Семинар "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"
материал
семинар для педагогов города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_vnedreniyu_programmy_yugorskiy_tramplin.docx | 30.25 КБ |
prezentatsiya_na_seminar_1.pptx | 2.93 МБ |
prezentatsiya_na_seminar_2.pptx | 2.9 МБ |
prezentatsiya_na_seminar_3.pptx | 2.72 МБ |
prezentatsiya_na_seminar_4.pptx | 2.77 МБ |
prezentatsiya_na_seminar_5.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
«Организация развивающей предметно - пространственно среды в ДОО в подготовительной группе»
(с учетом внедрения ФГОС ДОО на основе опыта работы по апробации программы «Югорский трамплин»)
Слайд 2
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Согласно стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Все эти принципы в полной мере учитываются и лежат в основе построения развивающей предметно-пространственной среды в программе, ориентированной на ребенка «Югорский трамплин».
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, из каких дидактических пособий эта среда состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому
организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Конечно, выстраивая предметно-развивающую среду для подготовительной к школе группы, мы отталкивались как от психологических особенностей детей 6-7 лет так и от возрастной ситуации развития:
Слайд 3
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении в и самоутверждение. |
Ведущая функция | Общение со сверстниками, осознания своего «Я». |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры. |
Отношения со взрослыми | Ситуативно-деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтение в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память | Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Воображение | Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания. |
Новообразования возраста | Планирующая функция речи. Предвосхищение результата деятельности. Формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Осознания своего «Я» и возникновение внутренних позиций. |
Слайд 4
Создавая развивающую предметно - пространственную среду по программе «Югорский трамплин» мы получаем возможность дать детям сделать самостоятельный выбор ( где, с кем и чем ребёнок будет заниматься) и принимать решения.
В программе «Югорский трамплин» есть обязательные принципы, по которым организовано пространство группы, подбираются материалы для детских игр и занятий, есть очевидные установки, которые являются обязательными для педагогов и которые определяют степень их профессиональной компетентности.
Слайд 5
- Принцип комфортности – «Мне здесь удобно, эта комната для меня»
Групповое помещение разделено на небольшие автономные центры активности. Здесь удобно работать, не отвлекает от работы , материалы хранятся в понятном детям порядке, дополнительные материалы для проектной деятельности, ковер для утреннего и вечернего сбора, кресло автора, уголок уединения.
- Принцип целесообразной достаточности.
Материалов должно быть достаточно для того, чтобы все было востребовано, служило актуальным образовательным целям.
- Принцип доступности « Я все могу взять, достать, дотянуться».
Я знаю, что и где лежит, потому что знаю и умею поддерживать порядок хранения. Все расположено на удобной высоте, в открытых контейнерах.
- Принцип превентивности. «Я не боюсь испачкаться краской при рисовании или намокнуть в центре песка и воды, потому что есть халатики и фартучки. Я знаю, чем мы занимаемся, и чем будем заниматься».
Превентивность-предупреждение, уменьшение риска. Для каждого ребенка ожидание предстоящих событий и дел очень важно, так как дает чувство защищенности и уверенности, и помогает сосредоточиться над задумкой и над своим временем.
- Принцип личной ориентированности. «Я могу выбрать. Мои работы подписаны и признаны. Имею право развиваться в собственном темпе».
Каждый из детей должен получить признание своих успехов.
- Принцип баланса инициатив детей и взрослых. «В план включаются детские инициативы, ребенок причастен ко всем событиям в группе»
Педагоги должны стремиться к тому, чтобы мысль ребенка была озвучена и замечена другими детьми.
Опираясь на выше изложенные принципы, мы создали среду, которая работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Групповое помещение разделено на автономные центры работы, материалы хранятся в понятном для детей порядке. Отбор материалов для каждого центра отражают реальный мир; побуждают к дальнейшим исследованиям; соответствуют интересам и уровню развития ребенка; обеспечивают его дальнейшее развитие; имеются в достаточном количестве; доступны и привлекательны; систематизированы и снабжены надписями и символами. Материал пополняется и сменяется в зависимости от темы недели. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствуют возрасту детей группы. При этом учитывали ведущую роль игровой деятельности.
Слайд 6, 7, 8
Слайд 9
Центр искусства «Волшебная кисточка»
Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.
Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.
В центре искусства дети рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов
Слайд 10
Центр строительства «Мастерилка»
Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало.
Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении. Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении.
Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья.
Слайд 11
Изюминкой этого центра является ландшафтный стол. Стол предполагает коллективную сюжетную игру, что естественным образом развивает у детей навыки коммуникации.
Слайд 12
Центр науки и естествознания «Хочу все знать»
Центр науки и естествознания
Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания.
Слайд 13
Литературный центр + центр грамотности « Говори, читай-ка»
Центр грамоты – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.
Слайд 14
Коврограф «Ларчик» (В. Воскобович)
Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.
«Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап работы и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на математическое развитие детей, ознакомление их с окружающим миром, развитие психических процессов. Может использоваться как в центре «Считай-ка» так и «Говори – Читай-ка».
Слайд 15
Центр математики и настольно печатных игр « Считай-ка »
Центр математики. В центре математики решаются математические, и речевые и многие другие задачи. Ребёнок начинает понимать меньше, больше, достаточно и т. д.
В данном центре располагается различный материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Палочки Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Слайд 16
Центр песка и воды «Капитошка»
Центр песка и воды
Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.
Слайд 17
Центр драматизации « Я Артист!»
Центр драматизации.
Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон. Дети развивают самые разные игры, где отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты.
Изготовленные своими руками шумовые инструменты Карла Орфа
оживляют игры в этом центре активности. Дети с удовольствием аккомпанируют себе клависами, бубенцами и колокольцами.
Отличительная черта предметно-развивающей среды нашей группы – использование методики обучения раннему чтению Николая Зайцева «Кубики Зайцева». Эта методика решает проблему складового чтения в процессе игры. А использование карточек Глена Домана позволяет научить ребенка воспринимать слово целиком, развивать память и значительно расширить объем внимания.
Последней новинкой нашей предметно-развивающей среды является игровой набор Ф.Фрёбеля, который соответствует требованиям ФГОС ДОО по обеспечению психолого – педагогических условий для реализации программ дошкольного образования. Он создан с учетом дидактических принципов:
- Информативность. В нем предусмотрена разнообразная тематика использования игровых средств из набора с учетом образовательных областей и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
- Вариативность. В структуру методического пособия заложен учет специфики образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, содержание воспитания, культурные и художественные традиции народов России.
Структура пособия разработана с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия, так называемый «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, где мягким подушкам-шептушкам ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Слайды 19 -24
Самое широкое применение на практике получили так называемые «Работающие стенды».
Стенд «Наш именинник» служит напоминанием детям о возможности поздравить именинника.
Стенд «Наша звёздочка» это подобие доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах.
Стенд «Доска выбора» важный атрибут в жизни группы. С его помощью дети обозначают свой выбор центра активности.
Стенд «Наш день» отмечает день недели, число, год, время года.
Стенд «Письмо родителям». Воспитатели в краткой форме перечисляют интересные идеи и дела, родителям дается подсказка, о том что можно спросить ребенка, о чём можно с ним поговорить вечером. Возможность пользоваться этим стендом позволяет родителям и детям без труда найти общий язык в обсуждение текущих дел.
Стенд «Золотые правила группы» рассказывает о правилах поведения как в центрах активности, так и во всех остальных помещениях.
Стенд «Модель трех вопросов» помогает взаимодействовать с родителями детей, помогает им быть полноправными участниками образовательной деятельности.
Слайды 25-27
В каждом уголке нашей группы расположены «умные помощники» схемы-алгоритмы действий: алгоритм раздевания/одевания в зимний/летний периоды, алгоритм заправления кроватей, алгоритм накрывания на стол, мытья рук, пользования книгами в библиотеке и т.д.
Слайд 28,29
Развивающая предметно - пространственная среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка - она воспитывает и развивает его. Я убеждена, что если мы организуем, развивающую предметно – пространственную среда в соответствии рекомендациями ФГОС детям посещающих наш детский сад, всегда будет интересно, и всегда будет чему научиться.
Слайд 30
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вопрос организации предметно - пространственной развивающей среды в ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности .
Показатели Нормативы Ведущая потребность Потребность в общении в и самоутверждение. Ведущая функция Общение со сверстниками, осознания своего «Я». Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры. Отношения со взрослыми Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтение в общении. Эмоции Преобладание ровного оптимистичного настроения. Способ познания Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. Восприятие Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Внимание Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. Память Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. Мышление Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Воображение Развитие творческого воображения стереотипности образов. Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания. Новообразования возраста Планирующая функция речи. Предвосхищение результата деятельности. Формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Осознания своего «Я» и возникновение внутренних позиций.
Создавая предметно - пространственную развивающую среду по программе «Югорский трамплин» получаем возможность дать детям сделать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребёнок будет заниматься и принимать решения). В программе «Югорский трамплин» есть обязательные принципы, по которым организовано пространство группы, подбираются материалы для детских игр и занятий, есть очевидные установки, которые являются обязательными для педагогов и которые определяют степень их профессиональной компетентности.
Принцип комфортности Принцип доступности Принцип целесообразной достаточности Принцип превентивности ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Принцип баланса инициатив детей и взрослых Принцип личной ориентированности
Наша группа
ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ «Волшебная кисточка» центр искусства « Мастерилка » центр строительства «Говори, читай-ка» центр литературы « Капитошка » центр песка и воды «Считай-ка» центр математики и настольно- печатных игр «Хочу всё знать» центр науки и естествознания «Поварёнок» центр кулинарии «Я артист !» центр драматизации «Звонкий мяч» открытая площадка
«Волшебная кисточка» центр искусства
« Мастерилка » центр строительства
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Хочу всё знать» центр науки и естествознания
«Говори, читай-ка» центр литературы
Коврограф «Ларчик»
«Считай-ка» центр математики и настольно- печатных игр
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я артист !» центр драматизации
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
« работающие» стенды в жизни детей
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша группа
Каждый ребёнок получит здесь ласку, Каждого встретит тепло и уют! Каждую девочку, каждого мальчика Здесь уважают, любят и ждут!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....