Развитие коммуникативно - речевых качеств дошкольников средствами игровых технологий
материал по теме

Виноградова Виктория Валентиновна

этапы исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Развитие коммуникативно-речевых  качеств средствами игровых технологий

Автор проекта: Виноградова Виктория Валентиновна–  воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 4 «Солнышко»

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Солнышко» ЗМР РТ

Время исследования: октябрь 2014г – апрель 2017г.

Этапы исследования:

1 этап  начальный (октябрь 2014г-май 2015г.г.)

  • Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
  • Планирование и разработка мероприятий.
  • Разработка программы по подготовке обучению грамоте

2 этап практический (октябрь 2015г - май 2016г)

  • Внедрение инновационных программ, технологий
  • Разработка методических материалов
  • Внедрение программы в формате кружковой деятельности «Грамотеи».

3 этап – заключительный (сентябрь 2016г – апрель2017г)

  • Реализация проекта «Развитие речевой культуры через проектную деятельность»
  • Мониторинговые мероприятия. Составление аналитической справки по данным диагностики.
  • Итоговое мероприятие

Участники проекта:

  • Педагоги
  • Родители
  • Воспитанники 4-7 лет

Актуальность

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей.

  С давних времен многие мыслители. философы, педагоги и психологи задаются вопросами: «Что же такое игра?»,  «Почему ребенок увлечен этим видом деятельности?» Ведущие отечественные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин убеждают нас в том, что игра необходима дошкольнику, так как в ней развиваются психические процессы,  способствующие развитию  коммуникативно-речевых процессов и способностей.

Целью работы педагога по развитию речевой деятельности детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «Речевое развитие» включает: формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи ребенка; приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах.

Построение организованной детской деятельности и выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Такая форма коммуникативно-речевого развития дошкольников как игра - побуждает детей к вступлению в контакты и является мотивом к коммуникативной деятельности.

Целью моей работы является  развитие коммуникативно-речевых качеств старших  дошкольников средствами игровых технологий.

В ходе работы осуществляется решение следующих задач: 

1. развитие интереса к окружающим людям, стремление их понять, потребности в общении;  

2. развитие всех компонентов устной речи;    

3. развитие навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

4. развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

5. формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;

6. обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

Изучив Программу «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Е.В. Колесникова; Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»; методические пособия  Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Семенака С.И. «Уроки добра»; Шипицина Л.М. «Азбука общения»; методику Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой», наметила пути решения через игровую деятельность.

   

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М. , Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", М. ,Academia 2000.

2. Веракса Н.Е.,КомароваТ.С.,Васильева М.А. " Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", Москва,Мозаика-синтез 2011г.

3.Волина Т.И." Занимательное азбуковедение". М. Просвещение 1991.

4. Давыдов В.В. " О понятии развивающего обучения." Томск,Пеленг 1995г.

5. Дьяченко ОМ. "Развитие ( программа нового поколения  для дошкольных образовательных  учреждений,(средняя группа ) М.:Гном -Пресс,1999Г.

6. Журова Е.Н. .Варенцова Н.С. " Обучение дошкольников грамоте" М.Школа-Пресс 1999г.

7. Колесникова Е,В. " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет".Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента Москва 2010г.

8. Кислова Т.Р. " По дороге к азбуке",ООО " Баласс" 2007 г.

9. Поддьяков Н.Н. ,Сохин Ф.А," Умственное воспитание детей дошкольного возраста" М.;Просвещение 1984г.

10. Ушакова О С. " Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду ",М, Сфера .2001г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-творческих способностей дошкольников средствами игровой технологии В.Воскобовича «Сказки фиолетового леса».

Организованная Образовательная Деятельность «День рождения Дольки»—-стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с пр...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича » Сказочные лабиринты игры »

Мастер-класс« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича» Сказочные лабиринты игры »( слайд № 1)  Технология ...

Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий.

Цель: развитие творческого мышления, воображения с помощью технологии ТРИЗ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....