Презентация "Роль игры в современном дошкольном образовании"
презентация
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние детской игры. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Но несмотря на эти общепринятые аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль игры в современном дошкольном образовании | 90.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние детской игры. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения , творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Но несмотря на эти общепринятые аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования.
Для формирования игровой деятельности детей отсутствуют необходимые условия. В режиме дня ДОУ на свободную игру фактически не остается времени. Предметная среда детского сада не способствует, а часто препятствует созданию игрового пространства. Игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижен.
Причины ухода игры из дошкольного детства Непонимание развивающего значения данной детской деятельности. Игра чаще всего рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из дошкольного детства.
Причины ухода игры из дошкольного детства Отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и т.д.). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут и не хотят взять на себя функцию приобщения к игре.
Причины ухода игры из дошкольного детства Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметом обладания, которые заполняют физическое пространство, но не становятся побудителями внешней и внутренней активности детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.
Главная причина вытеснения игры из дошкольного образования Подмена игры как детской деятельности игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т.е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчеркивается. Однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
Отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения Настоящая игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не результат или ее оценка. Настоящая игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры.
Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей: Ситуативность поведения, зависимость от предметного окружения и воспринимаемой ситуации (в дошкольном возрасте невозможность создания своего замысла – это признак задержки развития). Невозможность самоорганизации детей, зависимость от взрослого – без указаний взрослых и без прямого руководства дети не могут найти содержательного занятия, скучают или «бесятся». Дефицит воображения и внутреннего плана действия - дошкольники не могут придумать сюжет игры или сочинить историю, или нарисовать что-то, отличное от образца.
Продолжение Недоразвитие воли и произвольности – дети не управляют своим поведением, они могут что-то делать только при прямом руководстве взрослых. Коммуникативные трудности – общение детей сводится к минимуму и становится бессодержательным – не умея играть, они не знают, чем заняться вместе и либо дерутся и толкаются, либо занимаются со своими игрушками. Неразвитость мотивационно-смысловой сферы, т.е. отсутствие осознанных желаний, внутренняя пустота, отсутствие целенаправленности. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому ее отсутствие (или примитивный уровень) ведут к деформации развития данных ключевых личностных образований.
Условия, способствующие возвращению игр ы Открытость образовательной программы. Адекватная предметно-пространственная среда. Игровая компетентность взрослого-воспитателя.
Игровая компетентность предполагает следующие качества и способности воспитателя: Креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть ситуацию, придать новое значение знакомым предметам. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заряжать детей своей эмоцией. Для этого нужны такие качества как открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и серьезное отношение к игровой ситуации. Тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных.
Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активностью. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....
Игра в современном дошкольном образовании
Статья Статья "Игра в современном дошкольном образовании"...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»Секция «Дети в музее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...
Консультация для родителей: "Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании"
Материал, содержащийся в консультации, повысит компетентность родителей по интеллектуальному развитию дошкольников....