НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Уварова Яна Александровна

НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»

 

Тема:  Игра-путешествие по словацкой народной сказке «У солнышка в гостях».

Цели деятельности педагога: 

Познавательное развитие:  Формировать умение пересчитывать предметы в пределах 10, определять количество предметов, различать процесс счета и его результат. Соотносить число предметов с цифрой. Развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов, сопоставлять два множества разных предметов путем перечисления элементов, образовывать равенство из неравенства. Развивать элементарные  представления о пространстве, Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Подбирать палочки нужного цвета и в нужном количестве для создания заданной фигуры. При помощи специально созданных разнообразных игровых ситуаций закрепить знания о цвете и геометрических фигурах: треугольнике, круге, квадрате, прямоугольнике, овале. Сравнивать предметы по длине. Развивать произвольное внимание, логическое и пространственное мышление. Воспитывать интерес детей к учебно-игровой деятельности.    

Речевое развитие:  Развивать активную речь детей, использовать в речи  количественные и порядковые числительные. Учить правильно использовать понятия слева, справа, вверху, внизу, над, под при расположении предметов на листе бумаги.  Воспитывать любовь к книге. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Используя игровые приемы, помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Социально-коммуникативное развитие: Побуждать детей проявлять активность, инициативу во время проведения дидактических игр и упражнений. Развивать умение действовать по указанию воспитателя. Воспитывать трудолюбие, организованность, доброжелательность, желание оказывать помощь.

Художественно-эстетическое развитие: Создать у детей положительное эмоциональное настроение. Развивать творческое представление во время решения логических задач. Развивать эстетические чувства в процессе работы с дидактическим материалом. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Физическое развитие:  Формировать правильную осанку, развивать мелкую моторику рук.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Методы и приемы.

Методы:  наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы:  словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям, предметно-практические действия.  

Форма:  дидактические игры и упражнения.

Планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования:  Имеет навыки счета в пределах 10, использует количественные и порядковые числительные, соотносит число предметов с цифрой. Сопоставляет два множества разных предметов путем перечисления элементов, образовывает равенство из неравенства. Определяет  пространственные отношения между предметами, ориентируется на листе бумаги.  Различает и называет геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал) и цвета. Сравнивает предметы по длине. Общается и взаимодействует с взрослыми и сверстниками в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: два фланелеграфа; фигурки для фланелеграфа: курица, цыплята, зернышки, карандаши, груши, грибочки, орешки, кубики, помидоры, яблоки; фигурки настольного театра: елочки, деревья, цветы, камыши; сюжетные игрушки – поделки из бумаги: улитка на камне, сорока, письмо, зайчик в лесу, утка в воде, ежик на пеньке; комплект цифр от 1 до 10, темная ткань; плоскостной макет домика с замками; солнышко.

Раздаточный материал:  два комплекта цифр (1-й – на подставках, 2-й – на  веревочках); карточки с двумя полосками, зайчики в пакетиках, овощи: морковка и капуста в корзиночках; счетные палочки; карточка двухцветная, условные обозначения: дерево, гора, облако, месяц; тарелочки, «цветные числа» Кюизенера; ключи с геометрическими фигурами; карточки с цветами, карточки с геометрическими фигурами.  

Содержание организованной деятельности детей.

 

         Дети стоят стайкой перед воспитателем.

Воспитатель: «Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось…» Как называется эта сказка? Кто пошел искать солнышко? Кто помогал цыплятам найти солнышко? (Ответы детей). Давайте отправимся в путешествие по сказке. А вот и курица гуляет с цыплятами.

         Воспитатель выкладывает на фланелеграфе фигурки курицы и цыплят (в беспорядке).

Воспитатель: Сколько всего цыплят? Сколько желтых? Сколько пестрых? (Дети считают, отвечают.) Собрались цыплята в дорогу. Постройте их по порядку друг за другом. (Ребенок выкладывает их по порядку). Сколько цыплят? Который по счету пестрый цыпленок? (Ответы детей). «Собрала их наседка в дорогу, дала зернышки». Дайте каждому цыпленку по зернышку. (Ребенок выкладывает.) Сколько зернышек? Сколько цыплят? Чего больше? Поровну? (Ответы детей). «Отправились цыплята». Давайте и мы с вами следом за цыплятами отправимся искать солнышко.  Для этого нам надо построиться по порядку. Я вам раздам карточки, на которых нарисованы предметы. Вы их пересчитаете, подойдете к столу, на котором разложены цифры, и найдете цифру, которая обозначает количество предметов, изображенных на вашей карточке.

         Игра «Сосчитай и найди». Дети подходят к столу, находят карточки с соответствующими цифрами.

Воспитатель: Надевайте карточки с цифрами на шею и становитесь по порядку в соответствии с цифрами. У кого цифра 1, тот становится первым, у кого цифра 2 – становится вторым и т.д. (Дети становятся по порядку). «Шли-шли цыплята и видят: сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит. Остановились цыплята и спрашивают…» Что спросили цыплята? (Ответ детей). Правильно, они спросили: «Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?» Но улитка ничего не ответила, она сидела и думала, решала задачи. Давайте поможем улитке решить задачи.

         Дети решают задачи.

                   1.  Карандаш один у Миши,

                        Три карандаша у Гриши.

                        Сколько всего карандашей

                        У малышей.  (четыре)

                   2.  Четыре спелых груши

                        На веточке качалось,

                        Две груши снял Павлуша,

                        А сколько груш осталось?   (две)

                   3.  Вот грибочки на лужочке

                        В красных шапочках стоят –

                        Два грибочка, три грибочка,

                        А всего их будет …   (пять)

                   4.  Я нашла в дупле у белки

                        Пять лесных орехов мелких.

                        Вот еще лежит один.

                        Ну и белка! Вот хозяйка!

                        Ты орешки сосчитай-ка!   (шесть)

                   5.  Два кубика у Маши,

                        Четыре – у Наташи.

                        Вы кубики все эти

                        Скорей считайте, дети.  (шесть)

                   6.  На кустике перед забором

                        Шесть ярко-красных помидоров.

                        Потом четыре оторвалось.

                        А сколько на кусте осталось?  (два)

                   7.  Яблоки в саду поспели,

                        Мы отведать их успели:

                        Пять румяных наливных,

                        Два – с кислинкой.

                        Сколько их?  (семь)

Воспитатель: Улитка, улитка, где солнышко живет? «Не знаю, – сказала улитка. – Вон на дереве сорока сидит, – может, она знает». А сорока ждать не стала, а перелетела на другое дерево.

         Воспитатель переносит сороку в другое место.  

Воспитатель: Пошли цыплята дальше и видят: под деревом заяц сидит. Что спросили цыплята? (Ответ детей). Правильно. «Заяц, заяц, не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем». А заяц как раз в это время собирался кормить своих зайчат. Давайте поможем зайцу покормить зайчат.  Подойдите к столу, найдите такую же цифру, как у вас, и станьте напротив нее. Это ваше рабочее место. (Дети занимают свои места в соответствии с цифрами.) Достаньте из пакетиков зайчиков и положите их на верхнюю полоску карточки. Сколько зайцев? (Ответ детей). Достаньте из корзинок овощи и угостите зайчиков. Какие овощи лежат в корзинке? (Ответ детей). Правильно, морковка и капуста. Положите каждому зайчику один овощ. Сколько вы положили морковок? Сколько кочанов капусты? Сколько всего овощей? Всем ли зайчикам хватило угощений? (Ответы детей). Как можно сказать по-другому? (Ответ детей). Правильно, зайчиков и овощей поровну. Уберите зайчиков в пакетики, овощи – в корзинку, карточки с полосками отложите на край стола.

         Воспитатель вместе с детьми подходит к зайчику.

Воспитатель: Заяц, заяц, не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем. «Я – то не знаю, – сказал заяц, – а вот моя соседка утка – та, наверное, знает. Она около ручья, в камышах, живет». Пошли цыплята к утке. А идти надо через болото. Через болото мы пойдем по кочкам. Кочки необычные – это цифры. Наступать на кочки будем по порядку: сначала становимся на кочку, на которой написана цифра 1. Это первая кочка, затем на кочку с цифрой 2 – это вторая кочка и т.д. Будьте внимательны: кочки расположены не по порядку. Кто ошибется, тот утонет в «болоте».

         Игра «Не замочи ноги».

Воспитатель: Утка, утка, не знаешь ли, где солнышко живет. «Я – то не знаю, – сказала утка, – а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет – он знает». «А для того, чтоб через ручей переправиться, челнок нужен, мой прохудился», – прокрякала утка. Давайте поможем утке построить новый челнок. Подойдите к столу, возьмите счетные палочки и выложите из них челнок (лодочку, кораблик).

         Дети подходят к своим рабочим местам в соответствии с цифрами и выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Все постройки красивые. Соберите счетные палочки, отложите их на край стола и подойдите ко мне. Переправились цыплята на челноке через ручей и пошли ежика искать. И тут увидели сороку, сидящую на дереве. А в клюве у нее письмо. Сорока, сорока, не знаешь ли, где солнышко живет. «Читайте письмо, читайте письмо», – прострекотала сорока. Давайте посмотрим, что в письме.

Воспитатель (читает): «За буком – большая гора. На горе – большое  облако. Над облаком серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!» Надо нам составить карту, на которой будет показана дорога к дому солнышка. Подойдите к столу, возьмите и положите перед собой карту: вверху голубая полоска, внизу – зеленая. Возьмите условные обозначения, которые лежат у вас на тарелочках. В левом верхнем углу положите дерево. Это бук. Справа от дерева – гора, над горой, в правом верхнем углу – облако, слева от облака, над буком – месяц. А под буком ежик живет.  

         Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Карта составлена правильно. Уберите условные обозначения в тарелочки, карту отложите в сторону. Подойдите ко мне. Теперь можно отправляться к ежику, который сидит под буком.

         Дети подходят к ежику.

Воспитатель: Ежик, ежик, ты не знаешь, где солнышко живет. «Высоко находится домик солнышка, – сказал ежик, – надо к нему лесенку построить». Давайте подойдем к столу и выложим из разноцветных полосок лесенку. (Дети выполняют задание). Сколько ступенек? (Ответ детей). Мы будем подниматься по лесенке снизу вверх, поэтому будем начинать считать с нижней полоски. Которая по счету красная полоска, которая – желтая? Голубая? А – белая? (Ответы детей). Молодцы, все справились с заданием. Уберите полоски в тарелочки.

         Дети вместе с воспитателем подходят к доске. Воспитатель снимает покрывало.

Воспитатель: А вот и дом солнышка. А в доме темно, света нет. Заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет. Все двери, все окна на замки закрыты. А замки-то не простые. На что похожи отверстия в замках? (Ответ детей). Правильно, они похожи на геометрические фигуры.  А вот и ключи от дома.

         Воспитатель раздает детям ключи, на бородках которых изображены геометрические фигуры. Дети подбирают ключи к замкам в соответствии с цветом и формой. Каждый ребенок подходит с ключом к домику и находит соответствующий замок. Воспитатель снимает замки. Из-за домика достает солнце.

Воспитатель: Вот и солнце появилось. Все осветило, землю обогрело. На полянке появились цветочки.

         Воспитатель раскладывает на полу карточки с цветами и раздает детям карточки с изображением геометрических фигур. Игра «Сосчитай и найди столько же». Дети пересчитывают количество геометрических фигур на карточке и находят карточку с таким же количеством цветочков.

Воспитатель: Сколько геометрических фигур у тебя на карточке? Какие геометрические фигуры? Какого цвета? Сколько цветочков на  карточке? Сколько больших, сколько маленьких? Какого цвета? Сколько синих цветочков, сколько красных? (Ответы детей). Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались, нашли солнышко. Теперь нам пора домой.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область: речевое развитие с использованием игровых технологий Тема: «Вышла курочка гулять»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мою новую разработку: Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста  (2-3 года) Образовательная область: речевое развитие с использованием и...

Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием игровых технологий (дидактическая, пальчиковая и словесная игра) Тема: "Дикие животные наших лесов"

Думаю, кому-нибудь может быть интересна моя разработка, где я использую интеграцию игровой деятельности в речевом развитии младших дошкольников....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

ОО «Речевое развитие» с использованием игровых технологий и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «В гости к Леснику»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, продуктивная.Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.Форма организации: групповая....

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются...