Экспериментирование Тема: «Песочная страна» Группа: подготовительная к школе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гусарова Ольга Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_pod.gr_.docx107.17 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование

Тема: «Песочная страна» Группа: подготовительная к школе.

Задачи:

- расширить представления детей о свойствах сухого и мокрого песка (сыпучий, светлый, состоит из множества песчинок, рассыпается равномерно, лёгкий, разносится ветром, принимает форму сосуда, в который его помещают или липкий, тёмный, приобретает любую форму, тяжёлый, песчинки не видны);

- закрепить представления детей о жарких странах (Африка, Австралия, Индия, Южная Америка) и обитающих в них животных (слон, жираф, лев, тигр, крокодил, носорог, бегемот, обезьяна, зебра, верблюд);

- упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закрепить представления детей о составе числа из единиц, использовании знаков «+», «-», «=», использовании условной мерки при измерении объема сыпучего вещества, измерении веса . Закрепить опыт работы со счётным материалом, умение составлять различные геометрические фигуры из счётных палочек (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, многоугольник, трапеция, параллелепипед);

- закрепить представления детей о безопасном для здоровья обращении с песком, об оказании первой помощи при попадании песка в глаза, о соблюдении правил личной гигиены;

- развивать коммуникативные умения детей: задавать вопросы и отвечать на них полными развёрнутыми предложениями; чётко произносить звук «с», подбирать слова на заданный звук, определять местонахождение звука «с» в словах: песчаный, стакан, весы, песок, сыпучий и т.д.; упражнять в отгадывании загадок;

- упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом;

- формировать навык рисования по песку, развивать творческие способности в процессе использования данной техники;

- создать положительный эмоциональный фон, используя художественное слово, музыкальный момент;

- развивать зрительное восприятие, мыслительные процессы, умение решать задачи поискового характера.

^ Материал, оборудование: демонстрационный - яркая коробка, песок, 2 банки одинакового объёма, 2 пластиковых прозрачных стаканчика, графин с водой, весы, клеёнка, совочек, пластиковый таз, 2-3 лупы, мольберт, глобус, иллюстрация пустыни, фигурки животных или картинки их заменяющие, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки со знаками «+», «-», «=»; фонограмма - детские песни: «Про жирафа.», «Чудо- остров»; раздаточный - счётные палочки, стеклянные рамки с песком на каждого ребёнка.

^ Ход деятельности:

Дети находят в группе незнакомую, яркую коробку. После чего они играют в игру «Да-нет», отгадывая предмет, находящийся в коробке. Дети задают вопросы, а воспитатель обращает внимание на то, что бы вопросы были полными и содержательными, направленными на раскрытие определенных свойств и качеств отгадываемого предмета. В результате игры дети выясняют, что в коробке находится сосуд с песком.

Дети, стоя у стола, проводят эксперименты с сухим песком, определяя его свойства, строение (светлый, сыпучий, принимает форму сосудов, в которые его помещают, лёгкий, развевается по ветру, когда его пересыпают, рассыпается равномерно, образуя одинаковые «горки», состоит из множества песчинок), рассматривают песок через лупу. Дети вспоминают правила безопасных игр с песком, отвечая на вопрос педагога: какой вред может причинить песок нашему здоровью?

(нельзя бросать песок в окружающих, высоко сыпать песок при ветре, брать песок в рот, мыть руки после игр с песком).

Далее дети решают проблемную ситуацию: когда горка получится выше – когда песок сыпешь медленно или быстро? Воспитанники высказывают свои предположения, а затем в практической деятельности проверяют правильность ответов. По мере того как сыпется песок, дети произносят протяжно звук «с», затем, подбирают слова на данный звук, определяют его местонахождение в словах.

Решение дошкольниками следующей проблемной ситуации: как узнать сколько песка в сосуде? Как измерить сколько песка? Дети путем выполнения практических действий измеряют количество песка в сосуде, используя условную мерку - стакан. Одновременно один из воспитанников отмечает на наборном полотне с помощью цифровых карточек, сколько было сделано измерений, определяя состав числа из единиц. Другой ребёнок, по просьбе педагога, дополняет запись необходимыми знаками. В конце задания, дети проговаривают полученный результат (1+1+1+1=4).

Затем, дети проводят эксперименты с мокрым песком, выясняя его свойства (тёмный, липкий, принимает любую форму, песчинки почти не видны через лупу). Проблемная ситуация: как узнать, какой песок легче или тяжелее? Дети предлагают свои варианты ответов. Выдвинутые предложения проверяют путем исследования двух стаканчиков: с мокрым и сухим песком, делают соответствующие выводы.

Дети отвечают на вопрос: где очень много песка? Выслушиваются все варианты ответов, подводится итог. Затем ребята рассматривают иллюстрации с изображениями пустыни, называют и показывают на глобусе известные им жаркие страны. Уточняется правильное название стран и материков. Ребята вспоминают и показывают на фотографиях обитающих в них животных, отгадывают загадки:

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)

^ Эти коняшки носят рубашки. (Зебры)

Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто? (Черепаха)

Дети придумывают окончания рифмованным фразам:

^ Сухих колючек блюда - нет лучше для.....( верблюда).

Кто там лёжа проходил?Злой зелёный......(крокодил).

Он выше, чем огромный шкаф,и все зовут его.....(жираф).

Физминутка

«Прогулка в Африку» (во время выполнения детьми движений воспитатель выставляет на стол фигурки животных):

^ Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте)

В Африку пойдём гулять.

Там животных повстречаем (хлопают в ладоши)

И, конечно, всех узнаем.

Справа слон (показывают правой рукой направо),

Большой, как дом

(поднимают руки вверх и соединяют кисти в виде крыши).

^ Слева - страшный крокодил ( показывают левой рукой налево),

Он нас чуть не проглотил (вытягивают руки вперёд, одну над другой; соединяют, разъединяют руки, изображая челюсти крокодила).

^ Рядом зверь- живое чудо (разводят руки в стороны).

Горб огромный у верблюда (соединяют руки над головой в виде дуги).

Узнаёте? Вот жираф.

Ходит, голову задрав (поднимают руки вверх, соединив их вместе, вытянув ладони вперёд под углом 90 градусов, изображая голову жирафа).

^ А когда мы все устали,

То на пони поскакали (подпрыгивают, цокая языком).

Дети решают проблемную ситуацию: как узнать, сколько животных на столе? Один из детей пересчитывает фигурки животных в прямом порядке, остальные дети, сидя за столами, отсчитывают такое же количество счётных палочек (10 штук). Затем, пересчитывают их вслух хором и индивидуально. Следующий ребёнок считает животных в обратном порядке.

Воспитанники выполняют задание: используя все 10 счётных палочек выложить известные геометрические фигуры. По окончании выполнения ребята называют получившиеся геометрические фигуры, отмечая наиболее интересные решения, аргументируя свой ответ.

Затем ребята становятся «африканскими художниками» и изображают понравившихся животных на «песочных полотнах». Во время рисования звучит музыка. По окончании творческой деятельности, проводится выставка работ.

Подведение итогов деятельности детей с помощью вопросов: какие знания пригодились вам сегодня?; что нового узнали во время нашего приключения?; чем отличается сухой песок от мокрого?; в каких странах мы побывали?; что ещё вам хотелось бы узнать?; что больше всего понравилось?

Результатом нашей работы стало желание детей узнать больше о других странах и их обитателях, что стало основой начала работы над проектом «Животные разных стран».

Литература:

1. Т.М. Бондаренко "Экологические занятия с детьми 6-7 лет".

2. С.Н. Николаева "Комплексные занятия по экологическому воспитанию с дошкольниками".

3. С. Н. Николаева " Знакомим дошкольников с неживой природой".

4 . Интернет-ресурсы.

5. А. Г. Петерсон, Н.П. Холина «Методические рекомендации по курсу: « Раз - ступенька, два - ступенька ...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по работе с обучающимися начальной школы на тему "Песочная страна"

Игра в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребёнка, независимо от его умственного развития. Её можно назвать самой древней игрой маленького человечества. Принцип «терап...

Открытый просмотр НОД (в рамках сотрудничества с начальной школой) Тема : «Путешествие в страну Знаний» Подготовительная к школе группа № 11 «Почемучки» Воспитатель высшей квалификационной категории Гордюхина Е.А.

Открытый просмотр НОД ( в рамках сотрудничесва с начальной школой) Тема: " Путешествие в страну Знаний." Подготовительная к школе группа № 11 " Почемучки"...

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ Тема «Космос» Возрастная группа подготовительная к школе группа

Данный конспект позволяет педагогу провести интересную прогулку в подготовительной к школе группе, и закрепить знания детей по теме "Космос"....