справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».
статья на тему
. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.
В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп». | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка по результатам тематического контроля.
Тема: «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп»».
Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.
Возрастные группы: 1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная.
Отбор содержания контроля:
- Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
- Анализ игровых умений детей.
- Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
- Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
- Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.
Сроки контроля: 15 – 20 ноября 2018 года.
Методы: анализ, наблюдение, выводы.
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры.
В ходе контроля были выявлены следующие результаты.
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше все зависит от взрослых: если он много играет с малышом его игры становятся все более сложными и интересными. Если же взрослый мало играет с ребенком развитие игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.
В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатели меняют свое положение в игре: выполняют сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателями детской игры, в любое время способными прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.
Так, например, в 1 младшей группе дети подражают увиденным действиям взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями, что соответствует возрасту детей. Дети играют в такие игры как «укачивание малыша», «вождение машины», «накладывание еды в тарелку». В играх этого возраста еще нет ролевого взаимодействия. Воспитатель 1 младшей группы Ачкасова Т.В., организуя игру «Накормим Катю», постепенно вовлекла детей в игру, предлагая им покормить Катю, поесть самим, помыть посуду. В ходе игры воспитатель показывает детям новые действия с игрушками. Дети самостоятельно играют в дидактические игры: соберем пирамидку, спрячем мышку.
Дети во 2 младшей группе уже освоили простые ролевые игры «дочки-матери», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине». Дети самостоятельно создают простую игровую ситуацию и берут на себя роли. Мальчики начали возить строительный материал, на этом игра могла бы закончиться, но воспитатель предложила построить из строительного материала «Зоопарк» с двумя отделениями для диких и домашних животных. В результате сюжетно-ролевая игра плавно перешла в дидактическую. Далее Валентина Николаевна берет на себя роль мамы и предлагает детям новые действия с предметами заместителями. Например, постирать белье. После двух ролевых взаимодействия «мама – дочка (сынок)»», воспитатель предложила принять основную роль мамы ребёнку, а сама приняла на себя роль члена семьи. Затем дети выполняли роль: и папы, и мамы, и дочки. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Семью» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.
В средней группе дети играют в сюжетно-ролевые игры с четким прослеживающимся сюжетом. Начав игру, « семья» дети готовят обед, идут за продуктами в магазин и т.д. Дети самостоятельно распределяют роли и выстраивают сюжет. В этом возрасте дети учатся выстраивать деловые отношения, но не всегда все получается, поэтому воспитатель всегда готова прийти на помощь. Также дети в данной группе любят игры – драматизации.
Наблюдая за игрой в старшей группе необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Бабанина Е.А. поставила цель провести игру «Магазин». Но для этого возраста можно было усложнить игру. Открыть ещё один отдел магазина и принять вторую роль продавца ещё одним ребёнком. При этом игра детей приняла бы более активный характер. Предложив основную роль продавца ребёнку, воспитатель не приняла и не обозначила для детей свою дополнительную роль покупателя. В результате так хорошо начавшаяся игра закончилась, не завершившись. Постепенно развернулась игра «Больница», в которой участвовали девочки. Замысел игры был интересен. Дети самостоятельно организовали игру, но игра не получила развития так как игровые действия были однообразными детям не хватило знаний.
Дети в группе самостоятельно умеют организовать игру. Играют дружно. Умеют договариваться, находят для себя свободное игровое пространство, не мешают друг другу. В играх используют предметы для ряжания. При наблюдении за игрой не была выражена роль воспитателя. Елена Ивановна участвовала как наблюдатель, никоим образом не влияя на процесс развития игры, поэтому действия детей и диалоги были однообразными.
Наблюдение за игровой деятельностью в подготовительной группе происходило на прогулке. Дети умеют самостоятельно организовывать, придумывать сюжет и играть. Но, несмотря на это воспитатель Соболева Л.А. постоянно контролирует процесс игры и ненавязчиво предлагает новую сюжетную линию. Например, девочки от нечего делать начали раскапывать снег и обнаружили под ним замерзшие следы. Лариса Валерьевна сказала им, «как будто» они археологи или палеонтологи и раскапывают следы первобытных животных. В результате к девочкам подключились мальчики, и все вместе сообща они откопали целую вереницу следов, а затем они сравнивали эти следы со своими следами.
Необходимо отметить заинтересованность воспитателей 1 младшей, 2 младшей и средне группах научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Воспитатели используют художественное слово в игре, музыку.
Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей, но не отражено появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д. При анализе планов работы за октябрь 2018 года было отмечено незначительное усложнение задач, мало использовалось новых методов и приёмов.
В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. В группах детского сада слабо прослеживается система работы с родителями по организации игры.
Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.
Рекомендации:
- Воспитателям систематизировать планирование сюжетно-ролевых игр с постепенным усложнением задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.
- Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.
- Составить картотеки сюжетно-ролевых игр в группах в срок до 1 сентября 2019 года.
Старший воспитатель Русанова Н.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах
Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...
Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.
Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...
Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.
Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...
Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности дошкольников разных возрастных групп.
Театрализованные игры...
Предметно – развивающая среда игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ Творческая разработка
Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она по...
Аналитическая справка по итогам тематической проверки "Организация игровой деятельности"
quot;Организация игровой деятельности"...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние развития игровой деятельности детей разных возрастных групп»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние развития игровой деятельности детей разных возрастных групп»...