Презентация "Роль игры в современном дошкольном образовании"
презентация

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние детской игры. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Но несмотря на эти общепринятые аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 52 Роль игры в современном дошкольном образовании Выполнила: Педагог-психолог Теребова А.В.

Слайд 2

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние детской игры. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения , творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Но несмотря на эти общепринятые аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования.

Слайд 3

Для формирования игровой деятельности детей отсутствуют необходимые условия. В режиме дня ДОУ на свободную игру фактически не остается времени. Предметная среда детского сада не способствует, а часто препятствует созданию игрового пространства. Игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижен.

Слайд 4

Причины ухода игры из дошкольного детства Непонимание развивающего значения данной детской деятельности. Игра чаще всего рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из дошкольного детства.

Слайд 5

Причины ухода игры из дошкольного детства Отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и т.д.). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут и не хотят взять на себя функцию приобщения к игре.

Слайд 6

Причины ухода игры из дошкольного детства Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметом обладания, которые заполняют физическое пространство, но не становятся побудителями внешней и внутренней активности детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.

Слайд 7

Главная причина вытеснения игры из дошкольного образования Подмена игры как детской деятельности игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т.е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчеркивается. Однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.

Слайд 8

Отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения Настоящая игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не результат или ее оценка. Настоящая игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры.

Слайд 9

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей: Ситуативность поведения, зависимость от предметного окружения и воспринимаемой ситуации (в дошкольном возрасте невозможность создания своего замысла – это признак задержки развития). Невозможность самоорганизации детей, зависимость от взрослого – без указаний взрослых и без прямого руководства дети не могут найти содержательного занятия, скучают или «бесятся». Дефицит воображения и внутреннего плана действия - дошкольники не могут придумать сюжет игры или сочинить историю, или нарисовать что-то, отличное от образца.

Слайд 10

Продолжение Недоразвитие воли и произвольности – дети не управляют своим поведением, они могут что-то делать только при прямом руководстве взрослых. Коммуникативные трудности – общение детей сводится к минимуму и становится бессодержательным – не умея играть, они не знают, чем заняться вместе и либо дерутся и толкаются, либо занимаются со своими игрушками. Неразвитость мотивационно-смысловой сферы, т.е. отсутствие осознанных желаний, внутренняя пустота, отсутствие целенаправленности. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому ее отсутствие (или примитивный уровень) ведут к деформации развития данных ключевых личностных образований.

Слайд 11

Условия, способствующие возвращению игр ы Открытость образовательной программы. Адекватная предметно-пространственная среда. Игровая компетентность взрослого-воспитателя.

Слайд 12

Игровая компетентность предполагает следующие качества и способности воспитателя: Креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть ситуацию, придать новое значение знакомым предметам. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заряжать детей своей эмоцией. Для этого нужны такие качества как открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и серьезное отношение к игровой ситуации. Тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных.

Слайд 13

Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активностью. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.

В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....

Игра в современном дошкольном образовании

Статья   Статья "Игра в современном дошкольном образовании"...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Консультация для родителей: "Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании"

Материал, содержащийся в консультации,  повысит компетентность родителей по интеллектуальному развитию дошкольников....