Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по теме

Мищанин Марина Геннадьевна

Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический час «Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги» Подготовила: Мищанин Марина Геннадьевна Старший воспитатель I квалификационной категории г.Назарово 2015г.

Слайд 2

Познавательное развитие предпола­гает развитие интересов воспитанников, любознательности и познавательной мо­тивации, формирование познавательных действий, становление сознания, разви­тие воображения и творческой актив­ности, формирование первичных пред­ставлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отно­шениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, рит­ме, темпе, количестве, числе, части и целом, про­странстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Слайд 3

Что же такое – тактильные ощущения?

Слайд 4

Тактильная книга

Слайд 5

Основная цель тактильных книг - формирова­ние целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

Слайд 6

С помощью этих книг можно решать следующие задачи : развитие у воспитанников познавательного ин­тереса к миру природы; привлечение внимания к книге как к источнику знаний; развитие психических процессов, коррекция и профилактика нарушений зрения и речи.

Слайд 7

Особенности и преимущества тактильных книг: соответствие дидактическим принципам: развивающего образования (энциклопедиче­ские знания); научной обоснованности и практической применимости; полноты , необходимости и достаточности (информация подобрана с учетом возраста детей); интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения обра­зовательного процесса. наглядность - дают возможность ощутить струк­туру различных природных материалов (мягкий мех животных, шершавая кора деревьев, круглые чешуйки рыб и т. д.); эффективное усвоение детьми новых знаний; возможность долго удерживать внимание и ин­терес дошкольников; подходят для использования в совместной дея­тельности взрослых и детей.

Слайд 8

Тактильные книги делятся на два вида: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые ); ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).

Слайд 9

Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 1-ой ступени сложности для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.

Слайд 10

Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 2-ой ступени сложности для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (познавательных ) процессов мышления у ребенка.

Слайд 11

Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 3 -ой ступени сложности для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени -углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.

Слайд 12

В основе каждой из тактильных книг может быть одна из лексических тем , переложенных на сю­жет сказки (про насекомых, диких животных, морских обитателей), что повышает их доступность для дошколь­ников. Страницы тактильных книг с рисунками пред­ставляют собой объемные картинки-конструкции , для создания которых используются различные материалы. Благодаря творческому подходу педагогов, родителей на книжных страницах можно увидеть: песок из манной крупы, водоросли из тесьмы, бисера и бар­хатной бумаги, бабочек , листья из войлока, кораллы , ягоды из бисера, елочки , облака из ватных дисков и др. С фигурами главных героев, которые прикре­плены липучками, можно осуществлять всевозмож­ные действия.

Слайд 13

Тактильные книги единственные в своем роде и не­повторимые, поэтому запоминаются надолго, так же как и знания, которые они помогают усвоить. Тематика подобных книг может быть связана не только с живой природой, но и с предметным ми­ром, историей и эволюцией развития человечества.

Слайд 15

Используемые источники : 1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985. 2. Башаева В. Развитие восприятия у детей.//Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития» 1997. 3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение, 1990. 4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте.// Тезисы докладов на II съезде психологов. – М. 19963. 5. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 3/2014г. с.37 (статья Г.А. ВЛАДИМИРОВА, О.А. ОКИШЕВА. Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги); 6. http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/master_klass_sborki_taktilnoj_knizhki_dlja_malysha/9-1-0-168; 7. http://www.u-mama.ru/read/obaby/handmade/5948.html 8. http://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-taktilnaja-kniga.html 9. http://doshkolnik.ru/zrenie/1688-taktilie-knigi.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический час «Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги» Подготовила: Мищанин Марина Геннадьевна Старший воспитатель I квалификационной категории г.Назарово 2015г.

Слайд 2

Познавательное развитие предпола­гает развитие интересов воспитанников, любознательности и познавательной мо­тивации, формирование познавательных действий, становление сознания, разви­тие воображения и творческой актив­ности, формирование первичных пред­ставлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отно­шениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, рит­ме, темпе, количестве, числе, части и целом, про­странстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Слайд 3

Что же такое – тактильные ощущения?

Слайд 4

Тактильная книга

Слайд 5

Основная цель тактильных книг - формирова­ние целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

Слайд 6

С помощью этих книг можно решать следующие задачи : развитие у воспитанников познавательного ин­тереса к миру природы; привлечение внимания к книге как к источнику знаний; развитие психических процессов, коррекция и профилактика нарушений зрения и речи.

Слайд 7

Особенности и преимущества тактильных книг: соответствие дидактическим принципам: развивающего образования (энциклопедиче­ские знания); научной обоснованности и практической применимости; полноты , необходимости и достаточности (информация подобрана с учетом возраста детей); интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения обра­зовательного процесса. наглядность - дают возможность ощутить струк­туру различных природных материалов (мягкий мех животных, шершавая кора деревьев, круглые чешуйки рыб и т. д.); эффективное усвоение детьми новых знаний; возможность долго удерживать внимание и ин­терес дошкольников; подходят для использования в совместной дея­тельности взрослых и детей.

Слайд 8

Тактильные книги делятся на два вида: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые ); ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).

Слайд 9

Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 1-ой ступени сложности для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.

Слайд 10

Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 2-ой ступени сложности для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (познавательных ) процессов мышления у ребенка.

Слайд 11

Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 3 -ой ступени сложности для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени -углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.

Слайд 12

В основе каждой из тактильных книг может быть одна из лексических тем , переложенных на сю­жет сказки (про насекомых, диких животных, морских обитателей), что повышает их доступность для дошколь­ников. Страницы тактильных книг с рисунками пред­ставляют собой объемные картинки-конструкции , для создания которых используются различные материалы. Благодаря творческому подходу педагогов, родителей на книжных страницах можно увидеть: песок из манной крупы, водоросли из тесьмы, бисера и бар­хатной бумаги, бабочек , листья из войлока, кораллы , ягоды из бисера, елочки , облака из ватных дисков и др. С фигурами главных героев, которые прикре­плены липучками, можно осуществлять всевозмож­ные действия.

Слайд 13

Тактильные книги единственные в своем роде и не­повторимые, поэтому запоминаются надолго, так же как и знания, которые они помогают усвоить. Тематика подобных книг может быть связана не только с живой природой, но и с предметным ми­ром, историей и эволюцией развития человечества.

Слайд 15

Используемые источники : 1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985. 2. Башаева В. Развитие восприятия у детей.//Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития» 1997. 3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение, 1990. 4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте.// Тезисы докладов на II съезде психологов. – М. 19963. 5. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 3/2014г. с.37 (статья Г.А. ВЛАДИМИРОВА, О.А. ОКИШЕВА. Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги); 6. http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/master_klass_sborki_taktilnoj_knizhki_dlja_malysha/9-1-0-168; 7. http://www.u-mama.ru/read/obaby/handmade/5948.html 8. http://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-taktilnaja-kniga.html 9. http://doshkolnik.ru/zrenie/1688-taktilie-knigi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»

В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы

Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1.      Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.

В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.

laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...

Статья.Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду являе...