"Мои первые шаги" практика работы с детьми и родителями в группе раннего возраста
материал
В материале представлен опыт работы в группе раннего возраста с детьми и родителями. Опыт работы по включению родителей в образовательный процесс ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_kansk_19g.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мои первые шаги» практика работы с детьми и родителями в группах раннего возраста» |
Абукова Ирина Геннадьевна |
Тасеево 2019 год |
1. «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Так говорил Лев Толстой о детях раннего возраста. И с этим трудно не согласиться.
|
2. Сейчас внимание уделяется открытию групп для детей раннего возраста. Все мы знаем, что адаптация детей раннего возраста к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Не будем забывать и о адаптации родителей к условиям, требованиям детского сада. Большинство родителей боятся, переживают о том, как их маленький ребенок будет себя чувствовать без их опеки, особенно если это первый ребенок в семье, ребенок с особенностями в развитии. Поест ли он, поспит, не обижают ли его, чем он занимается в течение всего дня? Очень важно, чтобы переход для детей и родителей был органичным и не травмирующим. |
Коллектив нашего детского сада хочет, чтобы ребенок и родители чувствовали себя в этот период комфортно и ходили в детский сад с удовольствием, чтобы они стали непосредственными участниками образовательных отношений, помогали в построении образовательной среды. А педагоги, в свою очередь, поддерживали образовательные инициативы семьи. Для этого мы реализуем в нашем детском саду практику «Мои первые шаги». |
Работая с детьми раннего возраста, мы столкнулись с проблемой дети раннего возраста приходят в детский сад не подготовленными, т.е. они боятся горшка, не умеют есть самостоятельно, сосут соски, бутылочки и грудь мамы. Дети боятся других детей, реагируют плачем на их приближение, поэтому им очень тяжело адаптироваться к условиям детского сада. Родители переживают за своих детей, не знают как себя вести с плачущим ребенком в детском саду, как им помочь адаптироваться к условиям ДОУ. Необходимо отметить и то, что в группе появился ребенок ОВЗ. Встала проблема выбора средств, форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах адаптации, развития и воспитания детей раннего возраста. |
Мы для себя поставили цель - включение всех участников образовательных отношений (дети, родители, воспитатели и специалисты ОУ) в жизнь группы. |
Задачи: - создание открытой системы взаимодействия участников образовательных отношений в ДОУ; - легкая адаптация всех участников образовательных отношений группы раннего возраста к условиям ДОУ; - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации, развития и воспитания детей; - объединение усилий семьи ребенка инвалида и образовательной организации для успешной социализации. |
Реализация практики осуществляется в несколько этапов: 1 этап: Дети посещают группу с родителями в первые дни прихода в детский сад. Ребенок ОВЗ посещает группу с мамой. Благодаря этому дети и родители знакомятся с педагогами, группой и режимом ОУ. Чувствуют себя спокойнее и увереннее. Педагоги могут ближе познакомиться с детьми и родителями. |
2 этап: Все мы знаем, что педагоги в группах раннего возраста не проводят или проводят, но очень редко, совместные мероприятия с родителями. Причина кроется в том, что дети раннего возраста на таких мероприятиях плачут, увидев родителей, их потом невозможно организовать. В результате ДОУ остается закрытой системой для родителей детей раннего возраста. Мы на данном этапе решили, что необходимо наоборот чаще проводить совместные мероприятия с детьми и родителями, чтобы детский сад стал открытым для семьи (удобное время для посещения мероприятий большинством родителей). На этом этапе ведущую роль выполняют педагоги (организуют мероприятия и проводят его с детьми и родителями). Родители участвуют в мероприятиях со своими детьми. Это дает возможность педагогам показать родителям формы, приемы, средства организации совместной деятельности с детьми. Родители включаются в образовательный процесс группы. Дети учатся взаимодействовать сазу со всеми участниками образовательных отношений. Семья ребенка ОВЗ принимает участие в совместных мероприятиях. Сложность данного этапа: на первых мероприятиях дети плачут, родители не знают как себя вести с детьми, не могут их успокоить, дети плохо включаются в организованную деятельность. После нескольких мероприятий данная проблема исчезает. 3 этап: Родители принимают непосредственное участие в мероприятиях группы. Родители понимают значимость и важность участия в них. На данном этапе используем в работе с родителями технологию «Семейный праздник» Кудрявцевой Елены Александровны. Родители принимают участие в разработке и подготовке к праздникам, развлечениям, театральным постановкам – играют роли, готовят костюмы, атрибуты, организуют и проводят игры с детьми. На данные мероприятия приглашаются все члены семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, братья и др.) В группе организуются чаепития. Использование в работе технологии «Проектная деятельность в ДОУ» (А.И. Савенков) Реализованы проекты: «Капитошки учатся играть» (с участием инструктора) (развитие двигательных умений) «Рисуем и творим» (нетрадиционное рисование, лепка, аппликация) для развития моторики. «Учимся играя» (сенсорное развитие) 2 направления работы – дети и родители. Родители принимают участие в обогащении и развитии среды в группе. Опыт работы по взаимодействию с родителями в развитии среды группы был представлен в 2018 году на Канской педагогической конференции на выставке дидактических пособий. «Мы живем в прекрасном крае!» (является формируемой частью программы ДОУ) опыт представлен на V педагогической конференции г.Канска, на фестивале педагогических практик «Под знаком качества» г.Бородино 2016г. |
Также мы используем в работе с детьми и родителями для реализации практики технологию «Портфолио дошкольника». |
Используем формы работы с родителями: - походы - макетирование - Оформление выставок, альбомов, предметно – развивающей среды группы – родители понимают значимость и важность данных мероприятий для развития детей. - Участие с детьми и педагогами в конкурсах ДОУ, муниципальных, всероссийских – родители хотят демонстрировать свои и детские достижения, видеть результат работы. |
Можно сделать промежуточные выводы: Использование данных технологий для реализации практики «Мои первые шаги» дает:
|
4 этап: Построение образовательного процесса в группе с учетом запросов и предложений родителей. Формы работы:
Мы узнаем: - что интересует родителей, какие трудности в развитии и воспитании детей у них возникают;
|
Результат:
|
Оценка эффективности практики:
Развитие практики
Цель – включение родителей ОУ в образовательный процесс. Для оценки эффективности практики используем «Дневник личных достижений семьи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по тематической неделе «Книжкина неделя» с детьми и родителями в группе раннего возраста №2
План мероприятий по тематической неделе «Книжкина неделя» с детьми и родителями в группе раннего возраста №2...
Методика музыкально-игровых занятий совместно с детьми и родителями в группе раннего возраста
Методика музыкально-игровых занятий «Музыка с родителями в детском саду» рассчитана на музыкальное развитии детей от 2 до 3 лет....
Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»
Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Презентация "Первый раз в детский сад" для родителей воспитанников групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Презентация "Первый раз в детский сад" для родителей воспитанников групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду...
Перспективное планирование работы и взаимодействия с родителями в группе раннего возраста
Перспективное планирование работы и взаимодействия с родителями в группе раннего возраста...
Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста "Малютка".
Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста «Малютка».Слайд 1Добрый день, уважаемые коллеги. Представляем Вашему вниманию «Опыт дис...