Проект по духовно - нравственному воспитанию "Что на свете всего дороже?"
проект (средняя группа)
Описание поэтапной работы проекта по духовно - нравственному воспитанию в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duh_nrav_vosp_10_gr.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Мывкыд сöвмöдан Сыктывкарса челядьöс 23 № видзанiн»
школаöдз велöдан муниципальной сьöмкуд учреждение
Проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе по теме: «Что на свете всего дороже?»
Составила: воспитатель высшей
квалификационной категории,
Манзадей Е.В.
Сыктывкар, 2024 г
Оглавление
Введение..........................................................................................................3
Актуальность...................................................................................................3
Паспорт проекта..............................................................................................4
Этапы реализации проекта.............................................................................7
План мероприятий...........................................................................................8
Ожидаемые результаты..................................................................................16
Список используемой литературы ...............................................................17
Приложения………………………………………………………………….18
Введение
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность
Проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Духовно – нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармонично развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
Самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизму.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».
Именно в дошкольном возрасте мы не должны пропустить период для становления представлений у детей о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений между сверстниками, со взрослыми и всем, что его окружает, в том числе и домашние животные.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Что на свете всего дороже?» |
Разработчики проекта | Манзадей Е.В. - воспитатель |
Цель проекта | Заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. |
Задачи проекта |
|
Направленность проекта | Практико-ориентированный |
Инновационная направленность | Проект может быть реализован в образовательных учреждениях различного типа (дошкольные, дополнительного образования, начальная школа). Применение проектно – исследовательской деятельности в процессе реализации проекта. |
Сроки реализации | Сентябрь 2024 г - май 2025 г. |
Обеспечение проекта | Материально - технический ресурс:
Кадровый ресурс:
Информационные ресурсы:
Методические ресурсы:
|
Участники проекта |
|
Социальное сотрудничество по реализации проекта |
|
Источники финансирования | Без дополнительных средств |
Этапы реализации проекта
I этап – организационный.
Срок: сентябрь 2024 года
Задачи:
1. Создание банка идей, подбор и изучение литературы, пособий, музыкального сопровождения, изобразительного ряда по теме проекта.
2. Подбор консультаций для родителей.
3. Подбор и изготовление необходимого материала для практической реализации проекта.
II этап – практический.
Срок: октябрь 2024 года - май 2025 года.
Задачи:
- Проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами по плану проекта.
- Пополнение развивающей среды в группе.
III этап – заключительный.
Срок: май 2025 года.
Задачи:
- Оформление результатов проекта.
- Обобщение опыта работы над проектом.
План работы над проектом
Мероприятия для детей
Дата проведения | Название мероприятия | Ответственные |
Октябрь Тема: «Такие разные дома» | Беседа о домах: «Для чего нужен дом» «Виды домов» Стихотворение «Дома бывают разные» Рассматривание иллюстраций с изображением домов. Пальчиковые игры «Дом», «Домик». Конструирование «Многоэтажный дом» Выставка детского творчества "Такие разные дома" НОД "Почему опадают листья" | Воспитатели |
Ноябрь Тема: «Дом, в котором ты живешь» | Беседа: «Мой родной дом» «Что есть в доме?» «Правила безопасности в доме» Игры: «Добавь слово», «Назови ласково», «Мы построим новый дом», «Один – два», «Наведи порядок» Игры с макетом «Моя улица, мой дом», игры с мелким и крупным строительным материалом. Чтение стихотворения «Новый дом» Слушание песни «Строим дом» (М. Красева). Пословицы и поговорки о доме. Конструирование «Дом, в котором я живу» Выставка детских рисунков « Вот какой мой дом!» НОД "Эксперименты с песком" | Воспитатели |
Декабрь Тема: «Семья сильна, когда над ней крыша одна» | Досуг «Когда семья вместе, так и душа на месте» Рассказ воспитателя «Что такое традиции». Беседы: «Традиции вашей семьи» ,«Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы», «Забота о младших – почётная обязанность старших», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?» Игры «Дочки-матери», «Семья» Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?», «Какая у вас семья?», «Угадай профессию» Пение и обыгрывание русской народной песни «Семейка» Чтение сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Сказка про Ивасика», Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли»,Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь». Заучивание стихотворений о семье. Выставка детских рисунков «Подарки любимым» Выставка «Герб семьи» Составление «Генеалогического древа» НОД "Значение имен" | Воспитатели Инструктор по физическому воспитанию |
Январь Тема: «Поначалу в жизни нашей было все не так» | Рассказ воспитателя «Как жили наши предки», «Русь деревянная», «Как срубить избу?», «Украшения русской избы». Рассматривание изображений деревни, русской и коми избы, макетов. Просмотр презентации«Русь деревянная». Игра «Что было и что стало » Чтение чистоговорок Викторина по сказкам Выставка детских рисунков "Деревня" | Воспитатели |
Февраль Тема: «Двор - что город, изба - что терем» (Знакомство с русской избой) | Беседа по картине «Славянская семья», «Как печка помогла героям сказок» Просмотр презентации «От печки до лавочки» Загадывание загадок о предметах быта, посуде, крестьянского труда и быта. Речевое упражнение «Слушайте, не зевайте, одним словом называйте». Просмотр эпизодов фильма для детей «Русская изба». Лепка «Хлебные Изделия» Развлечение "День родного коми языка" НОД: " Зимние виды спорта", "Украшение орнаментом одежды коми народа" Создание альбома "Одежда коми народа" | Воспитатели |
Март Тема: «Только трудом держится дом» | Беседа «Труд человека портит, а лень кормит», «Дело мастера боится» Беседа о занятиях славян «Волшебные спицы». Объяснение смысла народных пословиц о труде. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Просмотр пособия «Славянская семья: родство и занятия». Чтение р.н.с. «Хаврошечка», В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы». Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Рисование «Прялочка нарядная» (роспись трафарета) | Воспитатели |
Апрель Тема: «Веди за скотиной уход, будешь иметь доход» | НОД «Уж как я свою коровушку люблю» Беседа о домашних животных. Досуг «У бабушки в деревне». Обыгрывание русских народных потешек. Загадывание загадок о домашних животных. Заучивание потешек. Досуг «Весну встречаем, Егория величаем». Выставка детского творчества «Домашние животные | Воспитатели |
Май Тема: «Для дорогого гостя и ворота настежь» | Беседа о старинных обычаях и приметах, связанных с гостеприимством, о чаепитии, «Хлеб всему голова», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красному гостю - красный угол» Объяснение смысла народных пословиц о гостеприимстве. Досуг «В тереме расписном я живу, всех гостей я к себе приглашу». Загадывание загадок Тематический праздник «Русские посиделки». Чтение произведений: «Лиса и журавль» Игровое упражнение «Мы гостей ждем, накроем стол» Литературная викторина «Отгадай сказку» Дидактические игры: «Гости», «правильно или нет (ситуации по картинкам), «Что бы гости не скучали» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
В течение года | Участие в благотворительных акциях, конкурсах Консультации | Воспитатели |
Мероприятия для родителей
Дата проведения | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Анкетирование "Духовно - нравственное воспитание дошкольников" | Воспитатели |
Октябрь | Оформление папок - передвижек "Любовь и внимание родителей как основа духовно нравственного воспитания" Оформление стендов "Особенности дошкольного возраста в развитии духовности и нравственности" Акция "Мамина колыбельная" | Воспитатели |
Ноябрь | Родительское собрание "Что посеешь, то и пожнешь" | Воспитатели Педагог - психолог |
Декабрь | Фотоконкурс "Наша дружная семья" Составление книжек "Значение имен" | Воспитатели |
Январь | Родительское собрание "Воспитываем добротой" | Воспитатели |
Февраль | Создание альбома "Красная книга Республики Коми" | Воспитатели |
Март | Творческий конкурс "Бабушкины золотые руки" | Воспитатели |
Апрель | Составление книжек с загадками "Домашние животные" | Воспитатели |
Май | Консультации на тему «Роль родителей в воспитании у детей любви к близким | Воспитатели |
В течение года | Участие в благотворительных акциях, конкурсах Консультации | Воспитатели |
Мероприятия для педагогов
Дата проведения | Мероприятия | Ответственные |
Ноябрь | Интерактивная игра по духовно - нравственному воспитанию дошкольников "Где логика?" | Воспитатели |
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- расширены представления детей о таких понятиях как «дом», «родной дом», «любовь к родному дому», «семья», «гостеприимство»
- приобретен первичный социокультурный опыт, восприняты традиции русского народа
- сформировано бережное отношение к родному дому; уважительное отношение к родителям, близким людям, стремление заботиться о родных, уважать старших; привязанность к близким людям, чувство гордости за своих родителей
- детьми осознаны правила уважительного и заботливого отношения к близким людям, пожилым людям, а также к сверстникам.
- гармонизированы детско-родительские отношения.
- развиты коммуникативные способности детей в ходе игровой деятельности.
- развиты творческие способности детей в ходе продуктивной деятельности.
Для родителей:
• являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
• понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно – нравственные ценности;
• сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;
• воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру.
Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования.
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по духовно - нравственному воспитанию.
Список используемой литературы:
- Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
- Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС ДО
Семинар для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию "Лучшая на свете"
Проектная деятельность по заявленной теме осуществлялась нами с коллегой в первом учебном полугодии, когда была сформирована старшая группа компенсирующей направленности, в которой мы, собственно и ра...
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»
laquo;Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение д...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы "Добрым жить на белом свете веселей".
Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлят...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы «Добрым жить на белом свете веселей!»
Цель: Углубление представлений детей о доброте как о ценном качестве человека.Задачи:Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, ...
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»
laquo;Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение д...