Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветная палитра» для детей от 5-7 лет
учебно-методический материал
Программа дополнительного образования детей
по художественной направленности
« Разноцветная палитра»
для детей от 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopol.dlya_detey_raznotsvetnaya_palitra.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтского района
Костромской области.
«Утверждаю»
Приказ № ________
От «__»____________2016 года
Зав.____________ Барашкова Е.А.
Программа дополнительного образования детей
по художественной направленности
« Разноцветные палитра»
для детей от 5-7 лет
Составитель:
Бунихина Наталья Владимировна
Нерехта, 2018г.
Пояснительная записка
Программа « Разноцветные палитра» разработана на основе парциальной программы художественно - эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности ( формирование эстетического отношения к миру), Лыкова И.А. « Цветные ладошки»
Согласно ФГОС ДО художественное воспитание предполагает составление эстетического отношения к окружающему миру, реализацию Самостоятельной творческой деятельности детей. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Использование нетрадиционных художественных техник в детском саду позволяет повысит интерес детей к художественному творчеству. Технологии нетрадиционных техник достаточно простые, доступные для дошкольников и позволяют развивать художественные способности, воображение, творческую свободу. Нетрадиционное рисование – это и экспериментирование и игра одновременно, которое доставляет детям радость, удовольствие от деятельности, позволяет выразить свою индивидуальность.
Срок реализации данной программы в МДОУ « ЦРР – детский сад
« Росинка» с детьми от 5 до 7 лет – 2 года. Программа ориентирована на старший дошкольный возраст.
Направленность программы.
Программа « Разноцветные палитра» художественно – эстетической направленности. В ходе реализации данной программы она интегрируется с такими областями как « социально - коммуникативное», « познавательное развитие» « речевое развитие».
Социально - коммуникативное развитие направлено на развитие общения взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах ( форме, цвете, размере, материале).
Речевое развитие: помогать детям овладеть речью как средством общения; обогащать активный словарь.
Актуальность программы
Современное дошкольное образование в области « Художественно – эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Данная программа позволяет создать условия для самореализации и самовыражения старших дошкольников в творчество средствами и методами нетрадиционного рисования.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том , что нетрадиционные техники рисования способствуют позитивной социализации и индивидуализации детей, в соответствии с ФГОС ДО. Нетрадиционные техники рисования активизируют творческую активность детей, учит мыслить нестандартно, снижают закомплексованность, скованность.
Важное условие проведения занятий по данной программе – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Цель программы
Формирование эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству через нетрадиционное рисование. Активизация творческого экспериментирования с изобразительными материалами, расширение и разнообразие тематики изобразительной деятельности детей, развитие индивидуальности, инициативы.
Задачи программы
- Расширение представлений детей о видах и жанрах изобразительного искусства ( пейзаж, натюрморт, портрет, графика)
- Расширение представлений детей о нетрадиционных способах рисования.
- Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения и фантазии.
- Развитие способности смотреть на мир глазами художника, желание экспериментировать, используя в творчестве нетрадиционные техники.
- Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- Предоставление детям свободы в самовыражении своего видения мира в творческих работах, доступными средствами.
Условия реализации программы
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно – развивающей среды( образовательная деятельность по дано программе требует большого наличия природных материалов, различных красок, разнофактурных тканей, бумаг разного свойства, цвета. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования);
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, средств, методов работы с детьми, представляемых материалов;
- использование личностно - ориентированного подхода в обучении детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе.
Организация обучения
Программа рассчитана на два года обучения:
Первый год с 5-6 лет – 1 раз в неделю по 25 минут, 38 занятий в год.
Второй год с 6-7 лет - 1 раз в неделю по 30 минут, 38 занятий в год.
Расписание занятий составлено с учетом того, чтобы дети, изучающие дополнительную образовательную программу художественно - эстетической направленности, не пропускали основные занятия по общеобразовательной программе учреждения. Общее количество часов учебного плана не приводит к увеличению общей нагрузки воспитанников.
Форма работы групповая, в группах по 10 человек, индивидуальная.
Средства обучения.
Наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов;
- рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- диалоги, рассказы детей;
- игровые проблемные ситуации;
- исследовательская деятельность;
-просмотр видеосюжетов;
- физкульминутки;
- совместный анализ выполненной работы;
- выставки творческих работ, с последующим обсуждением.
Формами подведение итогов реализации программы являются выставки детских работ;
Персональная выставка работ раз в квартал;
Участие в мероприятиях разного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Организация персональных выставок на уровне детского сада;
- Участие в социально – значимых конкурсах творческих работ:
- на городском уровне;
- на региональном уровне,
Примерное календарно – тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет.
Месяц | Тема | Техника выполнения | Дата проведения |
Октябрь | «Осень золото роняет» | Рисование губкой, тампонирование | |
«Тарелка с фруктами» | Восковые мелки, акварель | ||
« Колоски» | Пластилинография | ||
« Осенний лист» | Изотехника « эстамп»: оттиск листьями | ||
Ноябрь | « Белка» | Рисование пастельными мелками | |
« Курочка ряба» | Рисование акварельными красками и ватными палочками | ||
« Котенок» | Гелевая ручка | ||
«Рыбки в аквариуме» | Граттаж | ||
Декабрь | « Зимний пейзаж» | Акварельные краски, ватные палочки | |
« Снеговик» | Акварельные краски , бумага, гуашь, техника набрызга | ||
« Сосновая ветка» | Рисование зубной щеткой, гуашь. | ||
«Рождественская игрушка» | Рисование клеем и манкой( коллективная работа) | ||
Январь | « Зимние забавы» | Коллективная работа ( смешанная работа) | |
« Рукавичка» | Рисование с элементами аппликации | ||
«Шарфик для снеговичка» | Восковые мелки, акварель, соль | ||
Февраль | «Сказочный теремок» | Кофейная акварель | |
« Роспись тарелки хохломским узором» | Акриловые краски | ||
« Военная техника - танки» | Акварельные краски, крупа, клей. | ||
« Наша дружная семья» | Аппликация из бумаги | ||
Март | « Открытка для мамы «Сердечко» | Монотипия | |
« Дом в котором я живу» | Витраж | ||
«Полет на воздушном шаре» | Рисование по мокрому листу | ||
« Айболит» | Лепка, пластилин | ||
Апрель | « Скворечник» | Гуашь, смешанная техника рисования, штампирование | |
« Среди планет» | Смешанная техника, набрызг гуашью,восковые елки,коллективная работа | ||
«Мишка на Севере» | Шерстяная акварель | ||
« Пингвиненок на льдине» | Акварельные краски | ||
Май | « Салют Победы» | Кляксография | |
«Королевский замок» | Восковые мелки, акварель | ||
« Нарцисс» | Коллаж из цветной бумаги | ||
«Цветы в вазе» | Акварельные краски , крупа, клей. |
Примерное календарно – тематическое планирование работы с детьми
6-7 лет.
Месяц | Тема | Техника выполнения | Дата выполнения |
Октябрь | « Подсолнухи « | Ватными палочками | |
«Здравствуй, осень золотая» | Рисование мятой бумагой | ||
« Колючий ежик» | Оттиск мятой бумагой | ||
« Стройная сосна» | Тампонирование хвои губкой | ||
Ноябрь | « Гроздья рябины» | Рисование с натуры, карандаши, гуашь | |
« Придумай узор для лошадки» | Роспись дымковской игрушки | ||
« Царевна лебедь» | Пластилинография | ||
« Портрет мамы» | Акварель, восковые мелки | ||
Декабрь | « Зимний лес» | Рисование клеем, манкой, акварельные краски | |
« Снегопад» | Ватные палочки, гуашь | ||
«Снежинка» | Акварель, восковая свеча | ||
« Новогодняя открытка» | Декоративное рисование | ||
Январь | «Новогодний карнавал» | Ватные палочки , ватные диски | |
« Зимняя сказка» | Клей, крупа, акварельные краски | ||
Февраль | « Терем» | Уголь, карандаши | |
« Роспись миски хохломским узором» | Акриловые краски | ||
« Наша армия родная» | Карандаши , акварель | ||
«Нарисуй картинку, про какую хочешь сказку» | По замыслу | ||
Март | « Подарок для мамы» | аппликация | |
« Город мой, любимый на свете» | Гуашь, акварель | ||
«Пожарная машина спешит на пожар» | Пастельные мелки, акварель | ||
« Все работы хороши – выбирай на вкус» | Простой карандаш, фломастеры | ||
Апрель | « Пришельцы с другой планеты | граттаж | |
« Радужный кот» | Мокрая бумага | ||
«Цветочная поляна» | Пластилинография | ||
«Морское царство» | Цветной граттаж | ||
Май | «Праздничный салют Победы» | граттаж | |
«Одуванчики в траве» | Тампонирование живым цветком | ||
« Радуга» | Мокрая бумага | ||
« Бабочки порхают на цветами» | Коллективная работа, техника предметная монотипия |
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
« Монотипия», « Кляксография обычная», « Акварель и акварельные мелки», « Восковые мелки и акварель», « Кляксография с трубочкой, « Рисование по мокрому листу», « Оттиск мятой бумагой», « Рисованием тычком», « Рисовани ладошкой», « Рисование пальчиками», « У картинки две стороны», « Граттаж», « На манке», « Рисуем клеем», « Рисуем сахаром», « Набрызг», « Витраж».
Материально- техническое обеспечение программы
Помещение для занятий: Для самостоятельной деятельности детей: уголки художественного творчества в группе.
Технические средства: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Материалы: гуашь, плотная бумага, небольшие листы, салфетки, клей ПВА, свеча, жесткая кисть, зубная щетка, различная крупа, сахар, акварельные краски, баночка для воды, цветные карандаши, восковые мелки , ватные палочки, салфетки, соломинка для напитков, нитка средней толщины, подставка под кисти, декоративная салфетка, шерсть, пластилин.
Наглядные материалы:
Презентации и иллюстрации для интерактивной доски; картины и иллюстрации по темам, дидактические игры, педагогические эскизы.
Мониторинг художественно – творческого развития детей 5-6 лет по И.А. Лыковой
Ф.И.О. ребенка | |||
Показатели развития | всегда | иногда | никогда |
К 6 годам ребенок с увлечением рассматривает произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства; замечает красоту и гармонию в окружающем мире ( природном, бытовом, социальном), выражая свое индивидуальное эмоционально- ценностное отношение. | |||
Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом стараются передать не только основные признаки ( форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а так же выразить свое личное отношение. | |||
В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно - оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предметов. | |||
Успешно, самостоятельно и с интересом применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж и др.) |
Мониторинг художественно – творческого развития детей 6-7 лет по
И. А. Лыковой.
Ф.И.О. ребенка | |||
Показатели развития | всегда | иногда | никогда |
К 7 годам ребенок самостоятельно, свободно, увлеченно, с ярко выраженным и устойчивым интересом создает оригинальные образы и сюжетные композиции различной тематики из ближайшего окружения ( семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), а так же на основе своего представления о « далеком» природа и культура на других континентах, путешествия, космос) « прошлом» и будущем» ( приключения) | |||
В творческих работах передает различными изобразительно- выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире( грустный или веселый человек, добрый или злой сказочный персонаж) и выражает свое эмоционально – личностное отношение. | |||
Успешно реализует творческие замыслы, свободно сочетает разные виды художественно – продуктивной деятельности; уверенно использует освоенные художественные техники и изобразительно – выразительные средства как особый « язык искусства»; с интересом осваивает новые способы создания образа и изобретает свои в процессе художественного экспериментирования; умеет планировать работу; охотно сотрудничает с другими детьми в процессе создания коллективной композиции. | |||
Интересуется изобразительным и декоративно – прикладным искусством; выражает свое отношение к эстетическим объектам и явлениям ( красиво, нравится, любуюсь); имеет опыт « зрителя» в художественном музее и на арт - выставке |
Периодичность мониторинга – 2 раза в год ( октябрь, апрель)
Взаимодействие с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
- Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.
- Способствовать пониманию важности участия в художественно – эстетическом развитии ребенка.
- Формировать у родителей умение организовать совместную творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Формы работы с родителями:
- Встречи с родителями, беседы, анкетирование.
- Оформление информационных стендов, памяток.
- Собрания, консультации, мастер – классы.
- Презентации для родителей.
- Организация и участие в различных выставках.
Литература.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
- Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
- Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
- Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.
- Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Литература для детей:
- Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007.
- Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.
- Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
- Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
- Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
- Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
- Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
- Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
- Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город».
- Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» » Издательство «Белый город».
- Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» » Издательство «Белый город».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ «МАСКИ»
Актуальность В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников, проявлению любознательности, ст...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Пальчиковая страна».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируютс...
Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"
Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...
Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему: "Бумажные мастера")
Продолжение работы, начатой во 2 младшей и средней группах....
Программа дополнительного образования по художественной направленности. Кружок "Радуга идей"
Программа кружка в средней группе "Радуга Идей" 2019-2020 учебный год....
Программа дополнительного образования по художественному направлению для детей подготовительной группы «Удивительный мир книг»
Программа дополнительного образования по художественному направлению для детей подготовительной группы "Удивительный мир книг"...
Рабочая программа дополнительного образования по художественной направленности «Золотые ручки» младшей группы «Всезнайки» (3-4 года)
Рабочая программа дополнительного образования по художественной направленности «Золотые ручки» младшей группы «Всезнайки» (3-4 года)...