Самообразование
материал (младшая группа)

Самообразование  по теме: "Формирование основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников через привитие любви к родному краю", во второй младшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телемнию, виртаманию, Интернетманию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область дошкольной педагогики, практическое и теоретическое значение которой осуществлялось на всех этапах отечественной педагогики. Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.

Без патриотических чувств, убеждений, действий человек не может быть настоящим гражданином и защитником своей Отчизны. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

  

Проблема: низкий уровень знаний у дошкольников о своей семье, поселку.

Цель: Изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.  Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

2.Разработать перспективный план работы с детьми;

3. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

4. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Расширение представлений о поселке, в котором они живут.

Предполагаемый результат:

У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Представления о родном поселке, родном крае станут более существенными.

Возрастёт количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

Формы работы по патриотическому воспитанию

- создание развивающей среды по гражданско -  патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

-беседы о родном поселке, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Работа с родителями:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Перспективы:

Продолжить работу по теме: «Ознакомление с родным краем» (согласно возрастной группе);

Продолжить подборку материала по данной теме;

Изучить новинки методической литературы.

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – практический

4 этап - подведение итогов, рефлексия.

1 этап (август – начало сентября)

Изученной методической литературы по теме патриотического воспитания младших дошкольников.

Изучение опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Ознакомление с материалом по теме в сети Интернет.

Обобщение материала.

Разработка программы, перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.

2 этап (сентябрь – май)

Тематический план

Год

Раздел

Сроки

Содержание работы

2018-

2019гг.

Изучение методической литературы

 Сентябрь - май

- Изучение уровня знаний детей по теме: «Ознакомление дошкольников с родным краем».

1.Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010 г.

2.Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС

3.Ильина Л.С. Ознакомление дошкольников с природой марийского края. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1997г11. Изучаем родной край: Детям о городе Йошкар-Оле (примерная программа по краеведению) Г.И. Соловьева, Л.Е. Майкова

Работа с детьми

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

3.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».

4.Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка», «Сорока -ворона».

     5.С/р игра «Детский сад».

Октябрь

«Я и моё имя»

1.Беседа «Для чего человеку имя?»

2.Игра «Назови ласково».

3.Игра «Кто я?»

4.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…»

     5.Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Ноябрь

НОД «Хорошо у нас в саду»

           «Моя любимая мамочка»

«Моя семья»

1.Рассказы детей о членах своей семьи.

2.Выставка семейных фотографий.

3.С/р игра «Семья».

     4.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

Декабрь

«Моя семья»

1.Беседа «Что значит любить родителей?»

2.«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

     3.Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

Январь

«Мои друзья»

1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

3.Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

    4.Разучивание стихов о дружбе.

Февраль

«Наши защитники»

     1. НОД «День Защитника Отечества»

2.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4.Изготовление подарков для пап.

5.Пение песен, заучивание стихов об армии.

     6.С/р игра «Мы солдаты»

Март

«Моя мама»

     1. НОД «День 8 Марта»

2.Беседа с детьми о своих мамах.

3.Изготовление подарков для мам.

4.Пение песен, чтение стихов о маме.

     5.С/р игра «Дочки – матери».

     6.Разучивание закличек "Приди весна с радостью", "Весна, весна     красная", "Солнышко, солнышко ведрышко.

«Дикие животные»

1.НОД «Дикие животные наших лесов»

2. Рассматривание картин, иллюстраций по теме

Апрель

«Моя улица»

      1.НОД «Поселок, в котором я живу»   

2.Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

3.Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

 4.Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

Май

«Мой поселок»

 1. Рассматривание иллюстраций: «День Победы»

2. Рисование «Деревья и кустарники»

3. Конструирование «Дом для куклы»

 4. С/р игра «Автобус»

Работа с семьей

Сентябрь

Консультация « Воспитание маленького гражданина».

Октябрь

1.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к конкурсу «Лучший уголок предметно – развивающей среды»

Ноябрь

1.Папка – передвижка: «День матери».

Декабрь

1.Общесадовский конкурс «Подарок для Деда Мороза»

Январь

1.Консультация: «мой ребенок непоседа

2. Воспитатель советует «Правила общения в семье»

3.Участие в районном конкурсе рождественских поделок «Христос рождается - славите»

Февраль

1.Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления стенда «Лучше папы друга нет»

2.Консультация: «Воспитание дружеских отношений в игре»

3.Совместное развлечение «Вместе с папой  поиграть хочу»

Март

1.Привлечь родителей к сбору поделок (хобби)  «Золотые руки наших мам»

2. К сбору фотографий: «С праздником, родные»

Апрель

1.Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье

2.Выставка: «Светлая Пасха!»

Май

1.Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы

2.Фото вернисаж: «Наша дружная семья – детский сад».  

Работа с педагогами

в течение года

1.Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию.

2.Отчет на итоговом педсовете о работе по самообразованию на тему «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников через привитие любви к родному краю» 

3 этап (конец май) – рефлексия, подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...