Проект "Что на свете всего дороже?"
проект (старшая группа)
Цель проекта - воспитание старших дошкольников через приобщение к русской национальной культуре, развитие духовно-нравственной личности детей, формирование патриотического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.43 МБ |
proekt.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Разработать и апробировать проект воспитания старших дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленный на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта: Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей ; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения ценностей русской культуры; Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения ; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми ; Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм ; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей; Взаимодействие с родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по реализации проекта.
Проект разработан для детей старшего возраста. Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки». Реализация проекта рассчитана на один учебный год. Принципы реализации проекта: Системность; Учёт возрастных особенностей; Интеграция всех образовательных областей; Координации деятельности педагогов; Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье; Сотрудничество в социуме.
Этапы реализации проекта: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: 1.Подбор методической литературы и пособий по культурному наследию России; 2 . Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр уголков по духовно- нравственному воспитанию, создание информационного стенда для родителей ) 3. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуру ; 4.« Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам духовности подрастающего поколения ); 5. Привлечь родителей к изготовлению вместе с детьми самодельных поделок и атрибутов, дополнение мини - музея новыми экспонатами. ОСНОВНОЙ ЭТАП : 1. Пополнение материально-технической базы для реализации проекта ; 2. Проведение экскурсий, развлечений, совместной деятельности педагога с детьми и родителями ; 3.Организация режимных моментов при помощи средств народного фольклора ; 4.Серия познавательной образовательной деятельности по формированию интереса к истории своего народа; 5.Совместные творческие мероприятия; 6.Малые творческие презентации. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП : 1.Итоговое занятие « Просторы России »; 2.Фото и видео отчет ; 3.Анкетирование, наблюдения, беседы, организация конкурсов и викторин.
Реализация проекта.
Осенняя ярмарка
Чем богата земля русская.
Дары природы
Узоры земли русской
Красоты земли русской
Узоры, роспись
Платок для матушки по мотивам посадских платков
Образ матушки в русских народных сказках
Сивка-бурка, образ рода.
Заключение: Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1574 ОП-4 (ул. Долгоруковская 29)
«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек»
Виссарион Григорьевич Белинский
« ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?» (семья, родина, правда и т.д.)
для детей старшего возраста
АВТОР ПРОЕКТА:
воспитатель старшей группы ПОВХ Л.А.,
Маркова А.С.,
педагог-психолог Волдеева Ю.С.,
воспитатель подготовительной группы Кузькина Е.С.,
воспитатель младшей группы Маныч Е.В.
г.Москва 2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Вид проекта: | Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки». Реализация проекта рассчитана на один учебный год. |
Автор проекта: | Воспитатель старшей группы Повх Лариса Андреевна, Анна Сергеевна Маркова, педагог-психолог Волдеева Юлия Сергеевна, воспитатель подготовительной группы Кузькина Екатерина Сергеевна, воспитатель младшей группы Маныч Елена Викторовна. |
Участники проекта: | Воспитатель Дети старшей группы Родители |
Принципы реализации проекта: | Системность; Учёт возрастных особенностей; Интеграция всех образовательных областей; Координации деятельности педагогов; Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье; Сотрудничество в социуме |
Материально-техническое обеспечение: | Совместная деятельность со всеми подразделениями школы №1574, Дворцом творчества детей и молодежи на Миуссах, музеем музыкальной культуры им. М.И. Глинки, библиотекой №24 им. Ю.В. Трифонова, Музеем палатой «В Зарядье», библиотекой киноискусства, Музей народно-прикладного искусства; Мини-музей «Русская изба»; Подбор необходимой методической и детской литературы, демонстрационного материала; Оснащенность новейшим информационно-техническим оборудованием. |
Цель проекта: | Разработать и апробировать проект воспитания старших дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленный на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. |
Задачи проекта: | Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения ценностей русской культуры; Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей; Взаимодействие с родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по реализации проекта. |
Этапы реализации проекта: | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: 1.Подбор методической литературы и пособий по культурному наследию России; 2. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр уголков по духовно- нравственному воспитанию, создание информационного стенда для родителей) 3. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуру; 3.«Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам духовности подрастающего поколения); 4. Привлечь родителей к изготовлению вместе с детьми самодельных поделок и атрибутов, дополнение мини - музея новыми экспонатами. ОСНОВНОЙ ЭТАП: 1. Пополнение материально-технической базы для реализации проекта; 2. Проведение экскурсий, развлечений, совместной деятельности педагога с детьми и родителями; 3.Организация режимных моментов при помощи средств народного фольклора; 4.Серия познавательной образовательной деятельности по формированию интереса к истории своего народа; 5.Совместные творческие мероприятия; 6.Малые творческие презентации. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: 1.Итоговое занятие « Просторы России»; 2.Фото и видео отчет; 3.Анкетирование, наблюдения, беседы, организация конкурсов и викторин; 4.Оценка работы участников. |
Ожидаемые результаты реализации проекта: | для детей: обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; формирование чувств национального достоинства; развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; для родителей: реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей; создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Календарный план реализации проекта:
« Что на свете всего дороже»:
Сентябрь: « Моя Москва»
Цель: формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»
4. Консультации для родителей: «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей»
5. Виртуальная экскурсия «Путешествие по древней Москве»
6. Изобразительная деятельность «Стены Кремля», «Колокольный звон»
7.Чтение художественной литературы Л. Кассиль «Москва», Е. Осетров «Твой Кремль», Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим»
8. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».
Октябрь: «Осенняя ярмарка. Праздник урожая»
Цель: расширение представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира, чувства уважения к труду взрослых.
1. Беседа: «Ехал мужик на ярмарку», «Чем богата земля русская»
2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».
Изготовление поделок из природного материала «Везем товар на ярмарку»
3.Чтение художественной литературы. Заучивание заклички на ярмарку. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе
4. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи»
5. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей)
6. Интегрированная музыкальная образовательная деятельность «Осенняя Ярмарка»
7. Создание мини-музея «Игрушки наших бабушек и дедушек»
8. Фольклорный кружок «Калинка» («За работой песня льется», знакомство с народным костюмом.)
Ноябрь: « Осенние посиделки, семья в куче – не страшна и туча»
Цель: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные приметы, обычаи.
1.Беседа: «Все на белом свете солнышкины дети»
2.Экскурсия в музей «Народно прикладного искусства»
3.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»
4.Художественное творчество; «Куклы – мотанки. В какие куклы играли наши бабушки»
5. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников)
6.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей)
7.Чтение художественной литературы: заучивание пословиц и поговорок, колыбельные песни «на сон»: «баю - баю - баюшки», заучивание пестушки «мое дитятко в дому»
8.Фольклорный кружок «Калинка» (Знакомство с русскими народными инструментами)
9. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»
Декабрь: «Новогодние праздники»
Цель: познакомить с традициями празднования Нового года; привлечь детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению.
1. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником». Беседа с использованием иллюстративного материала: «Как встречали Новый год на Руси»
2.Экскурсия в библиотеку
3.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»
4.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку». Художественное творчество «Мастерская Деда Мороза» ( изготовление елочных украшений и подарков из бросового материала)
5.Чтение художественной литературы: «История новогодней елки» (составитель Стадольникова Т.А.), закличка «Ты Мороз, Мороз, Мороз», сказка К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима»
6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Новый год идёт…».
Январь: «Рождество»
Цель: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.
1.Беседы: «Рождественские Святки», «Священные истории», о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни
2.Художественное творчество «Рождественская звезда», «Ангел», «Рождественские открытки», изготовление рождественских подарков
3. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Чтение рассказов: ««История Рождества» (составитель Стадольникова Т.А.), Шмелев «Рождество»
Потешки, дразнилки «Барашеньки крутороженьки». Разучивание Рождественских колядок
4. Развлечение «Праздник Рождества». Театрализованное представление «Рождественские колядки»
5.Фольклорный кружок «Калинка» («Народные зимние игры и забавы»)
6. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль: «Масленица к нам пришла»
Цель Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
1.Продолжать ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». Художественное творчество Коллективный труд - создание чучела из соломы и бросового материала
2.Просмотр презентации и беседа «История Масленицы»
3.Слушание «Выходила наша Масленица»
4.Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек»
5.Оформление фотоальбома «Наши праздники»
6.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники
7. Коровий праздник – Власьев день (развлечение)
8. «Лиса-обманщица» - викторина по сказкам
9.Музыкально-театрализованное представление «Проводы Масленицы»
10.Фольклорный кружок «Калинка» («Мини - музей» Куклы в народных костюмах России)
11.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла»
12. Кукольный спектакль-Сксазка «Приключения на Масленицу».
Март: «Солнышко лучистое»
Цель: Формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребенка, раскрытие образа матери через народное творчество.
1.Беседа: «Доброе слово – что ясный день»
2.Интегрированная образовательная деятельность «Нет милее дружка, чем родная матушка»
3. Чтение художественной литературы: сказка «Царевна-лягушка»
4.Художественное творчество «Солнышко для мамы»
5.Торжественное мероприятие, посвященное всем мамам.
6.Фольклорный кружок «Калинка»: «Мамина колыбельная»
Апрель «Весна красна цветами и певчими птицами. Весну привечаем – игры затеваем»
Цель: приобщая их с детьми к народным традициям празднования Пасхи, знакомя с обычаями, играми, песнями, сказками, малыми жанрами фольклора.
1.Беседы на тему «Традиции празднования Пасхи», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи» Экскурсия к храму
2.Художественное творчество «Готовимся к пасхе», «Украшаем пасхальное яйцо», «Писанка», «Пасхальная открытка»
3. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников). Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».
4.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
5.Чтение художественной литературы: С. Есенин «Пасхальный благовест» Я. Полонский «Пасхальные вести», Заклички: «Грачи-киричи...», «Ласточка-ласточка...», «Уж ты пташечка, ты залетная...»
6.Музыкально - театрализованная деятельность «Веселиться народ – праздник пасхи у ворот»
7.Фольклорный кружок «Калинка»(Слушание церковной музыки, посещение музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки)
Май: «Защитники земли русской. »
Цель: Знакомить с героическим прошлым русского воинства, развиваем чувство уважения перед людьми воинских профессий.
1.Беседа: «Войны – защитники Отечества»
2. Беседа-диспут: « Обойди весь свет, краше Родины нет!» (знакомство с символами, флагом, гербом России)
3.Чтение художественной литературы: русская народна сказка: «Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова; Былины о богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче; «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева)
4.Проведение комплексно-тематического занятия «С русским задором по русским просторам»
5.Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту
6.Анализ и обобщение результатов проекта
7.Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников
8.Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.
5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
12. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
13.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дары со всего света»
Сценарий праздничного осеннего развлечения для подготовительной группы....
Праздник 8 марта "Цветы для мамы со всего света"
Праздник 8 марта, а у ребят нет букета роз для мамы,- ещё очень холодно на улице. Им приходит на помощь Весна: отправляет ребят за цветами в разные страны мира, которые им дарят по розе......
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»
laquo;Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение д...
"Что на свете всего дороже?"
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Что на свете всего дороже?»...
Проект по социокультурным истокам в средней группе на тему: «Что на свете всего дороже?»
Проект на тему: «Что на свете всего дороже?»...
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»
laquo;Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение д...
Проект по духовно - нравственному воспитанию "Что на свете всего дороже?"
Описание поэтапной работы проекта по духовно - нравственному воспитанию в средней группе...