ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ «МАСКИ»
рабочая программа на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
- ДЕТСКИЙ САД №11
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ
«МАСКИ»
Авторы программы: Гришина Т. П.
воспитатель 1. К. к.
Попова И. В.
воспитатель В. К. К.
Борисоглебск 2016
Паспорт программы
Наименование дополнительной платной образовательной услуги | Программа театральной студии «Маски» |
Основание для разработки программы | Запрос родителей на оказание дополнительных услуг – театральная студия (на основе анкетирования родителей) |
Заказчики программы | Родители, педагогический коллектив. |
Организация исполнитель программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад " № 11 г. Борисоглебска. |
Целевая группа | Дети 4 -7 летнего возраста |
Составители программы | Гришина Т. П. Попова И. В. |
Цель программы | Развитие творческой активности детей средствами театрального искусства. |
Задачи программы | 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. 4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. 6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. 7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр зверей и др.). 8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. |
Ожидаемые результаты | Ожидаемые результаты: К концу обучения воспитанники должны знать: - основные приемы и способы рисования; - основы цветоведения; - основные признаки композиции; - понятия: орнамент, ритм, контраст; - технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами; - операции работы с различным прикладным материалом; - правила санитарии, гигиены и техники безопасности. Должны уметь: - готовить рабочие место и распределять труд по операциям; - работать с предлагаемым инструментом и материалом; - выполнять основные приемы лепки, аппликации, бумагопластики; - создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники; - работать над созданием коллективных работ. Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а такжеактивное участие в различных конкурсах. |
Срок реализации программы | 3 года |
Пояснительная записка
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного
мира детей… ”
(Б. М. Теплов)
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Актуальность
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость, требует трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Во ФГОС от 17 октября 2013 года определено, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Исходя из вышеизложенного следует развивать творчески-активную личность.
Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, в том числе в художественной и театрализованной.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребѐнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а также продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
В работе с детьми используются пять основных направлений: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, работа над спектаклем.
Театральная игра – историческое сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Она учит детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на заданную тему; развивает способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивает зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; помогает упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывает нравственно – этические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Развивает умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; координацию движений; учит запоминать заданные позы и образно передавать их; развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учит создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; связной образной речи, творческой фантазии; учит сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры – это знакомство детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности, виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Воспитание культуры поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Отличительные особенности данной программы:
1. Разработка содержательной стороны образовательного и воспитательного процесса, предполагающего:
- комплексный подход к развитию и обучению ребенка;
- воспитание художественно-эстетического вкуса;
- формирование эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира через музыку и движения:
- развитие эмоциональной сферы через восприятие музыкальных и художественных произведений;
- развитие творческих проявлений у детей через погружение в мир театра и импровизацию.
- воспитание общительности, умения входить в контакт с другими детьми и взрослыми. 2. Формирование опыта практической, познавательной и творческой
деятельности на занятиях и выступлениях перед зрителями.
3. Создание предметно пространственной среды, обеспечивающей
художественно-эстетическое и творческое развитие на основе
театрализованной деятельности.
Цель программы – развитие творческой активности детей средствами театрального искусства.
Задачи :
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных
4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
5. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
При организации театрализованной деятельности учитываются следующие принципы:
- содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
- подготовленность и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом оптимального сочетания движения, речи, мимики, пантомимики в различных вариантах;
- а так же принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей.
Особенности реализации программы
Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Содержание программы делится на 2 этапа:
1. Подготовительный (групповой)
Цель: дать представление о разных видах театра.
Задачи:
- познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный,
театрзверей и др.).
- развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
2. Основной (подгрупповой)
Цель: обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика, кукловождение).
Задачи:
- учить вживаться в создаваемый образ, распределять роли;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать психофизические способности (мимику, пантомимику);
психическиепроцессы (восприятие, воображение, фантазию, мышление,
внимание, память и др.), творческие способности (умение перевоплощаться,
импровизировать, брать на себя роль);
- воспитывать коммуникативные качества детей; интерес к театральной
деятельности.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятель ности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Информация о возрастной категории детей.
Программа рассчитана на детей 4-7 летнего возраста. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности. Дети пятого-седьмого года жизни уже могут конструировать из бумаги, из природного материала, сопровождать речью игровое взаимодействие. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, но только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; систематизируются представления детей об окружающем мире, развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона, развиваются фонематический слух, связная речь, совершенствуется грамматический строй речи.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и ее пространственного расположения. Слабое развитие у детей функции самоконтроля, недостаточное развитие концентрации внимания, недостаточное умение ребенка удерживать в памяти значение прочитанного впоследствии станут основными причинами слабого усвоения знаний как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
В качестве профилактики трудностей дальнейшего обучении следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на восполнение пробелов развития тех или иных функций.
Дополнительная образовательная программа театральной студии «Маски» реализуется в течение 3 лет обучения, с октября по апрель – в течение 28 недель. Дополнительная образовательная деятельность по театрализации организуется с детьми 4-7 лет и проводится два раза в неделю. Длительность для детей 4-5 лет - 15-20 мин, 5-6 лет – 25 мин, для детей 6-7 лет составляет не более 30 минут. В ДОД (дополнительной образовательной деятельности) используются игровые и здоровьесберегающие приемы обучения.
При планировании и проведении театрализованной деятельности (далее - ТД) педагог:
- определяет тему и цель театрализованной деятельности;
- обозначает основные этапы ТД, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;
- подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;
- обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;
- включает в ТД разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями сверстников;
- учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
- предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;
- регулярно повторяет усвоенный материал.
В процессе овладения разными приемами педагог особое внимание должен уделить развитию восприятия, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных интересов.
При проведении театрализации учитывается присутствие всех компонентов этой деятельности.
Содержание дополнительной образовательной деятельности (ДОД) по театрализации включает:
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры- превращения, образные упражнения;
- упражнения на развитие пластики (ритмопластика); ритмические минутки;
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики;
- театральные этюды;
Этапы реализации Программы
ДОД по театрализации направлена на:
1. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок; владение куклой, игрушкой, всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и др.).
2. Расширение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей возраста 4-7 лет.
В дополнительной образовательной программе “Маски” распределение учебной нагрузки представлено следующим образом:
1 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часу) х 32 недели = 64 часа;
2 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часу) х 32 недели = 64 часа;
3 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часу) х 32 недели = 64 часа.
Один академический час занятия в группе равен:
-Для детей среднего дошкольного возраста-20 минут астрономического времени
-Старшего дошкольного возраст-25 минут астрономического времени
-Для детей подготовительного к школе возраста-30минут астрономического времени.
Занятия проводятся во второй половине дня в 15.30
Организация работы по программе
Формы работы
I. Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Принципы проведения занятий:
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала. Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов, игры.
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы театрализованной деятельности:
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики;
- игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов;
- ритмопластика.
Часть 3. Завершающая
Цель ТД – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций.
II. Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок и схем, танцевальных и характерных для персонажей движений.
III. Работа с родителями
Театр и родители
Консультации для родителей, анкетирование - развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов - важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Совместные спектакли - необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Методические приемы
- Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
- Подвижные игры – организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии.
- Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
- Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
- Изготовление поделок – проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
Первый год обучения
На первом году обучения дети познакомятся с разными видами театра, освоят элементарные навыки владения техникой сценического искусства, приобретут опыт выступления перед родителями и сверстниками.
Ожидаемые результаты
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Второй и третий год обучения
Второй год обучения является продолжением первого, где дети знакомятся с малыми формами фольклора, с творчеством писателей и поэтов, принимают участие в изготовлении элементов костюмов и декораций. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности воспитанников и развивать их.
Ожидаемые результаты
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке. Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Используемая литература
1. Мигунова Е. В организация театрализованной деятельности в детском саду./ Н. Новгород, фирма «Бумеранг», 2006./
2.Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
4. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
5. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г.
7. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003.
8. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Программа и репертуар. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
9. Буренина А.И. «От игры до спектакля»: Учебно – методическое пособие. СПб., 1995. СПетербург
10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду.» - М.: ТЦ Сфера, 2009.
11. Гончарова О.В., Карташова М.Г., Красева А.Р., Мирониченко С.А., Набокова В.В., Шахина Ю.А., Юшкова Н.А. «Театральная палитра» Программа художественно – эстетического воспитания / под редакцией О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Приложение №1
Тематическое планирование
для детей дошкольного возраста 4-5 лет
Месяц\количество часов | Тема | Задачи и методические приѐмы |
Сентябрь/8 часов | "Загадалки - угадалки" | Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Учить имитировать характерные движения сказочных героев. Развивать диалогическую и монологическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. Воспитывать коммуникативные качества детей; интерес к театральной деятельности. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. «Пойми меня». Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». «Игры с бабушкой Забавушкой». Знакомство с русскими народными костюмами. Игры и упражнения на создание игровой мотивации. |
Октябрь/8 часов | "Что за чудо – коробок!" (театр коробок) | Развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества; развивать мимику и пластические способности детей;развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию; активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь; формировать у детей простейшие образновыразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). Игра «Скажи о друге ласковое слово». |
Ноябрь/8 часов | «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» (что такое пантомима) | Развивать интонационную выразительность речи. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности; Совершенствовать исполнительские умения детей в плане воплощения образа. Общий танец «Зеркало». Драматизация сказки «Лучшие друзья». Игра «Что я умею» - «Ровным кругом». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». Отгадывание загадок. Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений). Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». |
Декабрь - Январь/16 часов | В гостях у сказки (драматизация) | Развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества; развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию; активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй. Формировать у детей простейшие образновыразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец. Драматизация сказки «Теремок». Показ сказки «Теремок» родителям своей группы. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». «Кто зайчишке бы помог?» - пантомимические этюды. Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам Этюды на выразительность основных эмоций. Обогатить словарь: ледяная, лубяная Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». |
Февраль/8 часов | "Мои весѐлые пальчики"(пальчиковый театр) | Развивать диалогическую и монологическую речь детей; мелкую моторику рук; развивать мимику и пластические способности детей; активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, выразительность речи; продолжать учить имитировать характерные движения сказочных животных. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) Упражнение в интонировании диалогов. |
Март/8 часов | "Мама, я тебя люблю, сказочку тебе дарю" (театр ростовых кукол) | Учить вживаться в создаваемый образ, распределить роли; совершенствовать интонационную выразительность речи; поддерживать желание активно участвовать в празднике; совершенствовать навыки монологической и диалогической речи. Подготовка к драматизации «Сказка о глупом мышонке». Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости) Драматизация сказки детьми. Показ сказки мамам. Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверенно, вежливо) |
Апрель /8 часов | "Мы – маленькие актѐры, но большие фантазѐры". | Учить оценивать поступки героев сказки, вживаться в создаваемый образ; совершенствовать умение путѐм изменения темпа и тембра голоса обыгрывание того или иного персонажа; развивать память, выразительность речи. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Беседа по сказке. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. Имитационные упражнения. Музыкальные загадки. Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра. |
Май/8 часов | Театр для больших и маленьких. | Формировать необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать коммуникативные качества; развивать воображение и способность к пластической импровизации, а также интонационную выразительность речи; совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики; привлекать родителей к активному участию в играх. Сюрпризный момент - загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом». Придумывание и загадывание загадок по сказке. Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Ритмопластика - пляски героев. Показ сказки родителям и детям. Игра-конкурс «Попросись под грибок». Игра-имитация «Пойми меня». |
Всего- 64 часа
Тематическое планированиедля детей дошкольного возраста 5-7 лет
Месяц/количество часов | Тема | Задачи и методические приѐмы |
Сентябрь-Октябрь/16 часов | "В гости к сказке"(основы кукловождения) | Уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности Познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол, с напольным видом театра — конусным; развивать мимику и пластические способности детей; развивать диалогическую и монологическую речь; закреплять навыки использования пальчикового и театра игрушек. Беседа о видах театра. Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча», «Прогулка в лес», «Весѐлый оркестр». Ритмопластика – музыкально-ритмические композиции. Разыгрывание знакомых сказок. Пантомимические игры – «Кого встретил щенок», «Кто живѐт в лесу»., «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». |
Ноябрь-Декабрь/16 часов | Таинственное слово «БИ-БА-БО» | Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров, желание управлять куклами различных систем; формировать интерес к театру би-ба-бо, желание участвовать в кукольном спектакле; развивать творческое мышление детей; активизировать словарь детей; совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, умения кукловождения; прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол; развивать творческую самостоятельность в передаче образа; побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол и-ба-бо Подготовка и показ сказки «Заюшкинаизушка» - театр би-ба-бо. Упражнения для развития мелкой моторики рук, пальчиковые игры. Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса», беседа по сказке, показ иллюстративного материала. Распределение ролей. Пантомимические упражнения «Угадай, кто пришѐл», упражнения на интонационную выразительность «Угадай, чей голосок». Показ сказки детям младшего возраста. |
Январь-Февраль/16 часов | Поделись улыбкою своей … | Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера; обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу и передавать в движениях конкретный образ; развивать память и фантазию, умение адекватно реагировать на эмоции окружающих людей, выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Игры с карточками-пиктограммами. Дидактическая игра «Расколдуй девочку». Пантомимические этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций — «Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Встреча двух друзей», «Зайчишка - трусишка», «Лѐгкие снежинки». Ритмопластика «Играпантомима. Бабочки и роботы». Показ малышам сказки «Лиса и Журавль». Пальчиковые игры |
Март- Апрель/16 часов | "Музыка и сказка" | Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля; продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности; привлекать детей к активному участию в подготовке праздников; воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Инсценировки песен – «Как у бабушки козѐл», «Приключение в лесу» и др. Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная шапочка», показ сказки (настольный театр, теневой театр). Инсценировка музыкальной сказки «На лесной полянке». Разучивание танцев и песен сказочных персонажей. Логоритмические игры «Море волнуется», «Ветер северный», «Звѐздочки» и др. Мимические упражнения «Я боюсь», «Я радуюсь», «Зайчики поссорились» и др. |
Май/8 часов | "Театральная мозаика" | Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский , театр зверей); расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев); закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля; развивать творческую самостоятельность в передаче образа, самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли, мелкую моторику рук. Подготовка и показ малышам сказки «Три поросѐнка». Конкурсы, загадки, игры-инсценировки. Знакомые упражнения, пантомимические этюды. Придумывание сказок с использованием различных видов кукольного театра. Пальчиковые игры. Совместное решение кроссвордов. |
Всего- 64 часа
Приложение № 2
План взаимодействия с родителями в средней группе
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Театральная мозаика» | Стендовая информация |
2 квартал | «Мои любимые театральные герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «В мире сказок» | Фотовыставка |
План взаимодействия с родителями в старшей и подготовительной к школе группе
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | "Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей" | Стендовая информация |
«Что мы знаем о театре?» | Анкетирование | |
2 квартал | "Тайна театральной мастерской" | Творческая гостиная |
3 квартал | «Театральная мозаика» (стихи, песни, кроссворды, познавательная информация идр.) | Стендовая информация |
«Мы – маленькие артисты» | Фотовыставка |
Приложение № 3
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. 1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень– проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свобод но взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способно стей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Характеристика уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Высокий уровень.
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественнотворческой деятельности. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень.
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень.
Мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности. Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами. Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям.
Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка). • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, - 2006.
- Боровик Т.А., Жилин В.А., Тютюнникова Т.Э. Использование элементов орф-педагогики педагогов-новаторов в постановке театрализованных игр, СПб, - 1999.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие), Ниж. Новгород, - 2008.
- Технология применения кукол – образов в педагогической практике ДОУ «Детский сад № 37» г. Северск (авторский материал из опыта работы ДОУ) // Вопросы психологии № 6, 1997.
- Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие), СПб, ВЛАДОС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования Музыкально - эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Музыкальная азбука"
Программа предназначена для музыкальных руководителей, по заявке возможно полное размещение учебного материала ...
Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ»
Основная цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника и воспитание интереса к играм и упражнениям с элементами спорта....
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ «Дорожная азбука» (4-5 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска» Принят на педагогическом...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста "Вдохновение"
Актуальность театрализованной деятельности определяется мнооми показателями...
Программа дополнительного образования "Волшебный песок" для детей дошкольного возраста
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...
- Мне нравится (1)