Программа дополнительного образования по художественному направлению для детей подготовительной группы «Удивительный мир книг»
статья (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования по художественному направлению для детей подготовительной группы "Удивительный мир книг"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по художественному направлению для детей подготовительной группы
«Удивительный мир книг»
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ………………………………………………………………………….…3
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
1.2 Цель и задачи Программы………………………………………...………………………….4
1.3 Принципы обучения при реализации образовательной Программы……………………...5
1.4 Возрастные особенности детей 6-7 лет……………………….……………………………..5
1.5 Планируемые результаты Программы………………………………………………………7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………..….7
2.1 Возрастные особенности ознакомления с художественной литературой………………...7
2.2 Формы и методы реализации Программы………………………………………………..…8
2.3 Организационно-педагогические условия…………………………………………………..9
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………..……….9
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы………..……………………………..9
3.2 Учебно-тематический план…………………………………………………..…………..…10
3.3 Список научно-методической литературы……………………………………….……….10
Перспективное планирование …………………………………………………………….……11
I целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.
Современный мир – мир мультимедийных технологий. С самого раннего возраста ребенка, многие современные родители для того, чтобы занять чем-то усаживают его перед телевизором, компьютером. В связи с этим принижается роль чтения книг. Но значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает, развивать взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. Она помогает воспитывать человека, учит любить свою Родину, оценивать поступки, понимать жизнь.
Чтение в дошкольном возрасте открывает волшебный мир. Юный читатель легко вживается в роли главных героев произведений, вместе с ними сталкивается с трудностями и находит решение. Это развивает социальные навыки, прививает основы нравственности — понятия добра и зла, хорошего и плохого. Чтение книг дошкольникам развивает гибкость ума, делает речь ребёнка богатой и правильной, и конечно же, готовит к успешному обучению в школе. Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Данная Программа направлена на воспитание интереса к чтению, к книге у дошкольников, гармоничное развитие познавательных, речевых и творческих возможностей.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
Новизна:
1.Возможность использования программы полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели образовательной деятельности;
2.Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Актуальность:
1. Повышенная чувствительность и высокая обучаемость у дошкольников;
2. Речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов и коммуникативных функций;
3. Возросшие требования школ к будущим первоклассникам.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы – формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
4. Прививать интерес к положительным героям произведений.
5. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к
нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
1.3 Принципы обучения при реализации образовательной программы:
Принцип наглядности — широкое использование наглядного материала.
Принцип системности и последовательности – обучение ведётся от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
Принцип доступности – материал даётся в доступной для детей форме.
Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования
Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
1.4. Возрастные особенности детей 6-7 лет.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с основанием мира вещей как предметов человеческой культуры; основанием форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение по всему пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глазах, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек ; не только анализируют основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группе.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связанная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные, развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
1.5. Планируемые результаты Программы:
Участие детей, по программе «Удивительный мир книги» максимально расширит, обогатит, сформирует знания и представления о художественной литературе, книге, ее значении, окажет влияние на развитие связной речи и творческих способностей.
1. Дети могут организовать диалог по поводу проблем затронутых в произведении, выразительности текста, совместное обсуждение прочитанного.
2. Дети называют автора книги, узнают название по иллюстрации, пересказывают сюжет.
3. Могут назвать любимую книгу и автора, выполнить творческие задания, знакомы с рифмой
4. Проявляют интерес к литературе, имеют предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.
5. Понимают идею произведения, авторское отношение к героям.
6. Знают, где приобретается литература, знакомы с основами бережного отношения к книге.
2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности ознакомления с художественной литературой.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи:
- формирования эмоционально-образного воспитания произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы);
- развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений, -они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идей, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок , повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.
Основную роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под ними понимаются выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений ( эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.
Если в начале идет чтение, то затем начинается новое задание—беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста. Все рисунки и сочинения детей воспитатель помещает в альбом детского творчества. Это может быть книжка—малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей рисуют родители, старшие братья, сестры.
- Формы и методы реализации Программы
Основные методы приобщения дошкольников к книжной культуре.
Словесные:
*Беседы;
*Игры-беседы;
*Рассказ;
*Чтение художественной литературы;
*Использование игровых ситуаций;
*Игры — беседы с персонажами сказок;
*Сочинение историй.
Наглядные:
*Групповые выставки;
*Рассматривание иллюстраций.
Практические:
*Кукольные спектакли;
*Игры – драматизации;
*Игры – инсценировки;
*Игры – забавы;
*Подвижные игры;
*Пальчиковые игры;
*Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
*Моделирование и анализ заданных ситуаций;
*Рисование.
Формы реализации программы:
-Групповые занятия с детьми
-Индивидуальные занятия
-Работа с родителями (консультирование)
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий,
составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего
дошкольного возраста.
2.3. Организационно-педагогические условия
В Программе учитываются следующие подходы:
1) личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2) деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого. Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей.
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации Программы группа оснащена развивающими играми соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками).
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по восприятию художественной литературы, а именно:
- На целенаправленное развитие внимания, памяти;
- На запоминание героев произведений;
- На развитие речи, мышления.
В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту.
Разработаны картотеки дыхательной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
В групповом помещении для занятий по ознакомлению художественной литературы имеются: столы и стулья, интерактивная доска, ноутбук, шкаф для учебных пособий.
3.2 Учебно-тематический план
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.
Освоение программы рассчитано на 1 год.
Все занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия с детьми старшего возраста 25-30 минут.
На индивидуальных занятиях дети разучивают скороговорки, стихи, потешки, отгадывание загадок и чистоговорок.
3.3 Список литературы:
1. Гербова В.В. «Приобщение к художественной литературе:
программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
2. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для
чтения и рассказывания детям 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2001 г.
3. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного
возраста: //ж. Детский сад: теория и практика № 6/2013 г.
4. Гурович Л.М. и др. “Ребенок и книга”. СПб., изд. “Детство-Пресс”, 1999 г.
5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников.
Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,
2023г.
6. Нечаева В.Т., Маркова Т.А., Виноградова А.В. «Нравственное
воспитание в детском саду», М.: «Просвещение», 1984г.
7. Леонтьев А.А. «Язык, речь, речевая деятельность», М.: -
«Просвещение», 1969г.
8. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с
литературой, - М.: ТЦ Сфера, 2003г.
Перспективное планирование
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | 1-неделя | Ознакомительная экскурсия в библиотеку ДОУ | ||
2 неделя | Беседа «Откуда книга пришла» | Формировать представления детей о том, как создается книга, о профессиях людей, которые помогают ей появиться на книжных полках. Знакомство с обложкой, переплётом, страницами, оглавлением, содержанием. Знакомство с появлением первых книг, формировать способы бережного обращения с книгой. | Презентация «Как рождаются книги», Чтение рассказа А.Баркова «Откуда пришла книга», | |
3 неделя | «О чем печалишься, осень?» Чтение стихотворения об осени | Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе. Вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания текстов | Рассматривание иллюстраций, зачитывание отрывков стихотворения, рисование иллюстраций | |
4 неделя | Рассказывание русской народной сказки «Сивка- бурка» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, закрепить знания о жанровых особенностях сказки | Рассматривание иллюстраций к сказке, рисование рисунков | |
Октябрь | 1 неделя | Ознакомление с новым жанром-басней. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» | Познакомить детей с басней с её жанровыми особенностями, подвести к пониманию аллегорию басни | Рассматривание иллюстрации к басне, портрета И.А. Крылова. После чтении басни, беседа. Разыгрывание басни по ролям |
2 неделя | Знакомство с детскими Нижегородскими писателями | Познакомить детей с творчеством нижегородских детских поэтов, формировать умение выразительно читать стихи, воспитывать чувство патриотизма | Ознакомительная беседа о творчестве нижегородских писателей. Чтение стихотворений, беседа по прочитанному, рисование иллюстраций | |
3 неделя | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок | Рисование иллюстраций к пословицам и загадкам | |
4 неделя | Беседа о творчестве С.Я. Маршака. Чтение произведений С. Я. Маршака | Расширять знания детей о творчестве С.Я. Маршака, обогатить духовный мир детей, помогая видеть драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям | Показ презентаций «Дом в котором жил Маршак» Зачитывание отрывков из произведений писателя. Разыгрывание по ролям. Рисование иллюстраций | |
Ноябрь | 1 неделя | Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка» | Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки | Вступительная беседа. Рассказывание сказки, творческие высказывания |
2 неделя | Чтение сказки «Про зайца- длинные уши» Д. Мамина-Сибиряка | Формировать целостное восприятие художественного текста, закреплять знания об особенностях разных литературных жанров | Вступительная беседа о жанровых особенностях рассказа, стихотворения, сказки. Игровое упражнение «Скажи по другому». Рисование иллюстрации к сказке | |
3 неделя | Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. | Вступительная беседа: рассматривание портрета, рассказ о сказочном творчестве поэта. Сравнение с другими сказками. | |
4 неделя | Чтение стихотворения «Деревья спят» Беседа об осени | Учить составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, передавать в слове настроение | Беседа о том, как природа провожала осень. Чтение отрывков из рассказов об осени. Музыкальная пауза-изображение листьев в танце. | |
Декабрь | 1 неделя | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег» | Учить интонационно выразительно при чтение стихотворений наизусть передавать любование картиной зимней природы. Учить замечать изобразительно-выразительные средства | Рассматривание иллюстраций с изображением заснеженных лесов, полей. Чтение стихотворения. Зачитывание отрывков. Придумывание сказки «Снежинки танцуют» |
2 неделя | Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной форме | Рассматривание иллюстраций к сказке разных художников. Беседа о зимних забавах. Игровое упражнение «Скажи по другому» | |
3 неделя | Малые фольклорные формы | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок | Рисование иллюстраций к пословицам и загадкам. Беседа по пословицам | |
4 неделя | Чтение басни И.А. Крылова «Лебедь рак и щука»
| Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями | Рисование рисунков к басне | |
Январь | 1 неделя | Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | Учить детей слушать сказку, отвечать на вопросы по сюжету сказки. Прививать любовь к книгам и чтению | Рассматривание иллюстраций к сказке. После чтения, беседа. |
2 неделя | Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы | Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами. Беседа о зиме. Чтение стихотворение. Зачитывание отрывков. Рисование рисунков. | |
3 неделя | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» | Учить правильно понимать нравственный смысл произведения, оценивать поступки героя рассказа. Продолжать учить составлять небольшие сказки по пословицам | Предварительная беседа. Рассказы детей о том, что они иногда скрывают от родителей. Чтение произведения. Вопросы по тексту. Сочинение рассказов по пословице | |
4 неделя | Театрализация сказки В. Сутеева «Под грибом» | Учить детей передавать эмоции, движения и жесты героев сказки. Развивать связную речь. Учит вести диалог. Совершенствовать умение выразительной речи | Рисование иллюстрации к сказке. | |
Февраль | 1 неделя | Творчество А. Барто Чтение произведений | Познакомить с биографией и творчеством детской писательницы, учить эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею. Формировать способность находить положительное в конфликтных ситуациях. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу | |
2 неделя | Чтение басни С. Михалкова «Ошибка» | Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов, пословиц и поговорок | Вспомнить басни И.Крылова. Рассматривание портрета С. Михалкова. Чтение басни. | |
3 неделя | Чтение туркменской сказки «Падчерица». Сравнение с русской народной сказкой «Хаврошечка» | Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характеров героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства | Предварительная беседа. Чтение сказки. Беседа по сказке. | |
4 неделя | Чтение басни «Ворона и лисица» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни | Рассматривание иллюстраций к басне, портрета И.А. Крылова. После чтения басни-беседа. Разыгрывание басни по ролям | |
Март | 1 неделя | Комплексное занятие «Весна идет» | Вызвать у детей чувство любования красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления | Рассматривание иллюстраций о весне, чтение произведений о весне, беседа по произведениям, рисования рисунков |
2 неделя | Малые фольклорные формы | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок | Рисование иллюстраций к пословицам и загадкам. Беседа по пословицам | |
3 неделя | Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» Сравнение с русской народной сказкой «Теремок» | Познакомить со сказкой, помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей | Беседа по сказке «Теремок». Чтение сказки «Лесные хоромы». Инсценировка сказки. Рисование иллюстраций. | |
4 неделя | Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» | Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки | Вступительная беседа, рассматривание иллюстраций. Чтение сказки. Беседа по сказке. Выполнение творческих заданий. | |
Апрель | 1 неделя | Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Учить воспринимать образное содержание произведения, закреплять знания о жанровых, языковых особенностях сказки. Учить понимать образные выражения. | Рассматривание иллюстраций к сказке разных художников. Игровое упражнение «Скажи по другому» |
2 неделя | Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» | Уточнить знания о творчестве Г.Х. Андерсена. Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки | Рассматривание книг Г.Х. Андерсена. Рассказ о биографии писателя. Чтение сказки. Беседа по сказке | |
3 неделя | Чтение сказки В. Драгунского «Друг детства» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею. Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений | Вступительная беседа. Чтение произведения. Беседа по пословицам | |
4 неделя | Чтение сказки Ш. Перо «Кот в сапогах» | Учить детей слушать сказку, отвечать на вопросы по сюжету сказки. Прививать любовь к книгам и чтению | Раскрашивание раскрасок по сказке | |
Май | 1 неделя | Разучивание стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» | Совершенствовать умение выразительной речи. Развивать память, мышление | Познакомить с творчеством К.И. Чуковского. Рисование рисунков |
2 неделя | День здоровой книги | Учить детей «лечить» книги из книжного уголка. Прививать любовь к книгам
| ||
3 неделя | Рисование по сказки К.И. Чуковского «Муха-цокатуха» | Учить создавать сюжеты по прочитанной сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокатуха» | Рисование рисунков | |
4 неделя | Итоговая литературная викторина | Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров, закрепить знания о малых фольклорных формах | Выставка книг, пройденных за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Воздух-невидимка
Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования. В дошкольном возрасте эксперементирование является ведущим, а в первые три года- практически ед...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ «МАСКИ»
Актуальность В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников, проявлению любознательности, ст...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Пальчиковая страна».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируютс...
Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему: "Бумажные мастера")
Продолжение работы, начатой во 2 младшей и средней группах....
Отчёт по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы «Говорим правильно»
Отчет по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы "Говорим правильно"...
Программа дополнительного образования "В мире театра" для детей подготовительной группы 6-7 лет
Программа дополнительного образования "В мире театра" для детей подготовительной группы 6-7 лет...
Рабочая программа дополнительного образования по художественной направленности «Золотые ручки» младшей группы «Всезнайки» (3-4 года)
Рабочая программа дополнительного образования по художественной направленности «Золотые ручки» младшей группы «Всезнайки» (3-4 года)...