Мой мир Программа познавательного цикла по формированию целостной культуры мира у детей дошкольного возраста
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная программа будет полезна воспитателям, работающим с детьми разного возраста, содержит материал по использованию разных приемов технологии ТРИЗ, В программе дано краткое описание творческого развития летей разного возраста, освещены разные методы активизации творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_mir.doc | 187.5 КБ |
retsenziya_podgornyh.pdf | 371.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой мир
Программа познавательного цикла
по формированию целостной культуры мира
у детей дошкольного возраста
с применением технологии ТРИЗ
С. Некрасовка, Хабаровский муниципальный район
От автора
Последние годы в системе дошкольного образования произошли значительные структурные изменения. В настоящее время практически все педагоги (в соответствии c ФГТ и проектом ФГОС) стараются направлять свою работу на развитие воображения и всего взрастающего на нем творческого потенциала ребенка. Развитие воображения, творчества – главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, как универсальную способность. Ведь оно – не просто придумывание новых и необычных образов, тем более – не досужее фантазирование, уносящее ребенка в мир грез. Это еще и умение посмотреть на то, что и как ты делаешь «со стороны», глазами другого человека, глазами всего человеческого рода, как писал отечественный философ Э.В. Ильенков.
Развитию творческого воображения, умению видеть окружающий мир по-своему, находить свое место в этом мире, умению нестандартно мыслить помогает технология ТРИЗ, которая и легла в основу моей программы.
Начинать работу необходимо со второй младшей группы. Почему?
Чем раньше мы начнем развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, воображение, внимание, любознательность, наблюдательность, тем эффективнее будет работа. Это, во-первых. Во-вторых, потому что малыши- большие фантазеры и выдумщики сами по себе. У них нет еще ни одного стереотипа. Малыши верят всему! И, в- третьих, именно в этом возрасте у детей вырывается «Я – сам!» А это первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, к инициативе, неосознанному желанию проявить себя. Это первое стремление к творчеству, пожалуй, самое ценное в человеке, что может появиться за всю жизнь.
Детям этого возраста важен не результат, а сам процесс, поэтому надо поощрять, поддержать любую инициативу, независимо от конечного результата его деятельности. Особенно ценно его стремление научиться чему-то новому, узнать что-то интересное, желание сделать самому. Но в тоже время никогда не отказывать ему в помощи, но не навязывая ее при этом.
Дети этого возраста любят повторять, поэтому многие знания даются в ритмичной форме, с неоднократными повторениями. Если ребенок легко справляется с заданием, предлагается более сложные и, наоборот, в случае затруднения подольше задерживаться на простом. Ни в коем случае не упрекать малыша в том, что он что-то не умеет! Ведь очень важно, чтобы ребенок приобрел веру в себя и в тот мир, в котором он живет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С самого рождения ребенок испытывает на себе различные природные и общественные воздействия.
Все, что окружает ребенка, вызывает живой интерес. Итак, все детство, а иногда и всю жизнь. Человек познает новое, удивляется уже ранее узнанному и знакомому, если видит его в непривычном аспекте. Пик любознательности приходится на дошкольный период. Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город, это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность, это мир природы, с которой ребенок сталкивается на каждом шагу.
Но маленькие дети, не умея еще выделять и раскрывать причинно- следственные связи, не находя ответа на бесчисленные «почему?» и необъяснимые претензии взрослых постепенно теряет интерес ко всему, что его окружает, создает свой мир, общаясь с внешним миром по принципы достаточной необходимости. Рассеивается его любознательность и любопытство. А если внешний мир навязчив и настойчив в своих нравоучениях, то добавляется и агрессивность.
Как познакомить ребенка с окружающим миром, научит его видеть мир во всем многообразии, показать все взаимосвязи?
Ребенок успешно развивается, если он активно взаимодействует с миром. Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Именно в дошкольном возрасте складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого, эмоционального развития ребенка, приобретаются основы личностной культуры, ее базис. Ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, к способам активного воздействия на мир, проявляет эмоционально- оценочное отношение ко всему происходящему в окружающем его мире. При этом процессы обучения и воспитания могут быть разделены только условно.
Как же воспитать личность, умеющую легко разрешать жизненные задачи, получающую удовольствие от своей жизнедеятельности и обладающую высокими нравственными принципами.
Воспитывать - это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. Чтобы воспитать личность необходимо формировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок от рождения талантлив, а, значит, уже является творческой личностью.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ
Творческое воображение как основа личности
При правильном воспитании и обучении рождается и развивается такая главная черта личности, как воображение. На ее основе формируются творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.
Воображение – основа активного участия ребенка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т. д.. Оно включается в состав исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного), самосознания (образ «Я», самооценка), отношений к другому человеку (сопереживание, понимание). Достаточно развитое воображение позволяет ребенку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, осмысливать ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности, к окружающему миру. Творчество детей, хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить ребенку за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт, рисунок, сказку.
Творческий процесс – это качественный переход от известного к новому и неизвестному. У детей – это поиск другого сочетания красок и форм, новых сюжетов известных рассказов и сказок, нахождение оригинальных способов конструирования. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствует получению ими оригинальных результатов при выполнении различных действий. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь ошибиться, сделать не так, как надо, выглядеть «белой вороной», что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть непохожим на других, самостоятельностью поведения, желанием делать по-своему и быть значимым для других людей.
Для развития у детей творческого воображения, способности действовать самостоятельно, необходима особая система, которая включает в себя следующие элементы:
- создание безопасной базы ребенка;
- поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия при неудачах;
- недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка;
- предоставление ребенку возможности, при желании, остаться одному, заняться своими делами: избыток «шефства» может затруднить творчество;
- создание необходимой для творчества атмосферы, помощь ребенку приобщественном неодобрение;
- постоянная оценка ребенка как творческой личности, формирование у него чувства самоценности без выхода за рамки приличия,
- воспитание понимания ценности окружающих, учить уважать их мнение.
С созданием Г.С. Альтшуллером теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась база обучения, повышающая творческий потенциал человека. Чем раньше начнется обучение по данной системе, тем более высокий результат может быть достигнут. Это объясняется высоким уровнем развития воображения в детстве, а также тем, что такое творческое обучение не формирует у ребенка привычных стереотипов, неумения самостоятельно принимать решения. Таким образом, ТРИЗ помогает раскрыть и целенаправленно развивать творческие способности.
Основные методы
активизации творческого воображения
Что больше всего препятствует нестандартному мышлению, развитию творческого воображения, применению каких-либо непривычных решений? Психологическая инерция, которая присутствует почти у всех взрослых и, которую они успевают привить детям с ранних лет. Именно она является барьером при создании чего-либо нового.
Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию, является метод мозгового штурма. Его разработал Алекс Осборн в 1937 году. Психологической концепцией данного метода является теория З. Фрейда, которая говорит, что в обычных случаях мышление человека определяется в основном сознанием, где властвует контроль и порядок; чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условия для прорыва сил, бушующих в подсознании. Метод мозгового штурма учитывает не только психологию отдельного человека, но и психологию «толпы». При его использовании запрещается любая критика и поощряется любая идея. Особенность применения данного метода в работе с детьми заключается в том, что они сами по ходу что-то придумывают и предлагают, спорят, корректируют высказанные идеи. Эти ситуации зачастую возникают незапланированно, при решении какой-нибудь стихийно возникшей бытовой или сказочной задачи, во время игры-занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или художественного произведения.
Следующий метод – синектика. Его предложил Уильям Дж. Гордон, (США) в 50-х годах ХХ века. Как полагал Гордон, для творческого процесса очень важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, - привычное в непривычное. В синектику входят различные виды аналогии: прямая, фантастическая, символическая (графическая) и личная (эмпатия).
При прямой аналогии объект сравнивается с более или менее похожим объектом из другой области, (аналогия обозначает сходство двух 2 предметов в каких-то свойствах или отношениях). Широко распространена аналогия по внешней форме, когда находится аналог рассматриваемого объекта по внешнему виду или создается новый объект, подобный какому-то другому. Например, для нас одеждой служат пальто, шапка и др., для дерева – листва, кора, для животных – меховая шубка, для птиц – оперенье, для земли – снег, трава, листья.
Для знакомства с прямой аналогией можно использовать художественные произведения.
Фантастическая аналогия позволяет снять психологическую инерцию, перенести любую задачу или ситуацию в сказку. Она пригодится для составления рассказов и сказок с новыми героями и необыкновенными приключениями.
Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный, своеобразный образ объекта. С символической аналогией мы сталкиваемся постоянно: речь записывается буквами, числа - цифрами. Ее разновидностью является графическая аналогия – это умение обозначать реальный образ каким-либо символом, например:
Женщина,
Девочка
Животное
Графической аналогией мы подводим детей к понятию-приему «свертывания», умению выделить в образах самое главное. Личная аналогия – это наиболее сильный вид аналогии. Она базируется на эмпатии, в основе которой лежит прием отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главный смысл эмпатии – войти в образ кого-либо или чего-либо. Эмпатию имеет смысл применять вместо назидательных бесед на нравственные темы: побывав в образе какого-либо предмета из своего окружения, ребенок начинает относиться к нему бережно, с уважением.
Обыграть можно все, что окружает ребенка: домашних животных, игрушки, посуду, растения. Есть художественные произведения, в которых литературные герои используют этот метод. На основе синектики разработан метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, а также характер взаимодействия предметов и их элементов друг с другом и с окружающим миром - это моделирование маленькими человечками.
Сущность данного метода заключается в том, что нужно представить себе следующее: все, что нас окружает, состоит их множества маленьких человечков. И мы сами состоим из маленьких человечков. Почему человечков? Потому что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному. Они не видны, но очень похожи на детей.
Данный метод имеет широкое применение.
Например, при моделировании фазовых переходов вещества можно поставить себя на место этих человечков и благодаря этому через свои действия и ощущения лучше почувствовать и понять строение вещества.
Предложите подуть на ладошки, и дети почувствуют, как побежали воздушные человечки.
Твердые человечки держатся за руки, поэтому и все предметы держат форму, крепкие, их трудно разбить, сломать.
Жидкие человечки принимают ту форму, в которую их наливают.
Воздушные человечки находятся в постоянном движении.
С помощью человечков можно обыграть любой режимный момент и благодаря этому сделать его понятным и увлекательным для детей.
Следующий метод – это системный подход к окружающему миру. Системой называется любой предмет, объект или процесс, предназначенный для выполнения какого-либо действия, какой-то цели. Любой предмет – система состоит из каких-либо частей, элементов. Эти элементы, составляющие систему, называются подсистемой. Каждая система является частью более крупной системы, т. е. входит в некоторую надсистему.
Используя данный метод, необходимо показать ребенку, что все, что нас окружает, состоит из мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, твердым или жидким - является частью чего-то большего и в то же время сам из чего-то состоит. Системный подход к окружающему миру дает возможность ребенку познать мир во всем его многообразии.
Для чего детям необходим системный подход? Для того, чтобы помочь себе или сказочному герою решить любую задачу, лучше рассмотреть героя или предмет со всех сторон, вычленить их составляющие, узнать их взаимосвязи, изменения в прошлом и возможные перемены в будущем.
Знакомство детей со всеми этими методами и приемами может быть осуществлено только с учетом возрастных и личностных особенностей детей.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Младший дошкольный возраст
Возрастные особенности детей
В этом возрасте развивается основа эстетического восприятия мира – сенсорные реакции, сенсорные чувства. Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять любую инициативу ребенка, его стремление научиться чему-то новому или узнать новое, независимо от конечного результата его деятельности.
Ребенок этого возраста любит повторы, поэтому знания даются в ритмической форме, с неоднократными повторениями. В этот период хорошо тренировать память заучиванием стихотворений, т.к. ребенок находит удовольствие в повторении. Окружать ребенка надо только лучшими произведениями искусства, использовать на занятиях и в играх, наряду с игрушками, натуральные бытовые предметы.
Полезным является проведение простейших экспериментов по познанию свойств, признаков, функций на вещественном, наглядном материале, которого должно быть в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно провести эксперимент. Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена.
У детей этого возраста вдруг вырывается « Я сам!», а это первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, к инициативе, неосознанное желание проявить себя. Первое стремление к творчеству – это самое главное, что появляется у ребенка младшего возраста.
Основные задачи воспитания
В познавательной сфере:
- учить хорошо ориентироваться в группе, на участке детского сада, формировать интересы за пределами группы, участка;
- активно формировать способы чувственного познания и совершенствовать ощущения и восприятия для получения знаний о физических свойствах, цвете, форме, величине;
- развивать представления о временных признаках: сначала – потом, вчера – сегодня – завтра;
- определять расстояние до предмета: далеко – близко;
- формировать элементарные основы системного подхода к окружающему миру: знать названия окружающих предметов, некоторые свойства и качества, уметь сравнивать предметы, явления по одному признаку или свойству, классифицировать предметы по одному признаку, знать функциональные возможности знакомых предметов;
- открыть для ребенка связи знакомых предметов с окружающим миром;
- учить находить прямые аналогии знакомым предметам и явлениям в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности, учить находить в художественных произведениях приемы фантазирования, помогать изменять сюжеты и характеры героев.
В воспитании личности:
- формировать у ребенка способность к активным действиям в окружающей действительности;
- учить воспринимать информацию, подкрепленную зрительным образом,
- воспитывать творческие способности, культуру мышления,
- развивать эмоциональную сферу ребенка (сочувствие),воспитывать эмпатическое отношение к товарищам, к героям произведений.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Вторая младшая группа
Месяц | Темы и содержание познавательных занятий | Используемые примы ТРИЗ – РТВ |
Сентябрь | Наш детский сад. Знакомство с группой, с участком, с детским садом. | Системный подход: система, подсистема. |
Октябрь | Осень. Деревья, травы, кустарники. Цветы, овощи, фрукты, грибы. Правила поведения в лесу, на участке. | Системный подход, прямая аналогия по цвету, форме, функциям, игра «Хорошо-плохо». |
Ноябрь | Дом, в котором мы живем. Схематичный анализ квартиры: комнаты, кухня, коридор, ванная. Мебель, посуда, бытовые приборы, находящиеся здесь. Правила безопасности жизни дома. | Системный подход, выделение подсистем, прием фантазирования для показа относительного размера по отношению к окружающему, оживление. |
Декабрь | Семья и ребенок. Функции членов семьи. Зависимость друг от друга. | Решение сказочных задач, фантазирование. |
Январь | Профессии людей. Продавец, воспитатель, швея, врач, няня, шофер, художник. | Прямая аналогия по форме, ситуациям, цвету, свойства функциям, символическая аналогия. |
Февраль | Техника. Бытовая техника в детском саду и дома. Транспорт. | Системный подход, «Хорошо-плохо», оживление. |
Март | Домашние животные. Строение, места обитания, детеныши. | Фантастическая аналогия, личная аналогия (эмпатия) |
Апрель | Лес. Его растительный и животных мир. | Приемы фантазирования; другие приемы. |
Май | Птицы, рыбы. Строение, среда обитания, детеныши. | Прием фантазирования, символическая аналогия, оживление. |
Средний дошкольный возраст
Возрастные особенности детей
У детей расширяется представление о времени и пространстве, дети начинают четко дифференцировать прошлое и будущее.
Этот возраст характеризуется целенаправленностью психических процессов, увеличивается участие воли. Дети воспринимают предметы в целом, их различия в деталях, но пока не замечают «украшений». Детьми этого возраста лучше воспринимаются объекты действующие, подвижные.
Для него уже важна результативность выполнения задания. Недоделанная работа огорчает ребенка. Если не следить, чтобы каждое дело было доведено до конца, ребенок скоро привыкает к этому и поступает так постоянно.
Все свои игровые и бытовые действия ребенок сопровождает речью. Мышление детей характеризуется решением задач в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. Складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка.
Основные задачи воспитания
В познавательной деятельности:
- формировать системное видение мира, умение оперировать в уме знаниями о предметах, их связях и отношениях;
- постоянно раскрывать детям причинно-следственные отношения, действующие в окружающем мире;
- обращать внимание на разнообразие предметов одного вида;
- раскрывать детям взаимосвязи, существующие между живой и неживой природой, между человеком и природой, показывать роль человека в природе и их обоюдное значение;
- открывать для ребенка связи знакомых объектов с разных сторон,
- учить ребенка при создании чего-либо нового самостоятельно объяснять и демонстрировать полученный результат,
- учить наделять героев действиями и качествами, которые им не присущи (например, добрая Баба Яга).
В воспитании личности:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру,
- поощрять стремление положительно воздействовать на окружающий мир, дать почувствовать его значимость,
- обучать элементам планирования своих действий,
- побуждать устанавливать контакт со сверстниками, поощрять взаимопомощь,
- поддерживать стремление детей к получению информации, побуждать самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
Старшая группа
Возрастные особенности детей
В этом возрасте у детей развиваются элементы логического мышления, появляется способность анализировать и моделировать взаимоотношения на знакомом материале, с опорой на знания, полученные ранее. Наглядность продолжает использоваться как основа организации речевой и познавательной активности.
Этот возраст характеризуется расцветом фантазии. У детей все чаще проявляется потребность обнаруживать перед другими свои умения и осведомленность. Деятельность ребенка характеризуется самостоятельностью в выполнении заданий, сосредоточенностью, соблюдением положительных форм взаимодействия со сверстниками.
Снижается способность к внушаемости: дети уже способны защищать выработанное решение, отстаивать свою точку зрения. У ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, формируется любознательность, которая направлена на объекты окружающего мира.
Основные задачи воспитания
В познавательной деятельности:
- закреплять системное видение мира, учить выделять обобщенные признаки и свойств отдельных предметов, обнаруживать связи и зависимости между ними,
- обращать внимание детей не на случайные, а на существенные связи, на системные стороны и особенности объектов и явлений;
- учить элементарной безопасности жизни;
- знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых операций;
- знакомить детей с разными сторонами действительности, с явлениями природы, с миром человеческих отношений, с произведениями культуры, с миром собственных переживаний.
В воспитании личности:
- продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе,
- формировать навыки творческой исследовательской работы,
- развивать творческое воображение,
- повышать самосознание, формировать способность рефлексировать, анализировать свои качества, ставить перед собой цели,
- учить реально, оценивать свои поступки и действия, соотнося их с общепринятыми правилами поведения.
Подготовительная к школе группа
Возрастные особенности детей
В этом возрасте развито умение элементарного планирования, но еще нет способности согласования своих планов с другими людьми. Формируется умение работать в определенном темпе. Ребенок осваивает сложные отношения между окружающими предметами, начинает оперировать понятиями разной степени обобщенности.
Ребенок приобретает способность ставить себя на место другого. Имеет представления о природном и рукотворном мире. Зарождается оценка и самооценка.
Основные задачи воспитания
В познавательной деятельности:
- закрепить системное видение мира, знание элементарных законов развития систем;
- формировать навыки запоминания и анализа произведений, используя моделирование и символику;
- проводить исследовательскую работу, исследуя свойства материалов и природных явлений;
уметь защищать выработанное решение, анализируя и аргументировано доказывая его положительные стороны;
- учить выполнять задания и решать жизненные и учебные задачи на основе имеющихся представлений, без использования самих объектов.
В воспитании личности:
- формировать навыки самостоятельной творческой работы и исследовательской деятельности,
- учить грамотно действовать во всех сферах своей жизни (в детском саду, в семье, в общественных местах), во взаимоотношениях с природой,
- развивать чувство уверенности в своих знаниях и умениях, понимания достоинств и недостатков, как у себя, так и окружающих,
- учить доводить любое дело до конечного результата,
- закреплять умение делать любое дело, анализируя значение его конечного результата, как для себя, так и для окружающих.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Вторая младшая группа
Месяц | Темы и содержание познавательных занятий | Используемые примы ТРИЗ – РТВ |
Сентябрь | Наш детский сад. Знакомство с группой, с участком, с детским садом. | Системный подход: система, подсистема. |
Октябрь | Осень. Деревья, травы, кустарники. Цветы, овощи, фрукты, грибы. Правила поведения в лесу, на участке. | Системный подход, прямая аналогия по цвету, форме, функциям, игра «Хорошо-плохо». |
Ноябрь | Дом, в котором мы живем. Схематичный анализ квартиры: комнаты, кухня, коридор, ванная. Мебель, посуда, бытовые приборы, находящиеся здесь. Правила безопасности жизни дома. | Системный подход, выделение подсистем, прием фантазирования для показа относительного размера по отношению к окружающему, оживление. |
Декабрь | Семья и ребенок. Функции членов семьи. Зависимость друг от друга. | Решение сказочных задач, фантазирование. |
Январь | Профессии людей. Продавец, воспитатель, швея, врач, няня, шофер, художник. | Прямая аналогия по форме, ситуациям, цвету, свойства функциям, символическая аналогия. |
Февраль | Техника. Бытовая техника в детском саду и дома. Транспорт. | Системный подход, «Хорошо-плохо», оживление. |
Март | Домашние животные. Строение, места обитания, детеныши. | Фантастическая аналогия, личная аналогия (эмпатия) |
Апрель | Лес. Его растительный и животных мир. | Приемы фантазирования; другие приемы. |
Май | Птицы, рыбы. Строение, среда обитания, детеныши. | Прием фантазирования, символическая аналогия, оживление. |
Средняя группа
Месяц | Темы и содержание познавательных занятий | Приемы ТРИЗ – РТВ |
Сентябрь | Времена года. Детский сад. Участок, улица. | Системный подход, прием фантазирования. |
Октябрь | Растительный мир: деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты. Погода: небо, облака. Растения: культурные и дикорастущие. Труд в природе осенью. Правила безопасности труда. | Системный подход, графическая, прямая фантастическая аналогии, прием «Хорошо-плохо» с анализом, кому хорошо, кому плохо. |
Ноябрь | Животный мир. Домашние и дикие животные. Способы передвижения. Образ жизни, характеристика укрытий. Способы питания. Детеныши. Особые формы жизнедеятельности, связанные с перенесением неблагоприятных сезонных явлений. | Знакомство с системным оператором, графическая, прямая и фантастическая аналогии. |
Декабрь | Семья, ребенок. Функции каждого члена семьи, их профессия. Взаимопомощь, зависимость друг от друга. Место ребенка в семье, в общественной жизни. Дела ребенка. Правила безопасной жизни дома. | Решение сказочных и жизненных задач, прием фантазирования, символическая, прямая аналогии. |
Январь | Дома, в которых мы живем. Обстановка, бытовые приборы. | Системный подход, метод моделирования маленькими человечками. |
Февраль | Одежда. Ее функции. Многофункциональная, сезонная, возрастная, национальная одежда. Обувь: назначение, связь с погодой. Посуда: классификация. | Приемы фантазирования; системный оператор; графическая, прямая и фантастическая аналогии. |
Март | Игры. Игры сюжетно-ролевые, с игрушками; игры на основе сказки. | Прием фантазирования, синектика, системный оператор. |
Апрель | Весна. Природные явления. Растительный и животный мир весной. Приспособление растений и животных к среде обитания (строение, поведение). Аналогия с человеком. | Поиск формулирования противоречий, решение знакомыми приемами с помощью воспитателя, синектика, системный оператор. |
Май | Транспорт. Виды транспорта, особенности каждого вида. Группировка по способу передвижения, по назначению, по характеру перевозимого груза. | Решение сказочных и жизненных задач со знакомыми приемами, сочинение фантастических произведений с применением методов фантазирования, составление книги сказок с собственными иллюстрациями. |
Старшая группа
Месяц | Темы и содержание познавательных занятий | Приемы ТРИЗ – РТВ |
Сентябрь | Осень. Растительный мир. Растения в природе, дома. Продукты питания: дикорастущие и культурные. Разница по вкусовым и другим качествам. Труд осенью на участке, в городе. Безопасность труда. Погода: небо, облачность, влияние погоды на растения. | Системный подход, зависимость системы от надсистемы, системный оператор, прямая, графическая аналогии, прием фантазирования. |
Октябрь | Группа – детский сад – город. Общественные и жилые здания. Особенность условий проживания людей в городе. | Выявление противоречий приемом «Хорошо-плохо», синектика, прием фантазирования. |
Ноябрь | Животный мир. Домашние и дикие животные. Строение и поведение животных, связь строения и поведения. Особенности выращивания потомства. | Системный подход синектика, прием фантазирования. |
Декабрь | Семья, ребенок, общество. Функции членов семьи дома и в обществе. Потребности людей, их чувства, желания. Взаимопомощь в семье, в коллективе, на работе. | Системный подход синектика, разрешение противоречий. |
Январь | Дом, в котором я живу. Подробное рассмотрение квартиры, дома. Предметы обихода: мебель, посуда, одежда, обувь. | Принцип разрешения противоречий, метод моделирования маленькими человечками. |
Февраль | Бытовые приборы дома и в детском саду. Их функции, необходимость. Использование приборов человеком. Их заменители. Приборы будущего. | Приемы фантазирования, самостоятельный поиск сказочных решений, синектика. |
Март | Профессии человека. «Профессии» животных. Игры детские и взрослые. Особенности различных видов игр, их необходимость, целевая направленность. | Прием фантазирования, системный подход, графическая аналогия. |
Апрель | Транспорт. Зависимость строения транспортных средств от среды передвижения, его назначения и характера груза. | Синек тика, принцип разрешения противоречий. |
Май | Средства общения. Ощущения. Техника. Игрушки. | Повторение ранее изученных приемов. |
Подготовительная группа
Месяц | Темы и содержание познавательных занятий | Приемы ТРИЗ – РТВ | |
Сентябрь | Группа – детский сад – город – страна – земной шар. Национальные, природные, климатические особенности. | Системный подход, синектика, фантазирование. | |
Октябрь | Осень. Растительный мир. Растения дикорастущие и культурные. Продукты питания человека и животных. Заготовка на зиму человеком, животным. Труд человека в природе. Формы жизнедеятельности растений, позволяющие им переносить неблагоприятные периоды, связанные с сезонными изменениями. | Системный подход, зависимость системы от надсистемы, «Хорошо-плохо» (кому, когда, для чего), переход количества в качество, приемы фантазирования и оживление. | |
Ноябрь | Животный мир. Животные домашние и дикие. Относительность приспособления животных к среде обитания. Наличие потребностей, удовлетворение которых обеспечивает их существование и развитие. Связь строения органов с их функцией. Экологическое равновесие в природе. Одомашнивание и приручение животных. Значение домашних животных для человека в древности и в наши дни. | Системный подход, противоречия (формирование совместно с воспитателем), разрешение противоречий, фантазирования. | |
Декабрь | Ребенок, семья. Поколение, род, родственники. Профессии. Составление родового древа. Зависимость потребностей людей, их чувств, желаний от окружающего общества, от времени жизни. Взаимопомощь. «Родство» по духу, по интересам, по месту проживания. | Системный подход, прием фантазирования, формирование и разрешение противоречий (с небольшой помощью воспитателя). | |
Январь | Дом, учеба, работа. Национальные и природные особенности. Изменения в разные исторические эпохи. Техника, помогающая в делах. | Моделирование маленькими человечками, синектика, фантазирования. | |
Февраль | Средства индивидуальной и массовой информации. Личные ощущения. Книги, телевидение, радио, школа. Искусство. Их разновидности, функции, особенности в разные исторические периоды. | Прием разрешения противоречий, объединение однородных и неоднородных систем в надсистему. | |
Март | Игры взрослые и детские. Виды игр, их функции. Техническая оснащенность. Особенности различных игр, их целевая направленность, привлекательность. Совместные игры. Народные игры. | Принцип разрешения противоречий: обратить вред в пользу; прием фантазирования. | |
Апрель | Транспорт. Зависимость строения транспортных средств от среды передвижения, назначения и характера перевозимого груза. Зависимость между видами транспорта и условиями перевозок (скорость, экономичность, сохранность груза, удобства для пассажиров) | Прием разрешения противоречий, системный подход, синектика. | |
Май | Мы и вселенная. Закрепление всего пройденного материала. | Самостоятельное нахождение противоречий, их формулировка, разрешение. |
ЛИТЕРАТУРА
- Белоусова Л. Е. удивительные истории. - СПб.: «Детство-пресс», 2003.
- Виноградов Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.
- Ермолаева С. Д. Готовимся к аттестации. - СПб.: «Детство-пресс», 1999.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 1998.
- Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1998.
- Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. – № 3. - 1993 .
- Никашин А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим ми ром. – Ростов-на-Дону, 1992..
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. - Письмо Министерства образования РФ от 07. 04.99, № 70/23 –16.
- Попова Т. И. Мир вокруг нас. - М., 1998.
- Стеркина Р. Б. Стандарт дошкольного образования. - М.
- Страунинг А..М. Методы активизации мышления. - Обнинск, 1994.
- Страунинг А. М. «Росток». - Обнинск, 1996.
- Страунинг А. М. Задачи вокруг нас. - Обнинск, 1997.
- Субботинский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991.
Графическая аналогия
Женщина, бабушка
Девочка
Кошка
Лягушка
Дед
Схемы сказок
«Колобок»
«Теремок»
«Заячья избушка»
«Снегурочка»
«Курочка – ряба»
«Репка»
«Три поросенка»
«Царевна – лягушка»
Моделирование маленькими человечками
Твердые человечки – они всегда крепко держатся за руки.
Жидкие человечки – они не держатся за руки.
Воздушные человечки - они всегда в движении.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ
Творческое воображение как основа личности 4
Основные методы активизации творческого
воображения 6
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В
РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Младший дошкольный возраст 10
Средний дошкольный возраст 12
Старшая группа 13
Подготовительная к школе группа 15
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Вторая младшая группа 17
Средняя группа 18
Старшая группа 20
Подготовительная к школе группа 23
ЛИТЕРАТУРА 25
ПРИЛОЖЕНИЕ
Прямая аналогия в произведениях 26
Графическая аналогия 27
Схемы сказок 28
Моделирование маленькими человечками 31
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»
В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы
Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1. Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....
Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"
Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.
В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.
laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...
Статья.Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду являе...
Тема: «Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов...