Культурные практики в образовательном процессе ДОУ. Проблемы и пути их решения
статья

Мельникова Татьяна Васильевна

С выходом ФГОС ДО,  особое  внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников  самостоятельности и творчества. В основу реализации ФГОС ДО положен культурологический подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные практики в образовательном процессе ДОУ.

Проблемы и пути их решения

 С выходом ФГОС ДО,  особое  внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников  самостоятельности и творчества. В основу реализации ФГОС ДО положен культурологический подход.

В пункте 2.11.2. федерального государственного образовательного стандарта идет речь о том, что: «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». (2, с 9).

Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время на разных образовательных уровнях

 В теоретической и методической практике проблема реализации культурных практик педагогами дошкольного образования в аспекте ФГОС ДО не получила должного обоснования как важнейшей составляющей их непрерывного профессионального образования. Педагоги испытывают затруднения в их рациональном применении в образовательном процессе.

Определение понятия «культурная практика» сложно и объемно.  

По мнению Натальи Борисовны Крыловой, культурные практики — «это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни». В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Этот опыт может быть, как позитивным (доброжелательности, любви, дружбы, заботы), так и негативным (обиды, грубости, протеста). От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, жизненные ценности, дальнейшая судьба.

Научных исследований, а также практических рекомендаций по организации культурных практик, к сожалению, слишком мало, и встречаются они, в основном в культурологи,  в работах Джорджа Брунера, Натальи Борисовны Крыловой, Маргариты Юрьевны Гудовой.

Так как проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.

 Таким образом, существующее в практике методическое обеспечение образовательного процесса, являющееся не достаточно разработанным, а также,  отсутствие четких алгоритмов  реализации культурных практик в работе с дошкольниками, предполагает необходимость разработки методических рекомендаций «Организация культурных практик в ДОУ».

Литература

1. Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка [Текст] / А.Г. Асмолов. – Институт стратегических исследований в образовании РАО, 2012 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.isiorao.ru/Progect/experience1/ Asmolov.php.

2. Гудова, М.Ю. Современное чтение как деятельность, культурная практика и социальный институт [Текст] / М.Ю. Гудова. – Челябинск, 2011. – С.100-104

3. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.

4.. Крылова, Н.Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования [Текст] / Н.Б. Крылова. – М.: Смысл, 2010. – 125 с

5.  Лыкова, И.А. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки [Текст] / И.А. Лыкова, Е.Ю. Протасова // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 30-33.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. №1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htmi/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества...

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

Двигательная активность дошкольников: проблемы и пути их решения"

выступление на семинаре-совещании для руководителей декабрь 2012г...

Культурные практики в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО...

консультация "Применение культурных практик в образовательном процессе детского сада"

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились некоторые изменения и дополнения. К ним относятся...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....