Конспект сюжетно - дидактической игры "Сундучок бабушки Арины" 5 - 6 лет
учебно-методический материал (старшая группа)
Данная сюжетно – дидактическая игра проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Сундучок бабушки Арины». Целью игры является формирование понятия о жанре устного народного творчества – небылице посредствам ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии и методического комплекса «Детский сад-2100» в контексте системно-деятельностного подхода.
Таким образом, специфика жанров устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа.
Благодаря синтезу двух технологий Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»/Научные руководители – академик РАО, доктор психол. наук Д.И. Фельдштейн , член-корр. РАО, доктор пед. наук, проф. Р.Н. Бунеев; научный редактор и составитель О.В.Чиндилова- М. :Баласс, 2017 и методического комплекса Т.А. Сидорчук «Я познаю мир» технологии ТРИЗ - РТВ – ОТСМ, Москва 2015,использования данного вида алгоритма планирования НОД реализуется системно-деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно - дидактическая игра "Сундучок бабушки Арины" | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект сюжетно – дидактической игры
выполнил воспитатель
Крамаренко Татьяна Вячеславовна
Возраст детей | 5 – 6 лет | |
Тема сюжетно-дидактической игры | «Сундучок бабушки Арины» | |
Вид деятельности | игровая | |
Цель педагога | Формировать понятие о жанре устного народного творчества – небылице посредствам ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии и методического комплекса «Детский сад-2100» в контексте системно-деятельностного подхода. Активизация словаря: небылицы, перевертыши, нелепицы, вымысел | |
Имеющиеся первичные представления, которые могут быть актуализированы в дидактической игре | Первичные представления о жанрах устного народного творчества: сказка, колыбельная, скороговорка, пословица (поговорка) , загадка | |
Предполагаемая цель ребенка | Помочь бабушке Арине навести порядок в сундучке, разложить картинки в соответствии с жанрами устного народного творчества. | |
Этапы деятельности | Действия педагога | Действия детей |
Мотивационный этап | Педагог вносит сундучок, сообщает, что бабушка Арина подарила нам сундучок с красочными иллюстрациями и схемами. А домовенок Кузя похозяйничал и навел беспорядок внутри него. Педагог привлекает внимание детей к содержимому сундучка (иллюстрации к сказке, колыбельной, скороговорке, пословице ( поговорке) , загадке и схемы) и предлагает для рассмотрения. Педагог проводит подводящий диалог, стимулирующий на помощь бабушке Арине. - Кто поможет бабушке? - Как мы можем помочь? | Проявляют интерес и вступают в диалог и игровые действия. Выражают желание помочь бабушке Арине навести порядок в сундучке. Обмениваются информацией, вступают в диалог |
Ориентировочный этап
| Организация затруднения - уточнение цели Педагог предлагает поиграть, объясняет правила игры - подобрать пару к схеме из предложенных иллюстраций, используя напольную дидактическую игру «Карусель» по принципу пособия «Кольца Луллия» по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии. И/З : отождествлять иллюстрацию со схемой в соответствии с жанровыми особенностями устного народного творчества. Ход игры: Педагог предлагает выбрать по желанию картинку или схему. Занять место на секторах, найти свою пару. Внутренний круг занимают дети, которые выбрали схему. Внешний круг занимают дети с иллюстрациями, в соответствии со схемой и учетом жанровых особенностей устного народного творчества. Педагог провоцирует детей на обсуждения и комментарии в ходе составления пар. Организовывает затруднение На столе остается схема, отображающая небылицу. Педагог обращает на нее внимание детей Педагог использует подводящий диалог. - Вам знакома эта схема? - К каким иллюстрациям ее можно соотнести?(затруднение) Предлагает предположить, что она может означать |
Дети эмоционально откликаются, выбирают по желанию иллюстрацию или схему. Занимают сектора в соответствии с поставленной задачей. Составляют пары с учетом жанра устного народного творчества. Эмоционально откликаются. Делают свои предположения. Осознают и принимают цель. Прогнозируют свои действия. В ходе игры дети испытывают затруднение: не могут определить новую схему в сектор и соотнести ее с иллюстрациями |
Исполнительский этап | Изложение нового материала Педагог выставляет на мольберт загадочную схему и иллюстрацию к небылице. Зачитывает стихотворение – небылица. Обращает внимание на характерные особенности жанра. Предлагает сопоставить схему с иллюстрацией. Провоцирует на обсуждение при рассматривании новой схемы и сравнении ее с иллюстрацией к небылице. - Что изображено на схеме? - О чем нам может рассказать эта схема? - Какие «действия» производят «объекты» в небылицах? - Может ли это быть на самом деле? Почему? Педагог уточняет, что в произведении происходят события , которые не соответствуют действительности и являются вымыслом, фантазией. Изменение игры (усложнение) с введением новой схемы. Игра с новыми объектами, с новой схемой и новыми иллюстрациями. Педагог предлагает продолжить напольную дидактическую игру «Карусель» в новых условиях. Во внутреннем круге в свободный сектор добавляется схема символизирующая небылицу. На столе выложены иллюстрации с новым сюжетом, в том числе и небылица. Предлагает детям объединиться в пары, выбрать картинку по желанию с любым сюжетом и занять сектор во внешнем круге в соответствии со схемой и с учетом жанра устного народного творчества. В ходе игры педагог акцентирует внимание на схему и картинку с небылицей. Подведение итога - Помогли мы бабушке Арине навести порядок в сундучке? Получилось ли поиграть в предложенную бабушкой игру? - Что нам пришлось для этого сделать? - К какому виду жанра устного народного творчества относится схема? (сравнение результата с целью) | Используют речь как средство общения и обмена информацией. Дети делают комментарии. Отвечают на поставленные вопросы. Дети работают в парах, самостоятельно выполняют задание. Отвечают на поставленные вопросы, делают комментарии |
Рефлексивный этап | - Что мы делали? Во что играли и с чем? Что нового узнали? - Что сегодня вам особенно понравилось? - Что было интересным? - Что вызвало затруднения? | Дети отвечают. Комментируют. Описывают свои эмоции. |
Перспективный этап | Создать условия для совместной деятельности. Где мы можем применить эти новые знания и умения? Как еще можно поиграть? Какую новую игру можно придумать? Какие новые правила ввести? | Выказывают желание научить родителей или окружающих новой игре. Придумать в кругу семьи новую небылицу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе. “Полет в космос”.
Конспект занятия по РЭМП с использованием блоков Дьенеша....
Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"
Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....
Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"
Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....
Конспект сюжетно - дидактической игры «Путешествие на вертолете» в старшей группе
Программные задачи: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Расширить знания о видах транспорта, о правилах безопасного поведения на улице, о дорожных зн...
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".
Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....
Конспект сюжетно-дидактической ролевой игры в подготовительной к школе группе на тему: «Супермаркет».
Обеспечить обогащение впечатлений у детей об окружающем мире и расширение границ сюжетно-ролевой игры «Семья» походом в магазин «Супермаркет»....
Конспект сюжетно – дидактической игры с блоками Дьенеша с детьми средней группы на тему: «Полет в космос»
Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Развивать у детей...