Материал к консультированию начинающих педагогов по проблеме культурных практик.
консультация
Материал к введению педагогов в проблему организации культурных практик (ориентирован на начинающих педагогов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к консультированию начинающих педагогов
по проблеме культурных практик.
Главное в образовательном процессе – помощь ребенку в освоении различных культурных практик (КП).
Культурная практика – новый термин: что это такое?
КП – особым образом организованная самостоятельная детская деятельность.
Особенность в том, что педагог организует КП на том содержании, которому он детей учил, но задание предлагает им новое - раньше такого не было.
Материал знакомый – задание новое и выполнить его дети должны сами. Точнее с той долей самостоятельности, которая им доступна по возрасту.
Так они практикуются в разных видах деятельности, применяя свой опыт.
Чтобы ребенок стал в деятельности самостоятельным, помимо обучения ему нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Вот педагог и дает детям такую возможность.
__________________________________________________________________________
Особенности организации КП детей разного возраста:
младший | старший | |
Самостоятельная деятельность ребенка идет только на его интересе | Заинтересовывать постоянно | Мотивировать |
КП формируются во взаимодействии ребенка со взрослым, | Преобладает деятельность совместная со взрослым + индивидуальная самостоятельная | Доля совместной с взрослым деятельности снижается + индивидуальная самостоятельная + совместная с другими детьми самостоятельная |
Предоставляется та доля самостоятельности, которая доступна по возрасту. | Педагог вплотную подводит к самостоятельной деятельности, прямо говорит, что сделать самостоятельно, используя приемы мотивации – вызывания желания действовать | Педагог, поставив задачу, помогает обсудить, что можно сделать и как сделать. Первыми высказываются дети. Затем дети действуют самостоятельно, педагог наблюдает. |
Обязательно предоставляется выбор | В основном предметов, материалов для деятельности (простой выбор: или то – или это) | Выбор вида деятельности, партнеров для совместной деятельности, материалов |
Организуется совместная самостоятельная детская деятельность | Ограниченно – в основном игровая | Во всех видах деятельности и разновариантно: по парам, тройкам, большим подгруппам… |
Анализ организации КП детей младшего возраста:
Как мотивировали на деятельность?
Что дети делали самостоятельно?
Какой выбор им дали?
Что их особо порадовало?
КП аналогична методу проектов: он предполагает максимум детской самостоятельности, начиная с постановки проблемы и проектирования действий по ее решению.
Педагог тоже участвует, вносит свои предложения, но только после детей.
Первые инициативы и высказывания – детей.
Достаточный для такой самостоятельности опыт есть только у старших дошкольников.
А с младшими метод используется ограничено, поскольку все проектирование выполняет сам педагог, отталкиваясь от того, чему надо обучить детей с учетом их вопросов по теме.
Также и КП: в полной мере для старшего возраста.
- КП – по сути: самостоятельная деятельность ребенка на его интересе, с опорой на его опыт.
- КП формируются во взаимодействии ребенка со взрослым, который создает условия для постоянного расширения самостоятельности ребенка, организует детскую деятельность так, чтобы самостоятельность детей росла, чтобы они сами решали новые задачи в этой деятельности, проявляли инициативу и творчество.
- т.е. КП – это хорошая интеграция обучения, специально организованного взрослым, и обучения стихийного (самостоятельных действий ребенка на основе всего его опыта).
Даже если КП начинается и протекает по инициативе самого ребенка, на его собственном интересе, и внешне выглядит как полностью самостоятельная детская деятельность, или индивидуальная, или совместная с другими детьми, но, главное, взрослого в ней нет – все равно обучение со стороны педагога здесь присутствует. Только оно не прямое, а косвенное – через предметную среду (Веракса – через пространства детской реализации), которую взрослый специально создал, чтобы дети в ней приобретали положительный социальный опыт.
А негативный социальный опыт – не материал для КП, п.ч. он не культура, а бескультурие.
КП – это именно культурный опыт (исторически сложившийся опыт культуры человечества) и ростки того нового, что дети могут в него внести от себя.
Неважно, как в разных программах определены, названы формы КП. Главное, что они должны быть по всем направлениям развития и всем видам деятельности - совокупность КП обеспечивает формирование общей культуры личности и развитие способностей ребенка.
Виды КП:
- Манипулирование с предметами, экспериментирование, поисково-исследовательская деятельность;
- Общение и фантазирование;
- Все виды творческой деятельности: игра, продуктивная деятельность;
- Культурно-досуговая деятельность как особый вид детской деятельности; коллекционирование, спортивный досуг
- и др.
В «Детстве» выделено 7 основных форм КП: игра – общение – труд – досуги – мастерские – студии – интеллектуальные тренинги.
Все формы КП интегративного характера – каждую форму можно организовать по любой образовательной области (на примере формы творческой мастерской):
Образовательная область | Содержание | Результат работы |
Социально-коммуникативное развитие | игры | выставки макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. |
Познавательное развитие | просмотр познавательных презентаций и коллекционирование, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции | выставки макетов, карт путешествий, фотоальбомов, эмблем, самодельных книг и пр. |
Речевое развитие | оформление книжного уголка или библиотеки, создание книг-самоделок, детских журналов | выставки детских сочинений (стихов, сказок, загадок), самодельных книг |
Художественно-эстетическое развитие | занятия рукоделием, создание продуктов детского рукоделия и пр. приобщение к народным промыслам, оформление художественной галереи | выставки детских работ, разнообразных поделок, рисунков; концерты, театральные постановки |
Физическое развитие | игры | выставки по теме спорта, здоровья… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хороший материал для консультирования педагогов "Теория и практика взаимодействия с трудными детьми"
Теоретический материал из курса лекций Светланы Кривцовой, Натальи ДяткоПрофилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста. Теория и практика взаимодействия с «трудными ...
Конспект совместной деятельности педагога и детей с использованием технологии культурных практик по теме "В мире фольклорных произведений о матери".
Наш детский сад является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик, направление - восприятие художественной литературы и фольклора. Восприятие художественной литературы выступает ...
Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.
В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...
Культурные практики в образовательном процессе ДОУ. Проблемы и пути их решения
С выходом ФГОС ДО, особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации ФГОС ДО положен культу...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...
Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме: «Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»
Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи"...
Конспект педагогического досуга для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности на тему: «Развитие культурных практик. Конструирование из природного материала. Зайчик и лиса»
Данный конеспект способствует развитию интереса у детей к ручному и художественному труду, как виду творческой деятельности человека....