Сообщение из опыта работы для педагогов всех возрастных групп Тема: «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному возрасту»
статья
Начну свой отчет словами В.А.Сухомлинского «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры – бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений – наиболее значимы для социального развития ребенка, понимания им жизни общества и своего места в нем. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чем не основываясь. Существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребенка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру готовится к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь. В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно - отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остается предметной и представляет собой часто просто «возню» с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребенка выступают действия с предметами.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы – Расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
- создание предметно-игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности детей;
- освоение современных технологий и методов организации игры;
- составление картотеки сюжетно-ролевых игр
- составление картотеки дидактических игр для детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
- организация жизненных игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
- инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
- общение и совместная деятельность с воспитателем – как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
- образные игры-имитации, хороводные, подвижные, дидактические, строительные – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
- чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных;
- рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях);
- сюжетно-ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я изготовила картотеку сюжетно-ролевых игр, картотеку дидактических игр. Для проведения сюжетно-ролевых игр в группе создана предметно-развивающая среда. В процессе работы были оформлены центры для игр «Салон красоты Фея», «Доски матери», «Кухня», «Уголок ряжения», «Больница», «Шоферы», «Спортивный уголок», которые пополняются и расширяются с учетом возрастных особенностей. В процессе своей работы, я большое внимание уделяла формированию дружеских и теплых отношений детей друг к другу. Считаю, что многое здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приемам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать. Беседы с детьми, в которых я использовала создавшиеся в игре ситуации, формировали у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт в поведении.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая играявляется ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Не редко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но все же решали эти проблемы мирно.
В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:
- для того чтобы дети учились овладевать игровыми умениями, я сама играю с ними.
- в игре с детьми принимаю позицию играющего «партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущая себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, ибо к игре они не применимы.
- в совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребенка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребенок самореализовался в игре, проявил свое творчество. Важно подчеркнуть: ненавязчивоеи непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие в работе. Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что работа, которая проводилась в течении года будет продолжаться в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Яблонька»
140614 Зарайский район, д.Мендюкино, тел.: (496) (66) 60-276
E- mail: yablonkav6@mail. Сайт учреждения: madov6yablonka.ucoz.ru
__________________________________________________________________________
Сообщение из опыта работы для педагогов
всех возрастных групп
Тема: «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному возрасту»
Воспитатель:
Ульянова Екатерина Евгеньевна,
высшая квалификационная категория
Декабрь, 2021 год
Начну свой отчет словами В.А.Сухомлинского «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры – бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений – наиболее значимы для социального развития ребенка, понимания им жизни общества и своего места в нем. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чем не основываясь. Существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребенка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру готовится к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь. В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно - отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остается предметной и представляет собой часто просто «возню» с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребенка выступают действия с предметами.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы – Расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
- создание предметно-игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности детей;
- освоение современных технологий и методов организации игры;
- составление картотеки сюжетно-ролевых игр
- составление картотеки дидактических игр для детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
- организация жизненных игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
- инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
- общение и совместная деятельность с воспитателем – как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
- образные игры-имитации, хороводные, подвижные, дидактические, строительные – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
- чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных;
- рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях);
- сюжетно-ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я изготовила картотеку сюжетно-ролевых игр, картотеку дидактических игр. Для проведения сюжетно-ролевых игр в группе создана предметно-развивающая среда. В процессе работы были оформлены центры для игр «Салон красоты Фея», «Доски матери», «Кухня», «Уголок ряжения», «Больница», «Шоферы», «Спортивный уголок», которые пополняются и расширяются с учетом возрастных особенностей. В процессе своей работы, я большое внимание уделяла формированию дружеских и теплых отношений детей друг к другу. Считаю, что многое здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приемам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать. Беседы с детьми, в которых я использовала создавшиеся в игре ситуации, формировали у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт в поведении.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая играявляется ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Не редко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но все же решали эти проблемы мирно.
В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:
- для того чтобы дети учились овладевать игровыми умениями, я сама играю с ними.
- в игре с детьми принимаю позицию играющего «партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущая себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, ибо к игре они не применимы.
- в совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребенка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребенок самореализовался в игре, проявил свое творчество. Важно подчеркнуть: ненавязчивоеи непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие в работе. Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что работа, которая проводилась в течении года будет продолжаться в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству (картотека)
"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству" (картотека)...

Сообщение из опыта работы на тему: "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному возрасту"
Сообщение из опыта работы на тему: "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному возрасту"...

Презентация "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года). Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами. Условное д...
«Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».
Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основ...

План работы по теме самообразования "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
консультации по теме самообразования...

Самообразование "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".
Самообразование....

План работы по теме самообразования: "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству." на учебный год 01.09.2024 года по 31.05.2025 год.
Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.Цель работы по самообразованию: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей...