ПРОЕКТ МИНИ - МУЗЕЙ "ХАНТЕЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ"
проект
Пояснительная записка
В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре. Организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края за счет свой наглядности и доступности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада | 57.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре. Организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края за счет свой наглядности и доступности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы решили организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство.
В Ханты-Мансийском автономном округе проживают коренные малочисленные народы Севера ханты и манси, обладающие культурным наследием. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями национального быта, одежды, фольклора, традиций, труда способствует приобщению дошкольников к культуре коренных народов Севера, формированию толерантного, уважительного отношения, как к представителям данных народов, так и к представителям других этнических групп.
Создание системы работы по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси в рамках деятельности этнографического мини-музея позволит комплексно решать задачи по ознакомлению дошкольников с родным краем, его коренными жителями, родным городом, способствуя патриотическому воспитанию дошкольников.
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. Дети смогут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками.
Актуальность
Идея создание этнографического мини-музея в детском саду возникла у нас потому, что изучая с дошкольниками быт коренных народов Севера нет возможности наглядно показать детям предметы быта этих народов.
В нашем городе существует этноцентр Силава, который находиться 14 километров от города, вывезти туда детей большая проблема. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в нашем мини-музее можно будет переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. У нас тоже существует данная проблема, поэтому мы решили сделать свой этно -музей мобильный.
Цель:
Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ.
Задачи:
- Создание системы работы по расширению представлений детей о Малой Родине – Югре (природе края, культуре ее коренных жителей ханты и манси) ;
- Создание этнографической среды в ДОУ (мини-музея, способствующей развитию интереса детей к родному краю; к обычаям, традициям, укладу жизни коренных народов Севера ханты и манси;
- Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе знаний о родной стране, Малой Родине, родном городе;
- Привлечение родителей воспитанников к сбору музейных предметов (предметы быта народов ханты и манси, макеты растительной и животной среды края, к участию в совместных мероприятиях;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Установление взаимодействия с социальными партнерами (ЭТНО ЦЕНТР «СИЛАВА», ЦДОД, «Детская библиотека», «музей города») в виде консультационной помощи по организации и наполнению мини-музея.
Рабочий план реализации проекта:
№ | Мероприятия | Дата | Категория посетителей | Ответственные |
1 | Подготовка музея к работе. | сентябрь | воспитатели: Рудоманова Н.В Куткужина А.А | |
2 | Открытие музея Экскурсия | сентябрь | педагогический состав детского сада дети старших, подготовительных групп, родители. | воспитатели: Рудоманова Н.В Куткужина А.А |
3 | «Проводы лебедя» | октябрь | дети старших, подготовительных групп | Рудоманова Н.В Куткужина А.А |
4 | «Маленькая хозяйка большого чума» знакомство детей с жилищем и домашней утварью коренных народов | ноябрь | дети старших, подготовительных групп | воспитатели групп |
5 | Обычаи и праздники хантов и манси «Медвежий праздник» | декабрь | дети старших, подготовительных групп, родители | представители этноцентра «Силава» |
6 | Консультация «Знания традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников». Изготовление рефератов совместно с детьми к традиционным праздникам «Медвежьи игрища», «Вороний день», «Праздник трясогузки» | декабрь-апрель | дети старших, подготовительных групп, родители | воспитатели групп |
7 | «День оленеводов» спортивные состязания: прыжки через нарты, метание, бег на лыжах. | февраль | дети старших, подготовительных групп, родители | Физкультурный руководитель детского сада |
8 | Мастер класс изготовление оберегов из кожи и бисера | март | педагоги, дети старших, подготовительных групп, родители | представители этноцентра «Силава» |
9 | «Вороний праздник» | апрель | дети старших, подготовительных групп, родители | представители этноцентра «Силава» Рудоманова Н.В Куткужина А.А |
10 | Презентация проекта | май | воспитатель Рудоманова Н.В |
Ожидаемый результат
- Повышение качественных и количественных показателей освоения детьми содержания образовательной программы ДОУ по социально-коммуникативному и познавательному развитию;
- Обновление предметно-развивающей среды ДОУ с включением этнографического компонента (мини-музея) ;
- Усиление связи с семьей в вопросах патриотического воспитания дошкольников, приобщению детей к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси;
- Тесное сотрудничество с социальными партнёрами «Этноцентр Силава», «Детская библиотека», «Музей города», «центр дополнительного образования»;
Чум – национальное жилище народов Севера, макет «Костер», чучела животных (медведь, белка), охотничьи лыжи, нарты, священное дерево берёза.
Женский и мужской национальный костюм, национальная обувь (кисы) различные украшения, корневатик (плетеная корзина), головной платок, куклы, бубен шаманский (пензер), кукла –охотник, лук, стрелы, макеты изображающие диких животных и птиц Югры, варежки традиционные с орнаментом.
Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
- в законе Российской Федерации «Об образовании»;
- в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
- в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Проект "Быт русской деревни" для детей с ОНР средняя группа
: Развитие речи детей дошкольного возр...
Исследовательский проект "История образования деревни Татарское Танаево"
Совместная работа с воспитанником....
проект «Вот моя деревня, вот мой дом родной»
Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которой мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в небе голубом.И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столомЧто мы Родиной зовем?Край...
Проект «Минем туганнарым», «Минем өем – мой дом»
Лэпбук–тематическая папка по комплекту «Татарча сөйләшәбез»(«Говорим по-татарски»)...