Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Андреева Маргарита Сергеевна

 

    Деревья  (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и  её растительность! Давайте, сохраним наши леса!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_proekt.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Теоретический аспект проекта:
  1. Тема;
  2. Проблема;
  3. Цель;
  4. Задачи;
  5. Актуальность;
  6. Срок реализации;
  7. Участники;
  8. План проведения;
  9. Ожидаемые результаты.
  1. План – схема реализации проектной деятельности.
  2. Модель трёх вопросов.
  3. Список необходимого оборудования и материалов.
  4. Список детей-участников проекта.
  5. Системная паутинка к проекту.
  6. Занятия, беседы, экскурсии, опыты, праздники.
  7. Консультации.
  8. Список литературы.
  9. Приложения

(анкеты, викторины, схемы, рисунки, фотографии, пословицы и стихи, загадки, задания для работы, игры, картинки и пр. демонстрационный материал.)

Тема: «Лес – наше богатство!»

Проблема: 

         «Сломанный стул» - не бережное отношение к  мебели.

Цель: 

  1. Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
  2.  Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
  3. Сформировать представление о том, как труден

      «Путь стула в детский сад» (представление о дереве, как материале для строительства).

Задачи:

  1. Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
  2. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
  4. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
  5. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
  6. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
  7. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
  8. Развивать творческие способности  (умение видеть «в обычном необычное»,  мастерить поделки из природного материала).

Актуальность:

Деревья  (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и  её растительность! Давайте, сохраним наши леса!

Срок реализации проекта:  2 года.

Участники проекта:   дети средней(старшей) группы, воспитатели, родители.

План проведения проекта:

  1. Занятие:   «Лес - наше богатство!», «Рассматривание сосны»,

        «Как узнать растение»,

        «Деревья нашей местности»,

        «Мы – защитники природы!»,

        «Лес в жизни человека».

  1. Беседа:  

«Как стул появился в детском саду»,

 «Больное дерево»,

«Растение – земли украшение (по пословицам)».

  1. Экскурсия в лес:

 «Знакомство с деревьями нашего леса».

  1. Экскурсия на пилораму:

«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».

  1. Чтение художественной  литературы,  
  2. просмотр видео сюжетов, мультфильмов

 (Подборка специального материала на дисках).

  1. Просмотр слайдов:

 «Наш лес»,

«Что нам даёт природа?»,

«Изделия из древесины» и др.

  1. Наблюдение

«Лес – точно терем расписной»,

«Наблюдение за деревьями в лесу».

  1. Экологическая тропа «Сосна».
  2. Акция «Берегите природу».
  3. Развлечения

«Ай да берёзка!»,

«Во поле берёзка стояла…»

  1. Опыты:

  «Свойства и качества дерева»,

  «Плавает - тонет».

  1. Индивидуальные беседы:

       «Благодарит и сердится природа»,

           «Маленькие помощники»,

           «Дятел – лекарь      леса»,

           «В лесу пожар».

  1. Трудовая деятельность:  

«Посадка дерева»,

  1. Рисование

«Сосна»,

                 «Берёза»,

                 «Ель»,

                 «Лиственница»                              

    (в разные времена года);

  1. Аппликация

«Ветка рябины»,

«Ёлочка»,

«Смешанный лес»;

 коллективная работа «Здравствуй, лес,

                  дремучий лес полный сказок и чудес!»

  1. Работа с родителями:

изготовление поделок из природного        материала    

                   «Лес – кладовая природы»;

домашние задания  (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)

Анкетирование («Экологическое образование в семье»);

Проекты (доклады) о деревьях.

Акция  «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).

  1. Консультация для родителей и педагогов:

         «Лечебное воздействие звуков леса»,

         «О целительной  силе кедра.

  1. Изготовление папки - передвижки

 (обмен информацией)

  1. Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.
  2. Презентация -  праздник  

         «На лесной полянке».

Ожидаемые результаты:

  1. Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);
  2. Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
  3. Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;
  4. Развитие сплочённости коллектива.

План – схема реализации проектной деятельности

«Лес – наше богатство!»

Вид деятельности

Цель

1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов.

Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе.

2.Занятие (познавательное)

Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе.

Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами,  особенностями разных пород.

4.Экскурсии в лес  (поход).

Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности  (умение видеть «в обычном необычное»,  мастерить поделки из природного материала. Уточнить названия дерево, куст. Познакомить с понятиями : гладкий, колючий, тяжёлый, лёгкий, длинный, короткий, толстый, тонкий. Показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие листопад.

5.Экологическая тропа «Сосна».

Познакомить детей с деревом сосной, как главным строительным материалом нашего края. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса  (на примере сосны) , как части природы : его роль в жизни человека.

6.Наблюдения, опыты.

Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева,  сравнивать и делать умозаключения.

7.Трудовая деятельность:

  1. Посадка дерева;
  2. Изготовление альбома о лесе.
  3. Аппликация «Ёлочка »

Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память, творческие способности.

8.Работа с родителями:

  1. домашнее задание – изготовление поделок из природного материала.

        Тема: «Лес – кладовая    природы!»

  1. Консультация

Тема: «Лечебное воздействие звуков леса»

Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества.

Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево которое мне нравиться», «Как я охраняю природу».

9. Презентация проекта

(приглашение родителей, конкурсы, выставка работ, викторина, чтение стихов, пение, хоровод).

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма за свой край, свою страну, развивать нравственные качества личности.

Модель трёх вопросов:

  1. Что мы знаем?
  1. Названия некоторых пород деревьев.
  2. Названия строительного материала, мебель.
  3. Загадки и песни о деревьях.
  4. Что даёт человеку лес.

  1. Что мы хотим узнать?
  1. Разновидности деревьев, виды леса.
  2. Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
  3. Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
  4. Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

  1. Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
  1. Спросить у взрослых .
  2. Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
  3. Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
  4. Посмотреть

телепередачи,

видеоматериалы,

фотографии,  

мультфильмы,

документальные фильмы о лесе.

  1. Оформить фотоальбом «Наш лес».
  2. Организовать выставку  поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
  3. Посадить деревья на территории детского сада.
  4. Провести опыты.

Планирование системной паутинки.

1.Центр искусства

  1. Рисование на тему  «Наш лес».
  2. Лепка на тему  «Моё любимое дерево»,  «Мебель (стул)».
  3. Аппликация  на тему  «Ёлочка нарядная в гости к

нам пришла».

             2.Центр математики

  1. Модели, схемы, таблицы  «Немного о лесе».
  2. Дидактическая игра   «Деревья» (счет).

            3. Центр движения

  1. Подвижная игра  «Деревья»
  2.  Малоподвижная игра  «Что сначала, что потом…»

             4. Центр книги

  1. Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
  2. Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
  3. Отгадывание загадок.

  5. Центр игры

  1. Сюжетно-ролевые игры  «Поход в лес»,  «По грибы мы в лес пойдём»,  «Мебельный магазин».
  2. Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
  3. Театрализованная игра-этюд  «Мы защитники леса».

Список необходимого оборудования и материала к проекту.

Дидактические игры:

  1. «Деревья»,
  2. «Чья тень?»,
  3. «Собери и назови»,
  4. «С какой ветки детки?»,
  5. «Найди похожие по форме»,
  6. «Третий лишний»,
  7. «Маленькие помощники»,
  8. «Охраняем природу»,
  9. «Природа – наш друг!».

Раздаточный и демонстрационный материал:

  1. Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
  2. Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
  3. Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
  4. Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
  5. Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
  6. Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
  7. Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
  8. Деревья из картона (фанеры);
  9. Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.

Природный материал:

  1. Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
  2. Листья деревьев;
  3. Шишки хвойных деревьев;
  4. Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
  5. Кора различных деревьев;
  6. Полено;
  7. Пенёк;
  8. Опилки;
  9. Стружки;
  10. Образец обработанного дерева-заготовки

Оборудования:

  1. Проектор;
  2. DVD проигрыватель;
  3. Телевизор;
  4. DVD диски :

«Материал - дерево» (домашняя энциклопедия);

Слайды  «Что нам даёт лес?»,

«Как беречь природу».

  1. Мультфильмы:

«Два клёна»,

«Чьи в лесу шишки?»,

«Теремок»,

«Как стол несли»,

«Чудо-дерево»,

«Русские потешки»,

«Золотая липа»,

«Дерево с золотыми яблоками»,

«Знакомые нашей ёлки»,

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,

«Жило-было дерево…».

  1. Аудио кассеты:

Сказка «Бобры и деревья»;

«Звуки леса».

Театральные атрибуты:

  1. Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;
  2. Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Художественная литература:

  1. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
  2. С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
  3. К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
  4. К.Д. Ушинский «Дятел»;
  5. С. Маршак . Откуда стол пришёл?
  6. Г. Ладошников. Новый дом.
  7. З.Александрова.  Птичья Ёлка.
  8. Е.Соколова. Живая ёлочка.
  9. Е. Соколова. Зелёная красавица.
  10. А. Часовников. Лесорубы.
  11. А. Часовников. Комбинат.
  12. А. Часовников. Сплавщики.

    Методическая литература (список прилагается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему _Здоровье – большое богатство человека_

Занятие, посвящённое Дню Здоровья в детском саду. Включает в себя работу всех специалистов ДОУ с детьми разных возрастов. boyandgirl.png...

Викторина""Лес - наше богатство" (конспект+презентация)

Цель занятия: закрепить полученные знания по теме «Лес – как природное сообщество»Задачи:закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным вида...

Лес наше богатство.

Лес - наше богатство....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

долгосрочный проект "Моя семья- мое богатство"

Долгосрочный проект в ДОУ "Моя семья- мое богатство"...

ПРОЕКТ Тема: «Богатство русского народного творчества» Долгосрочный, познавательно-творческий для детей 3-4лет

Информационная карта проекта.НаименованиепроектаДуховно-нравственное воспитание дошкольников (познавательно-творческий для детей 3-4лет)Тема: «Богатство русского народного творчества»...


 

Комментарии