действий с ними (снять, повесить, положить). Побуждаю детей к игровой деятельности, использую чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы и песенки способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря.  

          Дидактическая игра – это обучающая игра, но она должна оставаться игрой. Используя в игре правильную интонацию, продумаю как заинтересовать игрой детей. Словесные игры в старшей и подготовительной группах включаю в непосредственно образовательную деятельность. Водящими могут быть сами дети. ( В младшей группе от начала и до конца игру проводит воспитатель.)

 Систематически проводится работа по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, различные мозаики, игрушки – шнуровки, разнообразные конструкторы и прочее, так как уровень речевого развития зависит от сформированности  движений пальцев рук.

В группе имеются настольные театры – это позволяет детям брать на себя роль  персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.

Для детей созданы необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе», «Библиотека», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с друг-другом, партнером-взрослым.

              Я думаю, что все воспитатели, также как и я стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объём и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.  Таким образом, к игре стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

 Список литературы:

1. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.

2. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c

3.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.

4. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.

5.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.

6.Глухов В. П. Особенности формирования   связной речи дошкольников с

  общим речевым недоразвитием

7.Ткаченко Т. А. Методика Предметно-схематических моделей

8.Большева Т. В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники, - 2001

9.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.

10.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Речевое развитие» с использованием игровых технологий и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «В гости к Леснику»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, продуктивная.Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.Форма организации: групповая....

Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...

Речевое развитие ребенка средствами игровых технологий.

Основной целью речевого развития у детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком....

НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИВ  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕНА ТЕМУ:«ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «У СОЛН...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются...