Самообразование
материал (младшая группа)
Самообразование по теме: "Формирование основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников через привитие любви к родному краю", во второй младшей группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телемнию, виртаманию, Интернетманию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область дошкольной педагогики, практическое и теоретическое значение которой осуществлялось на всех этапах отечественной педагогики. Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.
Без патриотических чувств, убеждений, действий человек не может быть настоящим гражданином и защитником своей Отчизны. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Проблема: низкий уровень знаний у дошкольников о своей семье, поселку.
Цель: Изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
2.Разработать перспективный план работы с детьми;
3. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
4. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Расширение представлений о поселке, в котором они живут.
Предполагаемый результат:
У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Представления о родном поселке, родном крае станут более существенными.
Возрастёт количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско - патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о родном поселке, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Работа с родителями:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Перспективы:
Продолжить работу по теме: «Ознакомление с родным краем» (согласно возрастной группе);
Продолжить подборку материала по данной теме;
Изучить новинки методической литературы.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – практический
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (август – начало сентября)
Изученной методической литературы по теме патриотического воспитания младших дошкольников.
Изучение опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Ознакомление с материалом по теме в сети Интернет.
Обобщение материала.
Разработка программы, перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
2 этап (сентябрь – май)
Тематический план
Год | Раздел | Сроки | Содержание работы |
2018- 2019гг. | Изучение методической литературы | Сентябрь - май | - Изучение уровня знаний детей по теме: «Ознакомление дошкольников с родным краем». 1.Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010 г. 2.Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС 3.Ильина Л.С. Ознакомление дошкольников с природой марийского края. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1997г11. Изучаем родной край: Детям о городе Йошкар-Оле (примерная программа по краеведению) Г.И. Соловьева, Л.Е. Майкова |
Работа с детьми | Сентябрь | «Мой любимый детский сад» 1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. 2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья». 3.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». 4.Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка», «Сорока -ворона». 5.С/р игра «Детский сад». | |
Октябрь | «Я и моё имя» 1.Беседа «Для чего человеку имя?» 2.Игра «Назови ласково». 3.Игра «Кто я?» 4.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…» 5.Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | ||
Ноябрь | НОД «Хорошо у нас в саду» «Моя любимая мамочка» «Моя семья» 1.Рассказы детей о членах своей семьи. 2.Выставка семейных фотографий. 3.С/р игра «Семья». 4.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса». | ||
Декабрь | «Моя семья» 1.Беседа «Что значит любить родителей?» 2.«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) 3.Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме. | ||
Январь | «Мои друзья» 1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу», 2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». 3.Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». 4.Разучивание стихов о дружбе. | ||
Февраль | «Наши защитники» 1. НОД «День Защитника Отечества» 2.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». 3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 4.Изготовление подарков для пап. 5.Пение песен, заучивание стихов об армии. 6.С/р игра «Мы солдаты» | ||
Март | «Моя мама» 1. НОД «День 8 Марта» 2.Беседа с детьми о своих мамах. 3.Изготовление подарков для мам. 4.Пение песен, чтение стихов о маме. 5.С/р игра «Дочки – матери». 6.Разучивание закличек "Приди весна с радостью", "Весна, весна красная", "Солнышко, солнышко ведрышко. «Дикие животные» 1.НОД «Дикие животные наших лесов» 2. Рассматривание картин, иллюстраций по теме | ||
Апрель | «Моя улица» 1.НОД «Поселок, в котором я живу» 2.Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». 3.Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города. 4.Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду. | ||
Май | «Мой поселок» 1. Рассматривание иллюстраций: «День Победы» 2. Рисование «Деревья и кустарники» 3. Конструирование «Дом для куклы» 4. С/р игра «Автобус» | ||
Работа с семьей | Сентябрь | Консультация « Воспитание маленького гражданина». | |
Октябрь | 1.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к конкурсу «Лучший уголок предметно – развивающей среды» | ||
Ноябрь | 1.Папка – передвижка: «День матери». | ||
Декабрь | 1.Общесадовский конкурс «Подарок для Деда Мороза» | ||
Январь | 1.Консультация: «мой ребенок непоседа 2. Воспитатель советует «Правила общения в семье» 3.Участие в районном конкурсе рождественских поделок «Христос рождается - славите» | ||
Февраль | 1.Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления стенда «Лучше папы друга нет» 2.Консультация: «Воспитание дружеских отношений в игре» 3.Совместное развлечение «Вместе с папой поиграть хочу» | ||
Март | 1.Привлечь родителей к сбору поделок (хобби) «Золотые руки наших мам» 2. К сбору фотографий: «С праздником, родные» | ||
Апрель | 1.Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье 2.Выставка: «Светлая Пасха!» | ||
Май | 1.Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы 2.Фото вернисаж: «Наша дружная семья – детский сад». | ||
Работа с педагогами | в течение года | 1.Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию. 2.Отчет на итоговом педсовете о работе по самообразованию на тему «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников через привитие любви к родному краю» |
3 этап (конец май) – рефлексия, подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...