Тема: «Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.»
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества — являются ведущими ориентирами современного образования. Эти позиции нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования.
С самого раннего детства начинается формирование личности с определенным культурным уровнем.
Постепенно складывается из разрозненных частей мозаики базовая картина мира в сознании ребенка. Она, конечно же, будет дополняться по мере взросления и обучения по- мере созревания тех инструментов, которыми человек пользуется для познания окружающей действительности всю свою жизнь.
В учении К.Д. Ушинского целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте, и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов.
Ее формирование возможно, если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров, составляющих «собственно человеческое измерение», а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура, литература, традиции, образ мысли, образы Родины, природы, человека, переживания человека, привычки, семья.
Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии поведения. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему. (Ушинский, 1949).
Формирование целостной картины мира ребенка является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.
Многообразный мир живой и неживой природы, красок и звуков обрушивается на ребенка, который отчаянно пытается разобраться в нем и первым делом дать ему характеристику: хорошо или плохо.
Семья – первая ступенька в развитии патриотических чувств у детей раннего возраста Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком деле.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного период
а характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Потому–то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.
Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.
Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному.
Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
Нравственно–моральные качества личности – первая ступень формирования нравственного и морального человека, которая закладывается в детстве. Поэтому главная цель педагога – создание условий для приобщения детей к нравственно — патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Потребность в общении – важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребенка.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому; вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.
К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.
Для более глубокого анализа проблемы я провела тестирование: «Какие мы родители», а также предложила заполнить анкету по данной теме.
К своему сожалению узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.
Я посчитала необходимостью разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность; привить важные понятия: быть сильным – не только преимущество, но и ответственность; есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в умении сдерживать себя, в чем-то себе отказывать, поступиться собственным удобством ради других.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Поэтому работая с детьми раннего возраста, я большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках. Вместе с детьми готовим подарки для родных и близких к праздникам 8 марта и 23 февраля. Беседуем на темы «Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой». Регулярно играем с детьми в дидактические игры: «Чей малыш», «У кого какая мама», в пальчиковые игры: «Семья», «Сорока Белобока», « Этот пальчик дедушка» и сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие». Разучиваем песни и стихотворения о маме и семье.
В своей работе с семьей я опираюсь на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним — все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно мы ведем подборку фотографий и оформляем в группе альбомы «Я и моя семья», «Мои родители – железнодорожники».
Родителей привлекаем к активному участию в жизни группы, сюда относятся и совместное изготовление тематических поделок для конкурсов детского сада, участие в праздниках и конкурсах, изготовление тренажеров для развития мелкой моторики и сенсорики. Пополняем родительский уголок памятками «Формирование начал патриотических чувств», «Маленький помощник», «Мир в сердце – мир в семье» и другие.
Патриотическое воспитание начинается уже в тот момент, когда ребенок слышит колыбельную на родном языке, когда мама читает ему народные сказки, когда он гуляет по паркам родного города и видит красоту родной природы. Если в семье сильны национальные традиции и ребенок с раннего детства принимает участие в определенных ритуалах, узнает от родителей историю своей страны, знакомится с ее культурой, путешествует, посещает памятные места, изучает родной язык, то можно с уверенностью сказать, что он получает патриотическое воспитание. Большое значение имеет и отношение родителей к этому вопросу. Если они постоянно акцентируют внимание на том, как сильно хотели бы покинуть страну, то ни о каком воспитании любви к родине и речи не может быть.
Как ни парадоксально, но моменты, когда папа с сыном отправляются на футбольный матч сборной или вся семья смотрит по телевизору международные соревнования по плаванию и болеет за спортсменов-представителей своей страны, являются частью воспитания патриотических чувств, любви и преданности своему народу.
Воспитывать ребенка патриотом просто, но только тем родителям, которые сами проявляют патриотические чувства. Дети быстро перенимают убеждения родителей и почти всегда разделяют их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»
В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы
Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1. Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....
Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"
Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.
В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.
laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...
Статья.Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду являе...