Активизация познавательно - речевой деятельности дошкольников посредством игровых технологий.
консультация по логопедии (старшая группа)

Оксана Владимировна Попова

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11vystuplenie.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательно - речевой

деятельности дошкольников посредством игровых технологий.

Работа в группе комбинированной направленности осуществляется по двум программам: по Основной образовательной программе и дополнительно по Адаптированной образовательной программе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поэтому работа воспитателя в группе комбинированной направленности отличается от работы воспитателя группы общеразвивающей направленности  дополнительной деятельностью с детьми по развитию речевых и коммуникативных способностей детей.

Ведущим специалистом в этой области является учитель-логопед, с которым мы вплотную взаимодействуем. Взаимодействие распространяется как на образовательную деятельность, так и на совместную деятельность воспитателя с детьми. По расписанию непосредственной образовательной деятельности у нас предусмотрено две образовательной ситуации в неделю по речевому и коммуникативному развитию, одну из которой проводим мы – воспитатели, а другую учитель-логопед. Образовательная деятельность, как у нас, так и у логопеда направлена  на формирование фонематического восприятия, развитие речи детей.

Закрепление полученных навыков в образовательной деятельности мы осуществляем в различных видах совместной деятельности, которые стали у нас в группе традиционными:

-Час речи, который направлен на закрепление поставленных звуков (по заданию логопеда); развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза; закрепление лексико-грамматических категорий. Час речи закреплен в режиме дня и проводится 2 раза в неделю.

-Речевые минутки, где в игровой форме дети выполняют артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха и речевого дыхания. Речевые минутки мы проводим ежедневно, как в первую, так и во вторую половину дня.

 -Литературный час, где дети знакомятся с детской художественной литературой, поэзией, русским фольклором. Литературный час направлен на развитие художественного восприятия детей, на формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи. Благодаря систематической работе у детей формируется активный словарь,  совершенствуются умения драматизировать и инсценировать художественные произведения, развивается словесное творчество, что немаловажно в работе по развитию коммуникативной деятельности детей. Литературный час мы проводим во вторую половину дня 1 раз в неделю.

-Индивидуальная работа, которая направлена на автоматизацию звуков, поставленных ранее учителем-логопедом.         Известно, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний и лучшее средство для формирования правильной речи.

        Джанни Родари утверждал, что «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.  В игре нет  правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.  Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку»

Основным звеном над коррекцией речевых нарушений является работа над развитием связной речи.

Развитие связной речи у детей с Фонетико-Фонематическим Недоразвитием - это одна из основных задач речевого развития дошкольников.  Детям с нарушениями звукопроизношения труднее поддержать диалог, они испытывают трудности, как в диалогической, так и в монологической речи. Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, воспитателям необходимо правильно выбрать эффективные формы работы по развитию речи дошкольников.

Одной из форм развития связного высказывания, которую мы используем для развития детского художественного творчества детей является составление загадок. Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных детей или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей являются пассивными наблюдателями. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Поэтому мы используем разработанную Аллой Нестеренко модель составления загадки. Вначале детям предлагается составить простую загадку о выбранном объекте, в которой они обозначают только признаки выбранного объекта загадывания. Затем задача усложняется и добавляется несколько объектов с данным значением признака.  

Результат использования данной технологии - обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик слова, умение сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, составлять сложные предложения.

Еще одной из наиболее эффективных форм работы над развитием связной речи является составление рассказа. Мы планируем работу по составлению различных рассказов: описательных, по картине, по серии картин, творческих, рассказов цепной структуры и другие. Для этого используем определенные приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, с последующим алгоритмом вопросов по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей.

3. Обучение ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения.

К концу обучения у детей формируется монологическая и диалогическая формы речи, что является одним из условий успешного обучения в школе.

Еще  одним немаловажным звеном работы является индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда.

Под руководством логопеда мы активно участвуем в автоматизации поставленного звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции. При этом мы используем речевой материал, подобранный для нас логопедом.

Использование всех выше перечисленных форм и методов работы способствуют развитию и лексико-грамматического строя речи. Так как при выполнении заданий дети образовывают новые слова, запоминают произношение данных слов, упражняются в повторении нужных словоформ.

Таким образом,  благодаря систематической и целенаправленной работе воспитателей по развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей, выбору эффективных форм обучения детей по развитию речи; тесному взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности к концу обучения у детей сводится к минимуму наличие речевого дефекта, как следствие у них повышается самооценка своего собственного речевого общения, они становятся  активными в игровой деятельности, что способствует наиболее успешной подготовке к школьному обучению.

Для детей дошкольного возраста речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция познавательно-речевой деятельности дошкольников посредством технологии проблемного обучения

Я представляю мастер-класс на тему "Интеграция познавательно-речевого развития дошкольников посредством технологии проблемного обучения ".Цель: расширение представлений о профессиях, обеспечивающ...

Речевое развитие дошкольников посредством игровых технологий

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети ис...

II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии воспитания и обучения» г. Чебоксары, публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников посредством ИКТ-технологий»

II Международная научно-практическая конференция«Современные технологии воспитания и обучения»г. Чебоксары,публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активн...

Консультация "Совершенствование речевого развития дошкольников посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО"

Речевое развитие дошкольников включает в себя не только владение речью как средством общения, но и  обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической  и ...

"Формирование познавательной активности младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"

Развитие познавательной активности у младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"...

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»...

Конспект занятия "Познавательно-речевая деятельность детей через игровые технологии в ясельной группе" «Поможем зайчонку»

Цель: Закрепление полученных знаний в познавательно- речевом развитии детей в ясельной группе. ...