Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_proekt.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Теоретический аспект проекта:
- Тема;
- Проблема;
- Цель;
- Задачи;
- Актуальность;
- Срок реализации;
- Участники;
- План проведения;
- Ожидаемые результаты.
- План – схема реализации проектной деятельности.
- Модель трёх вопросов.
- Список необходимого оборудования и материалов.
- Список детей-участников проекта.
- Системная паутинка к проекту.
- Занятия, беседы, экскурсии, опыты, праздники.
- Консультации.
- Список литературы.
- Приложения
(анкеты, викторины, схемы, рисунки, фотографии, пословицы и стихи, загадки, задания для работы, игры, картинки и пр. демонстрационный материал.)
Тема: «Лес – наше богатство!»
Проблема:
«Сломанный стул» - не бережное отношение к мебели.
Цель:
- Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
- Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
- Сформировать представление о том, как труден
«Путь стула в детский сад» (представление о дереве, как материале для строительства).
Задачи:
- Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
- Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
- Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
- Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
- Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
- Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).
Актуальность:
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!
Срок реализации проекта: 2 года.
Участники проекта: дети средней(старшей) группы, воспитатели, родители.
План проведения проекта:
- Занятие: «Лес - наше богатство!», «Рассматривание сосны»,
«Как узнать растение»,
«Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека».
- Беседа:
«Как стул появился в детском саду»,
«Больное дерево»,
«Растение – земли украшение (по пословицам)».
- Экскурсия в лес:
«Знакомство с деревьями нашего леса».
- Экскурсия на пилораму:
«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».
- Чтение художественной литературы,
- просмотр видео сюжетов, мультфильмов
(Подборка специального материала на дисках).
- Просмотр слайдов:
«Наш лес»,
«Что нам даёт природа?»,
«Изделия из древесины» и др.
- Наблюдение
«Лес – точно терем расписной»,
«Наблюдение за деревьями в лесу».
- Экологическая тропа «Сосна».
- Акция «Берегите природу».
- Развлечения
«Ай да берёзка!»,
«Во поле берёзка стояла…»
- Опыты:
«Свойства и качества дерева»,
«Плавает - тонет».
- Индивидуальные беседы:
«Благодарит и сердится природа»,
«Маленькие помощники»,
«Дятел – лекарь леса»,
«В лесу пожар».
- Трудовая деятельность:
«Посадка дерева»,
- Рисование
«Сосна»,
«Берёза»,
«Ель»,
«Лиственница»
(в разные времена года);
- Аппликация
«Ветка рябины»,
«Ёлочка»,
«Смешанный лес»;
коллективная работа «Здравствуй, лес,
дремучий лес полный сказок и чудес!»
- Работа с родителями:
изготовление поделок из природного материала
«Лес – кладовая природы»;
домашние задания (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)
Анкетирование («Экологическое образование в семье»);
Проекты (доклады) о деревьях.
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).
- Консультация для родителей и педагогов:
«Лечебное воздействие звуков леса»,
«О целительной силе кедра.
- Изготовление папки - передвижки
(обмен информацией)
- Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.
- Презентация - праздник
«На лесной полянке».
Ожидаемые результаты:
- Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);
- Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
- Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;
- Развитие сплочённости коллектива.
План – схема реализации проектной деятельности
«Лес – наше богатство!»
Вид деятельности | Цель |
1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов. | Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе. |
2.Занятие (познавательное) | Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. |
3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе. | Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами, особенностями разных пород. |
4.Экскурсии в лес (поход). | Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала. Уточнить названия дерево, куст. Познакомить с понятиями : гладкий, колючий, тяжёлый, лёгкий, длинный, короткий, толстый, тонкий. Показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие листопад. |
5.Экологическая тропа «Сосна». | Познакомить детей с деревом сосной, как главным строительным материалом нашего края. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса (на примере сосны) , как части природы : его роль в жизни человека. |
6.Наблюдения, опыты. | Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева, сравнивать и делать умозаключения. |
7.Трудовая деятельность:
| Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память, творческие способности. |
8.Работа с родителями:
Тема: «Лес – кладовая природы!»
Тема: «Лечебное воздействие звуков леса» | Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества. Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево которое мне нравиться», «Как я охраняю природу». |
9. Презентация проекта (приглашение родителей, конкурсы, выставка работ, викторина, чтение стихов, пение, хоровод). | Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма за свой край, свою страну, развивать нравственные качества личности. |
Модель трёх вопросов:
- Что мы знаем?
- Названия некоторых пород деревьев.
- Названия строительного материала, мебель.
- Загадки и песни о деревьях.
- Что даёт человеку лес.
- Что мы хотим узнать?
- Разновидности деревьев, виды леса.
- Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
- Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
- Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).
- Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
- Спросить у взрослых .
- Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
- Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
- Посмотреть
телепередачи,
видеоматериалы,
фотографии,
мультфильмы,
документальные фильмы о лесе.
- Оформить фотоальбом «Наш лес».
- Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
- Посадить деревья на территории детского сада.
- Провести опыты.
Планирование системной паутинки.
1.Центр искусства
- Рисование на тему «Наш лес».
- Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
- Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к
нам пришла».
2.Центр математики
- Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
- Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
- Подвижная игра «Деревья»
- Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
4. Центр книги
- Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
- Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
- Отгадывание загадок.
5. Центр игры
- Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
- Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
- Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
Список необходимого оборудования и материала к проекту.
Дидактические игры:
- «Деревья»,
- «Чья тень?»,
- «Собери и назови»,
- «С какой ветки детки?»,
- «Найди похожие по форме»,
- «Третий лишний»,
- «Маленькие помощники»,
- «Охраняем природу»,
- «Природа – наш друг!».
Раздаточный и демонстрационный материал:
- Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
- Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
- Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
- Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
- Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
- Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
- Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
- Деревья из картона (фанеры);
- Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.
Природный материал:
- Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
- Листья деревьев;
- Шишки хвойных деревьев;
- Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
- Кора различных деревьев;
- Полено;
- Пенёк;
- Опилки;
- Стружки;
- Образец обработанного дерева-заготовки
Оборудования:
- Проектор;
- DVD проигрыватель;
- Телевизор;
- DVD диски :
«Материал - дерево» (домашняя энциклопедия);
Слайды «Что нам даёт лес?»,
«Как беречь природу».
- Мультфильмы:
«Два клёна»,
«Чьи в лесу шишки?»,
«Теремок»,
«Как стол несли»,
«Чудо-дерево»,
«Русские потешки»,
«Золотая липа»,
«Дерево с золотыми яблоками»,
«Знакомые нашей ёлки»,
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,
«Жило-было дерево…».
- Аудио кассеты:
Сказка «Бобры и деревья»;
«Звуки леса».
Театральные атрибуты:
- Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;
- Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Художественная литература:
- Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
- С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
- К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
- К.Д. Ушинский «Дятел»;
- С. Маршак . Откуда стол пришёл?
- Г. Ладошников. Новый дом.
- З.Александрова. Птичья Ёлка.
- Е.Соколова. Живая ёлочка.
- Е. Соколова. Зелёная красавица.
- А. Часовников. Лесорубы.
- А. Часовников. Комбинат.
- А. Часовников. Сплавщики.
Методическая литература (список прилагается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие на тему _Здоровье – большое богатство человека_
Занятие, посвящённое Дню Здоровья в детском саду. Включает в себя работу всех специалистов ДОУ с детьми разных возрастов. boyandgirl.png...
Викторина""Лес - наше богатство" (конспект+презентация)
Цель занятия: закрепить полученные знания по теме «Лес – как природное сообщество»Задачи:закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным вида...
Лес наше богатство.
Лес - наше богатство....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
долгосрочный проект "Моя семья- мое богатство"
Долгосрочный проект в ДОУ "Моя семья- мое богатство"...
ПРОЕКТ Тема: «Богатство русского народного творчества» Долгосрочный, познавательно-творческий для детей 3-4лет
Информационная карта проекта.НаименованиепроектаДуховно-нравственное воспитание дошкольников (познавательно-творческий для детей 3-4лет)Тема: «Богатство русского народного творчества»...
Комментарии
Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"
Хорошая разработка