ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
статья
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 3-5 ЛЕТ.
Сюжетно-ролевые игры
-Поощрять участие детей в совместных играх.
-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько
взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
-Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
-Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры
-Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал.
-Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Подвижные игры
-Развивать активность детей в двигательной деятельности.
- Организовывать игры со всеми детьми.
-Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
- Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).
Театрализованные игры
- Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.
- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).
- Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.
- Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Дидактические игры
- Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.
- Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).
- Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
- Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 5-7 ЛЕТ.
Сюжетно-ролевые игры
- Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
- Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
- Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.
- Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
- Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Подвижные игры
- Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования.
- Знакомить и развивать интерес к народным играм.
- Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
- Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.
Театрализованные игры
- Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
- Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
- Развивать творческую самостоятельность. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
- Воспитывать любовь к театру.
Дидактические игры
- Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).
- Закреплять умение выполнять правила игры.
- Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика и др.).
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Развивать и закреплять сенсорные способности.
ИТОГИ РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.
- Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для
импровизации.
- В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.
- В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
- Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
ЛИТЕРАТУРА
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в младшем и старшем дошкольном возрасте ».
Гендерные особенности игры у мальчиков и девочек дошкольного возраста....
Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах.
Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах....
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте »
Родительское собрание представлено в форме деловой игры с рассмотрением конкретных ситуаций. Предлагается памятка для родителей, как нужно или нельзя играть....
«Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте»
Цель родительского собрания– повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошколь...
«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»
Цель проекта: Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...
справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».
. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности....
Сообщение из опыта работы для педагогов всех возрастных групп Тема: «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному возрасту»
Начну свой отчет словами В.А.Сухомлинского «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка в...