Консультация "Совершенствование речевого развития дошкольников посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО"
консультация

Юмашева Марина Максимовна

Речевое развитие дошкольников включает в себя не только владение речью как средством общения, но и  обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической  и монологической речи, совершенствование звуковой и интонационной  культуры речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

Доклад

«Совершенствование речевого развития детей посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО»

Подготовила Юмашева М.М., воспитатель 1 категории

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает в себя не только владение речью, как средством общения и культуры, но и  

  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой  активности как предпосылки обучения грамоте.

Использую  игровые  технологии,  которые  направлены  на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи,

реализацию  принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.

В своей практической деятельности  применяю следующие игровые технологии развития речи:

  • Подвижные игры с текстами.
  • Настольно-печатные и дидактические игры
  • Игры-драматизации
  • Сюжетные пальчиковые упражнения
  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
  • Артикуляционные и речевые упражнения

  • Игры на развитие речевого дыхания

  • Игры на формирование фонематического восприятия

  • Коммуникативные игры

              Логоритмика

Для совершенствования речевого развития детей создала  следующие картотеки:

-речевых игр,

- пальчиковой гимнастики,

- логоритмических упражнений,

- дыхательной гимнастики,

Накапливаю  иллюстративный наглядный материал, сюжетные картинки. Организую дидактические и сюжетно-ролевые игры, которые помогают активизировать речь, обогатить словарный запас, способствуют развитию диалогической и монологической речи детей.

 Все игры организую  с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры провожу в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах со всей группой, с подгруппой, индивидуально.

Широко использую  речевые игры, которые помогают мне усилить впечатления детей, обратить их внимание,  на то,  что находится рядом, побуждают  их  называть окружающие предметы.

Игры – поручения, в основе которых   лежат действия с предметами, игрушками. Дети при этом проговаривают слова, обозначающие действия.

Игры – предложения – перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.

Подвижные игры, сопровождаемые  стихами и песенками, помогают  не только регулировать  двигательную деятельность детей, их поведение, но и  являются одним из эффективных методов развития речи, памяти.

 Во время совместных действий  в игре стремлюсь вызвать детей на речевой контакт. Задаю вопросы, так как они  являются эффективным приёмом  и активизируют мыслительную деятельность детей,  побуждая  их к высказыванию своих мыслей, своего мнения.

Игры – драматизации  позволяют мне учить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями.  Подобные игры  активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

Пальчиковые игры  провожу в сочетании со звуковой гимнастикой. А пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях использую традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж провожу  с использованием речедвигательных комплексов.

Использую  технологию мнемотехники.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их использую  для обогащения словарного запаса, при составлении рассказов о временах года, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Технология проблемного обучения помогает мне активизировать самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

При этом использую проблемные  вопросы,  вопросительные  наречия почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Например:  Что будет, если в сказке появится новый герой?

                    Как вы думаете Баба-Яга добрая или злая?

Таким образом, использование игровых технологий в сочетании с пальчиковой и дыхательной гимнастикой и самомассажем пальцев и кистей рук способствуют  обогащение словаря,  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой  активности как предпосылки обучения грамоте.

Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, развивая их речь и воображение.

умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизирует внимание. Воспитатель читает , поёт песенки стихотворный текст продолжают дети, проговаривая слова песенки, стихотворения. При повторении игры дети запоминают слова и начинают подпевать. Движения с отдельным проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития речи детей младшего дошкольного возраста. Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивая их речь и воображение. Во время совместных действий нужно стремиться вызвать детей на речевой контакт. Наиболее эффективным приёмом являются вопросы, так как они активизируют мыслительную деятельность малышей. Но дети не всегда могут ответить на поставленный вопрос, в таком случае отвечает сам воспитатель. «Используйте любые поводы для разговора с малышами в процессе игры, побуждайте их к высказыванию своих мыслей, своего мнения», - советует Л.Н. Павлова.

Настольно-печатные и дидактические игры- это форма обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. Существуют следующие виды игр:

Игры-путешествия- призваны усилить впечатления, обратить внимание , на то что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы.

Игры – поручения .В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предложения – перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.

Игры – беседы. В основе лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное.

Игры – драматизации. Важно научить детей не только научить не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

Пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

Игры- манипуляции-Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения- к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой- ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Пальчиковые-кинезиологические упражнения «гимнастика мозга»-предложены И.Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.

Использую  технологию мнемотехники.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их использую  для обогащения словарного запаса, при составлении рассказов о временах года, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Технология проблемного обучения помогает мне активизировать самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

При этом использую проблемные  вопросы,  вопросительные  наречия почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Например:  Что будет, если в сказке появится новый герой?

                    Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

  • Моделирование
  • процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группахвоспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

СЛАЙД 17

  • LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

  • процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

СЛАЙД 19

  • Артикуляционные и речевые упражнения

  • Игры на развитие речевого дыхания

  • Подвижные и хороводные игры с текстом

  • Игры на формирование фонематического восприятия

  • Коммуникативные игры

  • Пальчиковые игры
  • Дидактические игры
  • Логоритмика

Подробнее о аква-гинастики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнениях вам расскажет Оксана Владимировна

СЛАЙД 20

ехнология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жѐстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребѐнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний

Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

ехнология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жѐстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребѐнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний

Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

  • исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.

СЛАЙД 16

Игровые технологии

  • Мнемотехника

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

СЛАЙД 17

  • Моделирование
  • процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

СЛАЙД 17

  • LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

  • процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

СЛАЙД 19

  • Артикуляционные и речевые упражнения
  • Игры на развитие речевого дыхания
  • Подвижные и хороводные игры с текстом
  • Игры на формирование фонематического восприятия
  • Коммуникативные игры
  • Пальчиковые игры          
  • Дидактические игры
  • Логоритмика

Подробнее о аква-гинастики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнениях вам 

 группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал, в некоторых группах он очень богатый, но не используется в работе с детьми.

Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Деловая игра

Речевой коллоквиум (разговор или беседа)

1.  «Быстрый ответ»

  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)

2. «Давайте обсудим»

      Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИТ технологии на занятиях

. Составление педагогами мнемотаблиц по заданному стихотворению.

На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

на дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

зимней стужи.

      Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

4. Синквейн к слову

- речь воспитателя

- нод по развитию речи

5. «Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели представляют авторские игры.

Педагогами были представлены следующие авторские игры по развитию речи дошкольников:

Матинина М.Р. воспитатель 2 младшей группы № 2: «Желуди», Фотоаппарат. Летбук: «Моя Бурятия»

Швецова Е.Л. воспитатель 2 младшей группы № 1 игры с прищепками: «Накорми животных домашних и диких, Узнай овощи»

Якушенко М.В. – воспитатель средней группы № 1 круги Луллия «Один-много,  Кто что ест, Разложи по цвету»

Кандаурова Н.А. воспитатель средней группы № 2 игра бродилка «Маша и медведь»

Бургсдорф Е.В. воспитатель старшей группы № 1 игры на смарт доске «Местоимения – мой, моя, моё, мои»

Новикова Е.М. воспитатель старшей группы № 1 игра путешествие «Чайный путь»

Федорова Е.В. воспитатель подготовительной группы № 2 представила игру по развитие речи у детей «Пожарная безопасность»

По результатам смотра-конкурса «Лучший речевой уголок» были награждены следующие педагоги:

ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВНА ШВЕЦОВА

за разнообразие дидактического материала в речевом центре и эстетику его оформления

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА НОВИКОВА

за использование в работе инновационных технологий по развитию связной речи старших дошкольников

ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА БУРГСДОРФ

за использование в работе инновационных речевых  технологий и креативный подход к оформлению речевого центра

НИЛА ПЕТРОВНА ШУБИНА

за системное использование в индивидуальной работе материалов для тренировки фонематического восприятия, фонематического слуха и подготовку руки к письму

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ДИНЕР

за соответствие содержания речевого центра  федеральному государственному образовательному стандарту и эстетику его оформления

МАРГАРИТА РИНАТОВНА МАТИНИНА

за использование в работе дидактических игр и пособий по грамматике  и лексике родного языка

НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА КАНДАУРОВА

за инновационный проект «Мир в коробке»

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе

Проект Решения педсовета: 

Решение педагогического совета:

1. Работу коллектива по речевому развитию детей считать  удовлетворительной.

2. Внедрить в образовательную деятельность с детьми инновационные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность, коллекционирование
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии
  • отв. Воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.

3. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

     - пополнить группы артикуляционными гимнастиками по развитию речи

     - в каждой возрастной группе придумать речевого героя

             Срок: до 07.о4.2017 Ответственные: воспитатели групп,

  4. Отражать в календарных планах

-  систематическую индивидуальную работу по речевому развитию  детей.

- чтение художественной литературы

отв. Воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.

5. Во всех группах разработать консультации для родителей «Рекомендуемая литература  для чтения детям»

В средних и младших группах приготовить консультацию для родителей «Речевое развитие дошкольников» в соответствии с программой и возрастными особенностями детей.

Срок: до 07.о4.2017 Ответственные: воспитатели групп,

6. Принять к сведению опыт работы Ветровой Т.Н.

Подвижные игры с текстами – игры нередко сопровождаются стихами и песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизирует внимание. Воспитатель читает , поёт песенки стихотворный текст продолжают дети, проговаривая слова песенки, стихотворения. При повторении игры дети запоминают слова и начинают подпевать. Движения с отдельным проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития речи детей младшего дошкольного возраста. Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивая их речь и воображение. Во время совместных действий нужно стремиться вызвать детей на речевой контакт. Наиболее эффективным приёмом являются вопросы, так как они активизируют мыслительную деятельность малышей. Но дети не всегда могут ответить на поставленный вопрос, в таком случае отвечает сам воспитатель. «Используйте любые поводы для разговора с малышами в процессе игры, побуждайте их к высказыванию своих мыслей, своего мнения», - советует Л.Н. Павлова.

Настольно-печатные и дидактические игры- это форма обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. Существуют следующие виды игр:

Игры-путешествия- призваны усилить впечатления, обратить внимание , на то что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы.

Игры – поручения .В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предложения – перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.

Игры – беседы. В основе лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное.

Игры – драматизации. Важно научить детей не только научить не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

Пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

Игры- манипуляции-Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения- к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой- ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Пальчиковые-кинезиологические упражнения «гимнастика мозга»-предложены И.Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность опыта работы.

Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. При этом учитывается принцип взаимосвязи всех видов деятельности, а вариативность выполнения заданий позволяет развивать у детей креативность, индивидуальные способности.

Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых нарушений. Они проводятся воспитателем в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна) и направлены на развитие восприятия и представлений об окружающей жизни, речевых норм ( правильное произношение, грамматическая правильность речи, богатство словаря, логичность высказывания). Игры могут проводится, как со всеми детьми, так и с небольшим количеством детей разного возраста .

Методы и приёмы игровых технологий :

Все игры организуются с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», « Уложим куклу обедом» участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию.

Дидактические игры « Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», « Угадай, что я делаю, «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры следует строить таким образом , чтобы он содержал образцы речевого поведения ,способствовал формированию внимания к речи, а так же актуализировал имеющиеся у детей речевые средства.

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Сидит зайка», «Кот и мыши», «Курочка-хохлаточка» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, по ознакомлению с окружающим миром. Подвижные игры проводятся ежедневно со всей группой.

Пальчиковая гимнастика включается в режим дня.

Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое», «Кто зубы не чистит».

Перед обедом когда дети ожидают приглашение к столу. Детям нравится показывать «театр в руке».На прогулке , после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево.

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки». Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов, а также коммуникативности.

Использование игровых технологий по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста вне занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников посредством игровых технологий

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети ис...

Консультация "Совершенствование речевого развития детей посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО»

Использование игровых технологий в сочетании с пальчиковой и дыхательной гимнастикой и самомассажем пальцев и кистей рук способствует  обогащению словаря, развитию связной  грамматически пра...

Совершенствование речевого развития детей посредством современных технологий

Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способно...

Интегрированный подход к речевому развитию дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО

ИНТЕГРАЦИЯ предполагаетобъединение нескольких образовательных областей в одну, в которой все представления и понятия связаны общим смыслом и методами обучения...

Статья: "Совершенствование речевого развития детей посредством наглядных технологий"

В статье рассматриваются некоторые аспекты речевого развития детей дошкольного возраста. Акцент сделан на использование наглядных методов работы. Приведены примеры создания наглядных материалов совмес...

Доклад «Речевое развития детей посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО»

Доклад «Речевое развития детей посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО»...