Игра в современном дошкольном образовании
статья на тему

Коробкова Наталья Владимировна

Статья   Статья "Игра в современном дошкольном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра в современном дошкольном образовании

Коробкова Наталья Владимировна

Воспитатель МДОУ детский сад №1

комбинированного вида п. Уразово,

Валуского района, Белгородской области

        Изменился мир, и образовательное пространство в том числе. Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы страны.

       Впервые в российской истории разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышения профессионализма педагогов ДОУ в создании образовательной среды для развития личности ….

Педагогу -  дошкольного образования необходимо оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников, а это все участники образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, осуществлять отбор содержания, реализовывать его, сверяя с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» и ФГОС.

Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание было акцентировано на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности, на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с этим в нашей дошкольной образовательной организации были определены основные задачи по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса. Прежде всего, это:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теоретическому знанию ФГОС ДО и их практической реализации в образовательный процесс.

2. Организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников.

3. Обновление материально-технического обеспечения ДОО.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Для решения поставленных задач и более успешного управления процессом введения ФГОС ДО в нашей дошкольной организации был разработан рабочий план реализации проекта. В соответствии с планом в 2013-2014 учебном году изучены нормативные документы, проведен анализ условий, изучены особенности групповых помещений, с воспитателями проведены семинары, консультации по соответствующей теме. На 2014-2015 учебный год запланировано приобретение игрушек, дидактических пособий, консультации с родителями и привлечение их к организации развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях ДОО.

На сегодняшний день развивающая среда в группах нашего детского сада организована в соответствии с реализуемой основной образовательной программой и учитывает индивидуальные особенности детей, отвечает принципам организации образовательного пространства, учтены гендерные особенности воспитанников.

Зоновое расположение игрового материала, пособий обеспечивает интеграционное развитие, реализацию актуальных потребностей детей, свободу выбора детской деятельности. Большая часть площади в группах отведена игровой деятельности. Потому что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков  формировать уровень мыслительных способностей, готовить ребёнка физически и психически к умственной работе. В решении данных задач существенную помощь оказывают игры.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии  пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.  Педагоги нашего ДОУ самостоятельно разработали  свои рабочие программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования, и ориентированы на образовательные программы ДОУ.

Программа воспитания и обучения в детском саду во всех разделах рекомендует использовать разнообразные обучающие игры.

В каждой возрастной группе детей по программе обучения и воспитания в дошкольных учреждениях используются игры с учётом возрастного развития, какими способностями должны последовательно овладевать дети, чтобы развивалась их игра.

Игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элементы новизны. Новая информация должна основываться на знакомых детям фактах, событиях, на знание и значение предметов, их свойств, должна быть связана со способами решения игровых задач:

  1. постановкой игровой цели
  2. использованием новых средств для реализации задачи
  3. постепенным увеличением самостоятельной деятельности детей в игре.

Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых так или иначе присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.

В связи с этим хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.

Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и в конечном счете себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности.

Интересная игра стимулирует умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Игра является одним из более эффективных методов обучения особенно  в сочетании с другими методами и приемами: наблюдением, беседами, чтением и т.д.

Играя, дети реализуют имеющиеся знания и умения на практике, учатся использовать их в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной работы, жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

    Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Достаточно вспомнить меткое определение Л.С. Выготского: игра – это «правило, ставшее аффектом», или «понятие, превратившееся в страсть»  

Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность. Данное понятие трудно определить, хотя оно является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога. Попытаемся рассмотреть, что включает в себя способность взрослого приобщать детей к игре.

Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно –серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней. Поэтому старшие дети – лучшие учителя игры, так как им не нужно претворяться, они искренне верят в то, во что играют.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей, игнорирование их инициативы. Однако практика показывает, что именно эти две тактики наиболее часто встречаются в детских садах.

И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

Перечисленные  качества и способности должны стать необходимой составляющей профессиональной подготовки дошкольного педагога, поскольку они лежат в основе игровой компетентности.

Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.

В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Консультация для родителей: "Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании"

Материал, содержащийся в консультации,  повысит компетентность родителей по интеллектуальному развитию дошкольников....

Презентация "Роль игры в современном дошкольном образовании"

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние детской игры. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразо...

Доклад на педагогическом совете."Игра в современном дошкольном образовании"

Игра в современном дошкольном образовании.В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры. Ценность игры для детского развития признается практическ...