Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по теме
Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_chas_taktilnaya_kniga.pptx | 2.13 МБ |
metodicheskiy_chas_taktilnaya_kniga.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов воспитанников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Что же такое – тактильные ощущения?
Тактильная книга
Основная цель тактильных книг - формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
С помощью этих книг можно решать следующие задачи : развитие у воспитанников познавательного интереса к миру природы; привлечение внимания к книге как к источнику знаний; развитие психических процессов, коррекция и профилактика нарушений зрения и речи.
Особенности и преимущества тактильных книг: соответствие дидактическим принципам: развивающего образования (энциклопедические знания); научной обоснованности и практической применимости; полноты , необходимости и достаточности (информация подобрана с учетом возраста детей); интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения образовательного процесса. наглядность - дают возможность ощутить структуру различных природных материалов (мягкий мех животных, шершавая кора деревьев, круглые чешуйки рыб и т. д.); эффективное усвоение детьми новых знаний; возможность долго удерживать внимание и интерес дошкольников; подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей.
Тактильные книги делятся на два вида: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые ); ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 1-ой ступени сложности для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 2-ой ступени сложности для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (познавательных ) процессов мышления у ребенка.
Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 3 -ой ступени сложности для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени -углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
В основе каждой из тактильных книг может быть одна из лексических тем , переложенных на сюжет сказки (про насекомых, диких животных, морских обитателей), что повышает их доступность для дошкольников. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объемные картинки-конструкции , для создания которых используются различные материалы. Благодаря творческому подходу педагогов, родителей на книжных страницах можно увидеть: песок из манной крупы, водоросли из тесьмы, бисера и бархатной бумаги, бабочек , листья из войлока, кораллы , ягоды из бисера, елочки , облака из ватных дисков и др. С фигурами главных героев, которые прикреплены липучками, можно осуществлять всевозможные действия.
Тактильные книги единственные в своем роде и неповторимые, поэтому запоминаются надолго, так же как и знания, которые они помогают усвоить. Тематика подобных книг может быть связана не только с живой природой, но и с предметным миром, историей и эволюцией развития человечества.
Используемые источники : 1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985. 2. Башаева В. Развитие восприятия у детей.//Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития» 1997. 3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение, 1990. 4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте.// Тезисы докладов на II съезде психологов. – М. 19963. 5. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 3/2014г. с.37 (статья Г.А. ВЛАДИМИРОВА, О.А. ОКИШЕВА. Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги); 6. http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/master_klass_sborki_taktilnoj_knizhki_dlja_malysha/9-1-0-168; 7. http://www.u-mama.ru/read/obaby/handmade/5948.html 8. http://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-taktilnaja-kniga.html 9. http://doshkolnik.ru/zrenie/1688-taktilie-knigi.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов воспитанников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Что же такое – тактильные ощущения?
Тактильная книга
Основная цель тактильных книг - формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
С помощью этих книг можно решать следующие задачи : развитие у воспитанников познавательного интереса к миру природы; привлечение внимания к книге как к источнику знаний; развитие психических процессов, коррекция и профилактика нарушений зрения и речи.
Особенности и преимущества тактильных книг: соответствие дидактическим принципам: развивающего образования (энциклопедические знания); научной обоснованности и практической применимости; полноты , необходимости и достаточности (информация подобрана с учетом возраста детей); интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения образовательного процесса. наглядность - дают возможность ощутить структуру различных природных материалов (мягкий мех животных, шершавая кора деревьев, круглые чешуйки рыб и т. д.); эффективное усвоение детьми новых знаний; возможность долго удерживать внимание и интерес дошкольников; подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей.
Тактильные книги делятся на два вида: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые ); ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 1-ой ступени сложности для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 2-ой ступени сложности для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (познавательных ) процессов мышления у ребенка.
Выделяются три ступени сложности тактильной книги: Книги 3 -ой ступени сложности для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени -углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
В основе каждой из тактильных книг может быть одна из лексических тем , переложенных на сюжет сказки (про насекомых, диких животных, морских обитателей), что повышает их доступность для дошкольников. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объемные картинки-конструкции , для создания которых используются различные материалы. Благодаря творческому подходу педагогов, родителей на книжных страницах можно увидеть: песок из манной крупы, водоросли из тесьмы, бисера и бархатной бумаги, бабочек , листья из войлока, кораллы , ягоды из бисера, елочки , облака из ватных дисков и др. С фигурами главных героев, которые прикреплены липучками, можно осуществлять всевозможные действия.
Тактильные книги единственные в своем роде и неповторимые, поэтому запоминаются надолго, так же как и знания, которые они помогают усвоить. Тематика подобных книг может быть связана не только с живой природой, но и с предметным миром, историей и эволюцией развития человечества.
Используемые источники : 1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985. 2. Башаева В. Развитие восприятия у детей.//Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития» 1997. 3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение, 1990. 4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте.// Тезисы докладов на II съезде психологов. – М. 19963. 5. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 3/2014г. с.37 (статья Г.А. ВЛАДИМИРОВА, О.А. ОКИШЕВА. Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги); 6. http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/master_klass_sborki_taktilnoj_knizhki_dlja_malysha/9-1-0-168; 7. http://www.u-mama.ru/read/obaby/handmade/5948.html 8. http://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-taktilnaja-kniga.html 9. http://doshkolnik.ru/zrenie/1688-taktilie-knigi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»
В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы
Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1. Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.
В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....
Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.
laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...
Статья.Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду являе...
Тема: «Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов...