Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Фантазёры»
рабочая программа
Программа «Фантазёры» разработана на основе Программы «Цветные ладошки», И.А. Лыковой, 2007г. Направленность программы – художественное обучение, воспитание и развитие детей по разным видам изобразительной деятельности. Знакомит детей с разными техниками. Позволяет освоить эти техники на разных художественных материалах (бумага, картон, пластилин, тесто, вата, природный и бросовый материал и др. )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo.docx | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЁЛОЧКА»
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:
заседанием метод.совета Директор МДОАУ д/с «Ёлочка»
Протокол № 1 _____________Г.В.Юркова
от 12.09.2016 г. Приказ № 346-од от 15.09.2016г.
Программа
по художественно-эстетическому воспитанию
«Фантазёры»
Разработала: Рахмадуллина А.С.
г. Пыть-Ях, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 10 |
| 10 |
| 10 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 10 |
Литература | 11 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Программа «Фантазёры» разработана на основе Программы «Цветные ладошки», И.А. Лыковой, 2007г. Направленность программы – художественное обучение, воспитание и развитие детей по разным видам изобразительной деятельности. Знакомит детей с разными техниками. Позволяет освоить эти техники на разных художественных материалах (бумага, картон, пластилин, тесто, вата, природный и бросовый материал и др. )
Актуальность программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят творческий характер.
Новизна программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков. Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.
- Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования и творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
Задачи:
- Развивать художественное восприятие, образное мышление.
- Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) совершенствовать навыки использования техник в изобразительном творчестве.
- Формировать у детей навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности.
- Формировать интерес к результату своего труда и чувство гордости за него.
- Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Развивать художественный вкус, образное восприятие, усидчивость, аккуратность.
- Методы и приёмы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:
- Показ воспитателя;
- Использование движения руки;
- Создание игровой ситуации;
- Сравнение двух техник;
- Проговаривание последовательности работы.
Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемые действия. В силу возрастных особенностей дошкольник легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией) Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер (художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, безопасность) Таким образом, интеграция образовательных областей данной программы позволяет формировать всестороннюю личность. Занимательная игровая деятельность в кружке «Фантазёры» позволяет дошкольникам успешно осваивать задачи и содержание художественной деятельности. Весь подбираемый материал имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, активизацию словаря. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются элементарные математические представления. Дети дошкольного возраста знакомятся материалами через тактильные ощущения. Происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в изобразительном творчестве.
- Планируемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
-использовать разнообразные нетрадиционные техники в изобразительном и декоративном творчестве: (техникой рисования пальчиками, ладошкой, сухой кистью, тычком; рисование восковыми мелками, свечой и акварелью; умение выполнять оттиск поролоном, смятой бумагой, листьями и др.; владение азами техник кляксография, набрызг; монотопия, граттаж, тиснение и т.д.)
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4-7 лет
№ п/п | Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы | |
Нетрадиционные техники рисования | ||||||
Октябрь | ||||||
1 | Отпечатай листик | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. | Фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
2-3 | Осеннее дерево | Размывка фломастера | Познакомить с новой техникой размывки, фломастера водой | Пятно, цвет | Плотная бумага, фломастеры | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
4 | Мой помощник ветерок | Продувание через соломинку | Учить направлять струю выдыхаемого воздуха | Пятно, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
5 | Подсолнух | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании стебель и листья у подсолнуха. Закрепить умения украшать предметы, используя печатанье | Пятно, точка, линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
6 | Ветка рябины в стакане | Пальчиковая живопись | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | Пятно, точка, короткая линия | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
Ноябрь | ||||||
1 | Украшение чашки | Оттиск пробкой, печать по трафарету | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки | Пятно, фактура, цвет | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
2 | Шустрый зверек | Размывка фломастера | Познакомить с новой техникой вадой | Пятно, цвет | Плотная бумага, фломастеры | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
3-4 | Волшебные картинки | Свеча + акварель | Познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании. | Цвет, линия, пятно, фактура | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
5 | Петушок | Ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. | Пятно, цвет | Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
6 | Ветер | Черно-белый граттаж, грунтованный лист | Развивать фантазию, воображение Познакомиться с графикой | Линия, штрих, контраст | Полу-картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, | Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
7-8 | Милой мамочки портрет | Рисование нитками | Учить новой изобразительной технике. Учить создавать композицию на листе Закрепление основного цвета Регулировать нажим | Фактура, объем, пятно, линия | Милой мамочки портрет | . Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
9 | Косолапый мишка | Сангина | Закрепить умения рисовать медведя, используя выразительные средства. | Линия, штрих, точко | Цветной картон, сангина | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
Декабрь | ||||||
1-2 | Вводное занятие «Путешествие в пластилинографию» | Пластилиновая живопись | Знакомство с разнообразием техник работ с пластилином. Показать прием «вливания одного цвета в другой» | Пятно, цвет | Пластилин, картон, клеенка, стеки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
3-4-5 | Натюрморт | Пластилиновая живопись | Знакомство с разнообразием техник работ с пластилином. Показать прием «вливания одного цвета в другой» | Пятно, цвет | Пластилин, картон, клеенка, стеки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
6-7 | Новогодняя елочка | Рельеф | Знакомство с разнообразием техник работ с пластилином. Показать прием «вливания одного цвета в другой» | Фактура | Пластилин, картон, клеенка, стеки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей. |
Январь | ||||||
1-2 | Снеговик | Объемная лепка | Развитие мелкой моторики рук | Объем | Объем | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей |
3-4 | «Ходит дрема возле дома» | Рельеф | Вызвать интерес детей к лепке из соленого теста. Активизировать прием декорирован ия лепных образов | Объем, фактура | Тесто, клеенка, стеки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей |
5-6-7 | Коллективная работа по сказке | Объемная лепка | Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки. | Объем, фактура | Пластилин, картон, клеенка, стеки | Демонстрация Показ способностей действия. Сомостоятельная деятельность детей |
Аппликация | ||||||
Февраль | ||||||
1 | Зимнее дерево | Аппликация мятой бумагой | Передача характерных особенностей деревьев. совершенствовать технические умения. Развивать чувство композиции | Фактура | Цветная бумага, картон, ножницы, клей | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
2-3 | Мой город | Аппликация разных видов бумаги | совершенствовать технические умения. Развивать чувство композиции. Знакомство с линейкой. | Фактура, цвет | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, фломастеры | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
4-5 | Портрет | Аппликация с элементами рисования | Вызвать интерес к изображению позволяющих раскрыть образ папы в портрете | Фактура, цвет | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, фломастеры | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
6-7 | Галстук для папы | Аппликация | Показать способы изготовления галстука из цветной бумаги, для оформления папиного партрета | Фактура, цвет | Цветная бумага, картон, ножницы, клей | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
Март | ||||||
1-2 | Открытка для моей мамы | Объемная аппликация | Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов | Объем, фактура, цвет | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, фломастеры | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
3-4-5 | Вазочка | Папье-Маше | Знакомство с техникой папье-маше. Добиваться аккуратность при работе | Объем,цвет | Баночка, клей, бумага, гуашь, кисть, клеенка | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
6-7 | Волшебная тарелочка | Объемная аппликация | Показать разные приемы декорирования тарелочки для создания образа животного | Объем, фактура, цвет | Одноразовые тарелочки, клей, картон, гуашь, кисть, клеенка, ножницы | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
8-7 | Подсолнух | Объемная аппликация | Формировать умение детей вырезать цветы и листья из бумажных квадратиков, сложенных пополам | Объем, фактура, цвет | Одноразовые тарелочки, клей, картон, гуашь, кисть, клеенка, ножницы | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
Комбинорованые виды продуктивной деятельности | ||||||
Апрель | ||||||
1-2 | Золотая рыбка | Мыльные пузыри | Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение. | Фактура, цвет | Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
3-4 | Рамка для фото (каллаж) | Работа с различным материалом | Развивать фантазию, воображение. Обогатить аппликативную технику | Фактура, цвет | Картон, различный материал | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
5-6 | Пушистые картинки | Аппликация из нарезанных ниток | Формировать умение детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Развивать мелкую маторику. | Фактура, цвет | Шерстяные нитки, клей, ножницы, карандаш | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
Май | ||||||
1-2 | Сказочная птица (каллаж) | Работа с различным материалом | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом | Пятно, фактура, цвет | Картон, различный материал | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
3-4 | Одуванчик – толстые щеки | Аппликация из цветной бумаги, ватных дисков с элементами рисования | Совершенствовать технику вырезания. Формировать композиционные умения | Пятно, фактура, цвет | Ватные диски, картон, цветная бумага, клей, ножницы | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
5-6 | Коллективная работа «Веселый день» | Работа с различным материалом | Вызвать у детей интерес к составлению композиции. Совершенствовать технику работы в соответствии с замыслом. | Пятно, фактура, цвет | Различный материал | Показ способа действия. Самостоятельная деятельность детей |
7 | Лесная поляна (коллективная работа) | Работа с природным материалом | Формировать умение детей самостоятельно выбирать сюжет в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов | Объем, фактура, цвет | Природный материал, пластилин | Демонстрация Показ способностей действия. Самостоятельная деятельность детей |
Контроль за реализацией программы
Текущей контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения, по итоговым работам каждого блока, рефлексия по окончанию каждого занятия.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебный план по реализации дополнительной образовательной услуги.
Программа разработана на 1 год для детей разновозрастной группы от 4-7 лет. Количество детей 13 человек. Занятия проводятся по 20-30 минут 2 раза в неделю
Кружок «Фантазёры» микрорайон 7 «Газовиков» | |||||||||
Месяц Раздел | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Кол-во учебных часов в неделю |
Нетрадиционное рисование | 8 | 9 | 17 | ||||||
Лепка, тестопластика | 7 | 7 | 14 | ||||||
Аппликация | 7 | 9 | 16 | ||||||
Комбенированные вид | 6 | 8 | 14 | ||||||
Итого | 61 |
Расписание непосредственной образовательной деятельности кружка по художественно продуктивной деятельности в возрасте 4-7 лет
«Фантазёры»
№ | НОД | Вторник | Четверг |
1 | Художественно-продуктивная деятельность | 15.50-16.15 | 17.20-17.45 |
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 – продолжительность одного учебного часа 25 минут.
- Материально- техническое обеспечение
- Бумага различного формата, разного тона;
- Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки);
- Наличие цветной бумаги и картона;
- Достаточное количество ножниц с закругленными, концами, клея, клеенок;
- Бросовый материал (фольга, фантики, от конфет и др.);
- Место для сменных выставок;
- Предметы народно-прикладного искусства.
Методическое обеспечение.
- Нетрадиционные техники:
- Монотипия;
- Отпечатывание;
- Печать-клише;
- Смешивание красок;
- Линогравюры;
- Набрызг;
- Граттаж;
- Пальчиковая живопись;
- Кляксография;
- Объемная аппликация, коллаж;
- Бумажная пластика;
- Рисование макаронами и т.д.
Список литература:
Богатеев З.А. «Чудесные поделки из бумаги» изд. «Просвещение»
Никологорская О. Основы художественного ремесла «Волшебные краски» изд. «АСТ – пресс»
Комарова Г.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе»
Регицкая Е.Г., Сошина Е.А. «Развитие творческого воображения» изд. «ВЛАДОС»
Нищева Н.В. «Разноцветные краски» изд. «Детство – пресс».
Григорьева Г.В. «Игровые приемы в обучении дошкольников Изобразительной деятельности» изд. «Просвещение».
Косминская, Н.Б.Халезова Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М., изд. «Просвещение».
Костерин Н.П. Учебное рисование. М., изд. «Просвещение».
Михейшина М. Уроки рисования. Минск. Изд. В.М.Скакун.
И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки»,2007г.
Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Раб.тетрадь. М., изд. «Мозаика – синтез»
Минц Н.Д. Рабочая тетрадь по ИЗО № 1,2,3. Москва, изд. «Дом педагогики».
Марысаев В. Рисование Практика. Раб. тетрадь. Москва. Изд. «Айрис пресс».
Сахарова О.М. Я учусь рисовать. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».
Я учусь рисовать. Животные.
Я учусь рисовать. Рисуем героев русских сказок.
Школа рисования. Рисуем человека. Изд. «Оникс»
Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство», Москва, изд. «Просвещение».
Ж. «Эскиз»
Ж. «Дошкольное воспитание» № 10-97, № 2-02, № 2-04, « 2-05, № 2-06, № 10-2000
Ж. «Ребенок в детском саду» № 3,4 – 02, № 4 – 03.
Е.Иванов. Я учусь рисовать М.: ГАРТ, 1994
П. Корчмарош. Я научу вас рисовать. М.: Русланд, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Художественно – эстетическое образование в современной дошкольной организации. Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержание художественно – эстетического образования»
Развитие художественно – образного мышления детей основывается на развитии наблюдательности, развитии фантазии, способности строить художественный образ.Этому способствуют так же музыка, поэзия, помог...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема:«Заиндевеловое дерево» (Образовательная область «Художественно-эстетическая»)
Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 5- 6 лет....
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...
Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...