Развитие коммуникативно - речевых качеств дошкольников средствами игровых технологий
материал по теме
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
Развитие коммуникативно-речевых качеств средствами игровых технологий
Автор проекта: Виноградова Виктория Валентиновна– воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 4 «Солнышко»
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Солнышко» ЗМР РТ
Время исследования: октябрь 2014г – апрель 2017г.
Этапы исследования:
1 этап начальный (октябрь 2014г-май 2015г.г.)
- Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
- Планирование и разработка мероприятий.
- Разработка программы по подготовке обучению грамоте
2 этап практический (октябрь 2015г - май 2016г)
- Внедрение инновационных программ, технологий
- Разработка методических материалов
- Внедрение программы в формате кружковой деятельности «Грамотеи».
3 этап – заключительный (сентябрь 2016г – апрель2017г)
- Реализация проекта «Развитие речевой культуры через проектную деятельность»
- Мониторинговые мероприятия. Составление аналитической справки по данным диагностики.
- Итоговое мероприятие
Участники проекта:
- Педагоги
- Родители
- Воспитанники 4-7 лет
Актуальность
Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей.
С давних времен многие мыслители. философы, педагоги и психологи задаются вопросами: «Что же такое игра?», «Почему ребенок увлечен этим видом деятельности?» Ведущие отечественные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин убеждают нас в том, что игра необходима дошкольнику, так как в ней развиваются психические процессы, способствующие развитию коммуникативно-речевых процессов и способностей.
Целью работы педагога по развитию речевой деятельности детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «Речевое развитие» включает: формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи ребенка; приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах.
Построение организованной детской деятельности и выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Такая форма коммуникативно-речевого развития дошкольников как игра - побуждает детей к вступлению в контакты и является мотивом к коммуникативной деятельности.
Целью моей работы является развитие коммуникативно-речевых качеств старших дошкольников средствами игровых технологий.
В ходе работы осуществляется решение следующих задач:
1. развитие интереса к окружающим людям, стремление их понять, потребности в общении;
2. развитие всех компонентов устной речи;
3. развитие навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
4. развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
5. формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
6. обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
Изучив Программу «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Е.В. Колесникова; Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»; методические пособия Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Семенака С.И. «Уроки добра»; Шипицина Л.М. «Азбука общения»; методику Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой», наметила пути решения через игровую деятельность.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М. , Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", М. ,Academia 2000.
2. Веракса Н.Е.,КомароваТ.С.,Васильева М.А. " Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", Москва,Мозаика-синтез 2011г.
3.Волина Т.И." Занимательное азбуковедение". М. Просвещение 1991.
4. Давыдов В.В. " О понятии развивающего обучения." Томск,Пеленг 1995г.
5. Дьяченко ОМ. "Развитие ( программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений,(средняя группа ) М.:Гном -Пресс,1999Г.
6. Журова Е.Н. .Варенцова Н.С. " Обучение дошкольников грамоте" М.Школа-Пресс 1999г.
7. Колесникова Е,В. " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет".Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента Москва 2010г.
8. Кислова Т.Р. " По дороге к азбуке",ООО " Баласс" 2007 г.
9. Поддьяков Н.Н. ,Сохин Ф.А," Умственное воспитание детей дошкольного возраста" М.;Просвещение 1984г.
10. Ушакова О С. " Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду ",М, Сфера .2001г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-творческих способностей дошкольников средствами игровой технологии В.Воскобовича «Сказки фиолетового леса».
Организованная Образовательная Деятельность «День рождения Дольки»-стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с пр...
Формирование социально-личностых качеств дошкольников средствами социоигровой технологии
Матриал для проведения консультации для педагогов ДОУ...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича » Сказочные лабиринты игры »
Мастер-класс« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича» Сказочные лабиринты игры »( слайд № 1) Технология ...
Мастер-класс « Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
ИГРА, ИНТЕЛЕКТ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ...
Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий.
Цель: развитие творческого мышления, воображения с помощью технологии ТРИЗ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»
Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....