Проект «Лес - наше богатство» (старший возраст)
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад им. Ю.А.Гагарина»
Проект
«Лес - наше богатство»
(старший возраст)
Составили воспитатели
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»:
Скакунова И.В., Шибанова Е.Т.,
Шаргаева М.В., Шандыга М.А.
г. Гагарин
2017г
Введение
Название проекта: «Лес - наше богатство»
Тип проекта: информационно-познавательный, групповой
Пояснительная записка.
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В. А. Сухомлинский
Данный проект по экологическому воспитанию разработан на основе требований ФГОС ДО. Экологической и документальной основой проекта являются : Закон «Об образовании в Российской Федерации". Концепция экологического развития и воспитания личности гражданина России.
Данная работа направлена на формирование общей культуры детей, их экологическое, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Актуальность проекта.
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Механизм преобразования образовательного процесса
Цель проекта.
Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи проекта:
- научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
- сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде, воздухе в процессе роста и развития;
- уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
- углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
- вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
- способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
- продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
- способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Тип проекта: информационно-позновательный, групповой.
Продолжительность: 20.03 – 20.04 2017г. (долгосрочный)
Участники проекта: дети старшей группы «Лучики» и «Ладушки», родители, педагоги ДОУ
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
наблюдения, организованная деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий; чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, экскурсии; оформление фотоальбомов; создание лэпбука.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Предполагаемый результат:
Дети:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- повышение уровня экологической грамотности детей;
- формирование осознанной потребности в общении с природой.
Педагоги:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах экологического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по экологическому воспитанию.
Родители:
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области экологического развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания детей.
Выполнение проекта.
Этапы проекта.
Первый этап. Подготовительный.
Определение цели и задач проекта.
Изучить педагогическую литературу по данному направлению.
Сбор информационного материала.
Создание условий для организации работы.
Задачи | Деятельность родителей | Деятельность педагога |
|
|
|
Второй этап. Основной (реализация).
Формирование экологической культуры на основе изучения природы родного края.
Дата | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность | Взаимосвязь с семьей |
1 неделя | Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы. | Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу. Экологические знаки Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление схемы-пособия Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов, (Подборка специального материала на дисках). «Наш лес» «Знакомство с Красной Книгой» Деревья и растения из Красной Книги России. Наблюдение за деревьями на участке и в детском сад «Что нужно деревьям», «Еще в полях белеет снег» | Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Природа и человек», «Узнай дерево по описанию», «Прилетели птицы» Настольные игры «Разрезные картинки», лото «Лесные жители» Сюжетно-ролевая игра «В гости к лесным жителям» Подвижная игра «От дерева к дереву» | ООД «Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес» (Презентация «Путешествие в весенний лес») ООД Рисование Тема: «Сосна» ООД Аппликация. Тема: «Ветки вербы» Экспериментальная деятельность Опыты: «Свойства и качества дерева», «Плавает - тонет». ООД. Речевое развитие Рассматривание картины В. Бакшеева «Голубая весна; | Анкетирование родителей Познакомить родителей с целью и задачами проекта Консультация «Природа как воспитатель» Создание макета «Чудо – дерево» |
2 неделя | Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе. Дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. | Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев». Создание мини-музея леса в группе с хозяином – Старичком Лесовичком. Прослушивание в музыкально-поэтическом сопровождении: Е.Кочеткова «Дерево», И.Токмакова «Дуб» и «Береза» Рассматривание альбома: «Деревья» Беседы: «Благодарит и сердится природа» «Маленькие помощники», «Дятел – лекарь леса». Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя. Зарисовки. Экскурсия в парк. | Дидактическая игра «Зеленый мир» , «Что лишнее». «Кто что ест», «Что растет в лесу» Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес. Подвижная игра «Лесные пятнашки» «У медведя во бору» | ООД Познавательное развитие «Уроки доброты» «Как появляются деревья» (презентация) ООД Познавательное развитие «Лес – легкие планеты» ДО Оригами «Животные» Развлечение «Лесовичок загадывает загадки» ООД Аппликация из ткани. Тема: «Русская березка» ООД. Математика. Тема: «Путешествие в геометрический лес» | Рекомендации родителям «Радость общения с природой» Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала» |
3 неделя | Учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. Познакомить детей с животным миром родного края. | Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Чтение «Мудрость дерева» «Жизнь дерева» А. Лопатина. Пословицы, поговорки, загадки о деревьях. Труд. «Мы от взрослых не отстали, на участке мусор весь убрали.» Экскурсия Краеведческий музей. | Дидактическая игра «Какого дерева не стало» «Что сначала, что потом» «Подбери пару» Словесные игры: «Опиши, я отгадаю» «Вспомни – назови» Игры – драматизации «Лесная история» «Сказки старого дуба» | Опытно - экспериментальная деятельность. «Деревянный брусочек» «Сравнение свойств металла и дерева» «Сравнение коры разных деревьев» ООД. Развитие речи Тема: Творческое рассказывание детей по темам «Что я видел в парке?» ООД Познавательное развитие . Тема: «Лес в жизни человека» Викторина. «Лес - полон разных чудес» | Папка-передвижка. Тема: «Правильное отношение к природе начинается в семье» Развешивание скворечников |
4 неделя | Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания, возможность использования человеком. Формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта. Развивать интерес к окружающему миру. Воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. | Беседы по ОБЖ «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя в лесу?» «Откуда стул пришел?» Труд. Уход за деревом, уборка сломанных веток на участке Кроссворды о деревьях, животных. Придумывание сказок про лес. | Настольно – печатные игры: «Деревья наших лесов» «С какого дерева листок» «Ветки и детки» «Сложи дерево» Подвижная игра «Найди пару Дидактические игры: «Занимательные квадраты», «Зеленый друг» Сюжетно- ролевая игра «Библиотека» | ООД «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои (потрогать, погладить, понюхать, отметить цвет, форму, величину шишки, что находится под чешуйками). Используемый материал: шишки ели, лупа. Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе» ООД. Познавательное развитие. Тема: «Мы – защитники природы» Создание лэпбука «Лес – наше богатство» Драматизация сказки «Петя и лес» | Выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг» Участие акции «Посади дерево» Познакомить с результатами проекта. |
Третий этап. Заключительный.
Подведение итогов реализации проекта.
Драматизация сказки «Петя и лес»
Оформление лэпбука «Лес – наше богатство».
Ожидаемые результаты | Целевые ориентиры |
возрос уровень знаний, относящихся к сфере экологического воспитания; у детей сформирован интерес и любовь к природе родного края повысился профессиональная компетентность педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников; родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на экологическое развитие детей; повысилась личная педагогическая компетентность по данной проблеме педагогов | ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей |
Литература:
1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2.Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
8. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008, -256с.
9. Материалы нтернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов...
Проект «Лес — наше богатство!»
проект в средней группе...
Проект "Лес-наше богатство!"
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль ...
Проект "Здоровье - наше богатство!"
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к “Словарю русского языка” С.И. Ожегова: “Правильная, нормальная дея...
Проект "Лес - наше богатство"
Цель проекта: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), обратить внимание на экологически неграмотное поведение в л...
Проект «Лес - наше богатство» старшей группе
Название проекта: «Лес – наше богатство»Возраст детей: старшая группа Цель проекта:Углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять род...
Проект "Лес - наше богатство. Правила поведения в лесу" (старшая группа)
Актуальность проекта : в нашей стране очень много парков, лесов, зеленых насаждений, поэтому наша задача – объяснить деткам и взрослым важность сохранения природы.Проблема : сохранение, защита п...