«Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей»
статья
"Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение программных образовательных задач
в совместной деятельности взрослых и детей»
Облова Людмила Викторовна
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был талантливый взрослый.
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога,который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения, равноправным партнером.
С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
В ДОУ занятия не являются приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи решаются:
- в ходе режимных моментов
- в совместной деятельности детей с педагогом
- в самостоятельной деятельности детей
- в совместной деятельности с семьей
В результате организации совместной деятельности меняются:
- стиль поведения взрослого: от авторитарного к непринужденно-доверительному
- рабочее пространство,на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми
- отношение педагога к выполнению общей работы:от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.
При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей:
- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- Добровольное присоединение детей к деятельности.Дети сами решают, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
- Открытый временной конец деятельности.
Дети работают в разном темпе. Объем работы каждый ребенок определяет для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.
Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Предполагает: индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходекоторой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Очень важно организовать совместные действия так, чтобы педагог мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.
Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Совместная деятельность педагога и детей основана на характерном для детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.
Характерными особенностями совместной деятельности являются:
- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников
- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных действиях.
В нашем Центре развития ребенка основными направлениями совместной деятельности педагогов с детьми стали такие направления как:
- проектная деятельность
- познавательно-игровая деятельность
- трудовая деятельность
- кружковая деятельность и объединения детей по интересам
При планировании образовательного процесса метод проектной деятельности как характерная особенность педагогической технологии Марии Монтессори, используется нами с первых дней работы.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и гдеи как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Образовательный процесс в ДОУ строится на основе метода проектов, как способа организации педагогического процесса, основанного на принципах интеграции, на взаимодействии педагогов и воспитанников, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.
Под проектом мы подразумеваем многоэтапное, продленное по времени действо, в котором участвуют и родители, и дети, и узкие специалисты сада (музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор по физкультуре), которые с различных сторон занимаются погружением в тему.
Наши Монтессори группы – это коллектив младших и старших детей, а также взрослых, живущих общей счастливой жизнью—«творческое содружество поколений». Если отбросить профессиональные заботы взрослых, то окажется, что и жизненные цели у членов такого разновозрастного сообщества очень похожи: и взрослые, и дети хотят быть участниками жизни, а не наблюдателями; и те, и другие стараются быть лучше, радуются своей работе и гордятся ею, считают себя полезными и нужными людьми, хотят верить в счастливую жизнь и в свое право и способность улучшать ее.
Есть традиционные проекты. Они осуществляются обязательно и ежегодно, их ждут с нетерпением, но каждый раз устраивают по-разному. Ни один такой проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание остается прежним.
К традиционным относится проект «Здравствуйте, я пришел!». Обычно он проходит в начале учебного года в адаптационный период, когда новенькие ребята и их родители могут почувствовать причастность к общему делу, проявить себя в личном плане и ощутить ту теплую и радостную атмосферу, царящую в наших группах.
Интересными, запоминающимися и продуктивными в этом учебном году прошли проекты: «Осенний калейдоскоп», «Волшебное слово», «Ох, уж эти сказки», «Уроки безопасности».
Большинство проектов возникает спонтанно, их подсказывает сама жизнь, и заранее планировать их не приходится.
В ходе организации совместной познавательно – игровой деятельности успешно интегрируются программные задачи образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, безопасность.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей.
В нашем Центре Развития особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Совместная деятельность воспитателя и детей организуется в детской лаборатории, где дети:
- развивают элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (н-р:магнетизм, звук, замерзание и таяние воды)
- развивают представления о свойствах воды, песка, воздуха
- развивают элементарные математические представления (н-р: о мерке – как способе измерения объема, массы, длины)
- знакомятся с основными чертами рельефа планеты: вулкан, горы, озера
- развивают умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр экспериментов (н–р: увеличительное стекло, микроскоп, песочные часы и др.)
- развивают умственные и мыслительные способности (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
Овладение дошкольниками разными способами исследования способствует развитию у них познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что является необходимым условием для развития активной и творческой личности ребёнка.
Задачи трудового воспитания в совместной деятельности взрослых и детей решаются в разных направлениях. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее развитие. Воспитательные возможности труда по самообслуживанию помогают реализовать упражнения в центре практической жизни (пересыпание, переливание, мытье посуды, застегивание пуговиц и т.д.)
В хозяйственно – бытовой деятельности дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе предусматривает совместную деятельность детей и взрослых в уходе за растениями и животными, выращивание растений в зимнем саду. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
В нашем детском саду вошла в практику организация совместной деятельности по развитию навыков ручного труда в ходе свободной работы в развивающей среде. Центр творчества весьма активно используется детьми любого дошкольного возраста как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных занятий с материалами различного вида. Педагоги нашего сада увлекают детей занятиями модульного оригами, торцеванием, квилингом.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.
В нашем дошкольном учреждении вошли в практику 5 кружков по интересам детей: компьютерный, раннее обучение английскому языку, театральный, кулинарный, экологическая студия; на сегодняшний день по объективным причинам функционируют: компьютерный, раннее обучение английскому языку, театральный.
В работе театрального кружка интегративно решаются задачи следующих образовательных областей: социализация, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.
Совместная деятельность по приобщению к театральному искусству построена на основе импровизации, где сохраняется непосредственность детской игры, поэтому дети с удовольствием посещают кружок. Дети учатся передавать различные эмоциональные состояния персонажей с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Интересно и увлекательно проходят театрализованные представления, основанные на творчестве детских поэтов: «По страницам произведений С.Маршака», «Литературная гостиная А.Усачёва». Через чтение и обыгрывание стихов любимых детьми поэтов «юные артисты» показывают умение декламировать стихи, сохраняя юмористический замысел поэта, отрабатывая при этом дикцию, звукопроизношение и интонационную выразительность. Тематика стихов подбирается таким образом, что удовлетворяет интересы детей и соответствует поставленным задачам.
Традиционными стали выступления молодых артистов в младших группах. Артисты радуют малышей обыгрыванием сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кто сказал мяу?» и др.
Кружковая деятельность по раннему изучению английского языка способствует интеграции таких областей: познание, социализация, коммуникация, музыка, художественное творчество, физическая культура.
Руководитель совместной деятельности по раннему изучению английского языка разрабатывает и проводит ряд занятий по темам «Знакомство», «Овощи, фрукты», «Семья», «Части тела», «Команды» и др. На занятиях страноведческого характера дети узнают о традициях англоязычных стран, путешествуют по Англии, знакомятся с достопримечательностями Лондона. Дети разучивают много стихов, рифмовок, песенок, показывают сказки на английском языке.
Функционирование компьютерного кружка позволяет решить образовательные задачи из следующих областей: познание, безопасность, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Совместная деятельность по компьютернымнавыкам проводятся в форме индивидуальных встреч, работы в парах. Наряду с работой в графическом редакторе Paint, дети работают и с графическим планшетом. А также пополняют индивидуальные электронные папки своими творческими работами и фотографиями.
Компьютерные занятия имеют у детей огромный мотивационный успех, поэтому, кроме прямых целей развития интереса к информационным технологиям, они оказывают положительный эффект для формирования школьной зрелости.
Интеграция содержания дошкольного образования в совместной деятельности педагога с детьми позволяет создать в нашем ДОУ модель более культурного образования детей и обеспечить условия для организации познания и обнаружения его результата как единого целостного процесса, где ребенок осваивает базовые образовательные области с различных точек зрения в различных образовательных сферах. Это рождает личные и культурные смыслы того, к чему прикасается ребенок в процессе познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности взрослого и детей группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие в зимний лес»
1.Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, о свойствах и качествах льда.2. Уточнить и расширить представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как приспосаблива...

План проведения «деловой игры» «Решение программных образовательных задач при проведении режимных моментов».
План проведения «деловой игры» «Решение программных образовательных задач при проведении режимных моментов»....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ТЕМА:«Я познаю мир» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие
Аннотация к образовательному проекту совместной деятельности взрослых и детей «Я познаю мир» Актуальностьтемы заключается в том, что освоение сенсорных эталонов не только значительно ...

СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Возраст: подготовительный к школе возраст (6-7 лет) Вид: коррекционная Направленность: 2-ая подготовительная гр. «Смурфики»
Период планирования: 5 неделя (январь)Лексическая тема: «Новогодние забавы» Тема для детей: «Зима забавы»Событие федерального плана воспитания: ________________________________...

Календарно тематическое планирование на февраль. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 51комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга(ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района)СИСТЕМА ОБР...

Совместная деятельность взрослых и детей, в рамках образовательного проекта с детьми младшего дошкольного возраста по театральной деятельности и развитию речи «Сказка – как средство развития речи» (изготовление куклы – хороводницы)
Сказка – это способ передачи знаний об окружающем мире, о системе взаимоотношений в социуме, о нормах и правилах поведения. Причем эти знания преподносятся в доступной для детей форме, носят нен...